Чреватость отрицания

Анатолий Федосов
Всякое отрицание чревато – чревато продолжением… Сразу же встает закономерный вопрос: «А дальше что?!» Если вы что-либо критикуете или отрицаете – вполне ожидаемо замечание: «А что вы можете предложить взамен?» И чем больше будет ваше отрицание в пространстве и во времени, тем более чреваты будете вы сами – уже ущербностью в отношении правильности вашей жизни и личного развития. Вот вам пример чреватости отрицания в пространстве:

                Весь мир насилья мы разрушим
                До основанья, а затем
                Мы наш мы новый мир построим,
                Кто был никем тот станет всем!

Разрушая прежний мир до основания, человек неминуемо будет отброшен на несколько столетий назад в развитии: науки, техники, культуры, искусства, да и самого человека.  Раб не может превратиться в развитого человека одномоментно – да он может проявить отдельные способности и развить их, но лишь опираясь на те достижения, которые стали возможными благодаря усилиям предыдущих поколений – ему потребуются учителя и примеры, а они будут уничтожены и разрушены «до основания». Не с чем будет сравнивать, не от чего будет отталкиваться, не откуда будет брать рациональное зерно.

Теперь о чреватости отрицания во времени. Здесь можно привести наиболее яркий пример Казимира Малевича с его знаменитым «Черным квадратом». Отрицая весь опыт в искусстве предыдущих веков и поколений, он не мог не придти к черному квадрату, как к отрицанию всего созданного предыдущими поколениями художников. Его черный квадрат, как ничто иное характеризовало слом и отрицание всего накопленного ранее, не только в искусстве, но и в традициях, вере, обычаях. Недаром на своей выставке он размесил свою картину в «Красном углу», где обычно размещались иконы. Чтобы ещё более усилить эффект отречения от прошлого, Малевич изображал все свои квадраты поверх картин, изображенных на холсте, до этого. Вполне возможно, что он подразумевал черную поверхность квадрата, как поверхность для последующего изображения, как классную доску в школе, готовую для проведения урока. Только вот, что мог он уже тогда изобразить на поверхности своего черного квадрата – даже если бы он имел навыки хотя бы заурядного художника, он не «имел права» отречься от своего «отречения».

На своих выставках за границей, на которых он выступал, своего рода, как «символ революции» он, разумеется, произвел эффект. Но, это был, как я полагаю, только лишь своеобразный показатель, даже символ сомнительной новизны – который, как, ничто другое говорил об истинной сути революции в искусстве, и революции вообще. Малевича «оценили», скорее, как разрушителя настоящего изобразительного искусства – и он пришелся «ко двору» всем тем, кто был заинтересован в разрушении России. Соглашаясь с «ценностью» нового искусства революционной России, Запад вывозил, тем временем, всё «устаревшее», «обветшавшее» и «чуждое новому миру» искусство к себе, покупая его по бросовым ценам. До конца своих дней, Малевич так и не осознал чреватости своего отречения от прошлого в искусстве – он так и продолжал изображать квадраты, меняя их формы, цвета и сочетания.  И даже на его памятном знаке, поставленном у края поля, на котором рассеян его прах, изображен тот самый «черный квадрат».

Мы живем в двоичном мире, который богат всем тем, что нам предстоит пережить, осуществить, прочувствовать и оценить:
- добро и зло;
- любовь и ненависть;
- гениальность и глупость;
- белое и черное;
- вера и безверие;
- человечность и мерзость;
- …………………………….
Перечислять можно бесконечно, но не в этом суть – суть в том, что между каждыми из этих двух «полюсов» существует так много оттенков, тонов и полутонов, смешений красок и чувств, что ради поиска их гармонии можно, да и стоит потратить жизнь. И чем быстрее мы отыщем ту истинную пропорцию, тем красивее и плодотворнее будет наша жизнь. И когда мы рушим один из полюсов, мы тем самым отказываемся от поиска совершенства в том или ином деле, процессе, поиске или жизненной опоре.

Можно, можно прожить всю жизнь в отрицании – не понимая и не принимая иного, даже мимолетно, даже в малых количествах. Но, что это будет за жизнь: «Блажен, кто верует» - не про эту ли жизнь это сказано. Только вот будет ли спокойна, при этом, ваша Душа, требующая опыта, который только и может быть следствием проб и ошибок, не будет ли при этом, ущербна ваша жизнь. За все ошибки приходится платить - и чем большую ошибку мы совершаем, отрекаясь «насовсем» и «навсегда», тем большую плату мы понесем, впоследствии. Отречение всегда ставит после себя вопрос: «А что дальше?» И до тех пор, пока вы не слышите этого вопроса – ваше положение ЧРЕВАТО УЩЕРБНОСТЬЮ. Вы вправе спросить: «отчего именно чревато?» Оттого, что вы не в развитии, не в поиске истины в том вопросе, с которым столкнулись, именно сейчас. Отречение опасно и не опасно – и если вы будете искать истину, маневрируя меду двумя полюсами, ища наиболее ценного, благоприятного и истинного положения в этом вопросе – вслед вам никогда не прозвучит возгласа: «А король то – голый!» Будьте осторожны и предусмотрительны, а впоследствии,  деятельны, отрекаясь. Удач!!!