Мечты о дальних странах-мое школьное сочинение

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Боже! сколько слез и переживаний у нескольких поколений  школьников связано с диктантами, письмом  наизусть и школьными сочинениями. Сочинение ладно, но ведь надо и план …Скажу честно, сначала сочиняла, а потом и план  появлялся, приспособленный к уже написанному .
Помню юмореску в  журнале «ЮНОСТЬ», пародии на «пункты плана» на школьные сочинения: 
 «Бабизм – ягизм в наше время»
 «УБЕГ свиньи из хлева»

 Я мечтала о филфаке ( естественно МГУ!), тогда на сколько мне известно, других не было, да и сейчас для меня при всём уважении к РГГУ  существует в  Москве  только один университет. И к сочинения  относилась серьезно , писала c увлечением …
Как, например, вот это:
Какое путешествие  я бы хотела совершить
 Сочинение
 План :
1. Куда бы я хотела поехать
2 Что бы я  хотела увидеть в Лондоне
3 Почему мне близок Лондон
4. Почему мне хотелось бы побывать  в Америке
5. Что близко мне в культуре этих стран , почему мне хотелось бы именно в Англию и Америку .

 Если бы меня спросили, где бы я хотела побывать,я назвала бы многие страны. Мне  хочется побывать и в солнечной Италии, и в сказочной Индии, и в жизнерадостной Франции, и в холодных странах Скандинавского  полуострова, и в жарких странах Африки. Но больше всего  мне хочется поехать в Англию и в Америку. Меня интересует культура этих стран, я люблю их язык. Я хочу увидеть достопримечательности Англии, её морские порты. Я хочу видеть бескрайние просторы американских прерий, американские города.
 В Лондоне я  обязательно пошла бы на  Трафальгарскую площадь с колонной Нельсона, прошла бы по набережной Темзы, увидела  бы знаменитый лондонский Тауэр, Вестминстерское аббатство, посетила бы известный   во всем мире  Британский музей.
Я бы очень   хотела увидеть Шекспира на английской сцене Правда, однажды  мне уже представилась такая возможность. Я видела   шекспировского "Макбета" в английской  постановке  во время  гастролей театра «Олд Вик» в Москве. Спектакль произвёл на меня огромное впечатление , особенно сцена убийства короля. Мы не видели, как оно происходило, мы как бы находились поблизости. Кругом стоит тишина. Только слышны крадущиеся шагам убийцы, который приближается к апартаментам короля. Перед замком застыла в ожидании Леди Макбет. Вдруг шаги стихают, из замка выбегает Макбет. На его руках кровь, он бросается  к жене , её руки теперь тоже перепачканы кровью…
 Игра актёров в этой сцене просто потрясаююща. От " Макбета"   я получила самое яркое впечатление, которое я когда либо получала   от  спектакля. Да. Как бы мне хотелось побывать в Англии , в Лондоне. Мне бы хотелось пройти по шумной Уолл–стрит, посидеть на скамейке в Гайд- парке, заглянуть на лондонские окраины, которые   напомнили бы мне  времена Диккенса .
 Хоть я  никогда не была  в Лондоне и знаю его  в основном по книгам, мне кажется, что у Лондона есть много общего с Ленинградом. И Ленинград и Лондон – портовые города, хотя Лондон, с оговорками,  все же в отдалении от Северного моря. Они стоят на небольших реках Темзе и Неве, оба всегда представляются мне окутанными туманом, В Ленинграде и Лондоне много  исторических  памятников , и мне кажется, что  у ленинградцев и  лондонцев есть общие черты. Я люблю Ленинград, мне близок Лондон.
 Я  хочу увидеть Америку, её небоскрёбы, её музеи и парки , очутиться в гуще толпы Нью- Йоркского Бродвея. Об Америке у меня нет такого ясного представления как об Англии. В моём сознании уживаются две Америки. Одна Америка- это бандитизм  и комиксы , дикие танцы и дикие вопли, фильмы о грабежах и убийствах,  рост преступности . Другая Америка- это родина Вана Клиберна , родина других простых и честных людей , которые гордятся ею. Эта  та Америка, которая восторженно встретила выступления русского балета, аплодировала  ансамблю Моисеева  и "Берёзке", которая привезла  в   прошлом году в Москву  свой замечательный , остроумный весёлый  спектакль  "Моя прекрасная леди"  по Бернарду  Шоу. Мне хочется увидеть Америку своими глазами, мне хочется понять, какая она .
Англия – это  родина Байрона и Шекспира, Диккенса и Теккерея, Оскара Уальда и Бернарда Шоу. Мне нравятся американские писатели Марк Твен и О.Генри, " Песнь о Гайавате"  Лонгфелло и "Мартин Иден" Джека Лондона- мои любимые произведения. Я хочу лучше узнать  Англию и Америку, их литературу и искусство , вот почему  мне бы хотелось, совершить путешествие в эти страны.

Ну вот и прошла целая жизнь….  А что с  путешествиями?
Ни в Индии  ни в Африке , не побывала….
 В Америке тоже не удалось побывать… Есть свидетельства, только косвенные,  в частности,  сына  (весомые  для меня) Бывал несколько раз в командировках  в Бостоне  и Чикаго (он - учёный исследователь в области медицины  и биологии) Некоторые до сих пор думают, что там сплошные  гангстеры, а в первую поездку  сын писал по электронной почте  о чистейшей воде  озера (видимо, Мичиган) в черте города,  в котором купался.Обратно летел с пересадкой , кажется в Вене, и  вот  разговорился с соседкой по креслам приветливой, темнокожей  женщиной, которая  оказалась горничной в той гостинице, где он жил. Она с волнением  спрашивала , понравилось ли ему в гостинице, где она работает, да, репутация отеля для неё важна, летит в Европу в гости   к сестре …
 Бостон удивил красотой и  интеллектуальной жизнью…Везде царит доброжелательность, вежливость, хотя менее нарочитая, чем в Англии. У тех, кто обладает какой–то  энергией талантом, способностями, трудолюбием  и упорством  есть шанс пробиться в жизни ( перечитайте нашего классика  В.Г.Короленко «Без языка», 1895.
Еще интересно мнение одной знакомой   из в российской глубинки  Каждую осень, окончательно уезжая на зиму, мы страхуем свой деревенский дом, и  к нам приходит или приезжает на велосипеде   из деревни, в километрах трёх от нашей, страховщица  Лена,  моложавая женщина лет сорока. У неё есть подружка, которая, оказывается , умеет  хорошо обивать сидения автомобилей (наверное дёшево для американцев ?), ездила в Америку ( прежде всего чтобы  заработать  на квартиру в районном центре ) её  поразила доброжелательность -  «даже если язык совсем не знаешь, все стараются помочь и в магазине  везде» , рассказывала Лена нам с радостным недоумением .
   И еще – ещё одна история. В тех же  местах же есть у нас знакомый пчеловод Владислав Петрович К, переехал жить в деревню после развода с женой К нему на лето приезжала дочка, школьница, вместе на велосипедах  они развозили  мёд на продажу. Владислав  Петрович любит деревенскую жизнь, родные просторы, зарубежьем  особо не интересуется, скорее уж инопланетянами, верит в мировую закулису,  может кинуть реплику о Госдепе, вашингтонский обкоме,  повальном  преследование негров в США и тд... А теперь вот встретили его   и он рассказывает  и гордостью  и  растерянностью, что  общается  дочерью по скайпу и как она получившая грант по линии своего Воронежского(? )университета )на учебу В США  – ( кажется 1 тыс с чем долларов  в месяц) , снимает жильё, нормально питается и тд и "даже проблем никаких нет".
  Вот что писал норвежский классик Кнут Гамсун в своем  известном эссе FESTINA LENTE( лат. Спеши медленней . перевод мой  опубл. в сб  « Кнут Гамсун В сказочном царстве», 1993 и в сб. «На  заросших тропинках, 1993  ):
 «Америка трудится. Америка учит весь мир трудолюбию. Я не имею в виду участие в бешеной гонке с целью пробиться, да еще, если надо, с пистолетом в руке, золотую лихорадку, суматоху на бирже. Я имею в виду среднего американца, у которого есть рабочие руки да голова на плечах и который вполне умеет распорядиться ими. Но использует чересчур.“…Для американцев главное - труд, но в целом нация, народ работает прямо-таки с какой-то алчностью, в лихорадочном темпе…. Но ведь все дело в том, что человеческая жизнь коротка, так давайте же стремиться к тому, чтобы у нас было время ее прожить!»
А вывод? -  Никакой, всё это лишь  предмет для размышлений
 ( читайте также Про СЕГОДНЯШНЮЮ американскую  жизнь  здесь на прозе. ру  о путешествиях Амаяка Тер-Абрамянца   с  Дитриком  Липатцом Ditrikh Lipats ,водителем  грузовика- теперь говорят "дальнобойщиком"-, русскоязычного   эмигранта из Латвии )
Ну вот ,а  дальше , так сказать, ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ.
Калейдоскоп  моих Впечатлений (из каждого можно сделать – миниатюру – эссе – отдельный очерк ) - в основном  счастливых  поездок  ( хотя  какой-то негатив был, нет рая на земле ) Но всё же это собрание счастливых мгновений…
 Англия (Великобритания,UK). Так сложилось в связи  с  профессионально  и  родственно-дружеским  обстоятельствами   в Англии бывала  много раз. Начиная с 2000 ,ну не меньше 10 точно  и   была от нескольких дней  – до нескольких недель и даже месяцев
 Норидж  - чудесный средневековый город в  восточном графстве Норфрлк, скандинавская конференция IASS ( International association of Scandinavian stadies ), университет, на кампусе  расположен  отель - общежитие  ,как-то слышала  о таком выражение   «faculty home» , факультетский/ университетский  дом…. Вот в нём и жили многие участники. Примечательно  то, что часть этажей шла не вверх а вниз в подвал , то есть  был ground floor – минус 1, минус 2 минус3, а были и соответственно и  плюс – то есть традиционные этажи
Никаких охранников и пропусков нигде нет, так что некоторые  местные пенсионерки ради прогулки ходят сюда  недорого  пообедать,  то есть  на ланч в университетский  кампус. Разговорилась с одной такой милой дамой. Она изумилась, узнав, что я из России, вспомнила  про русский балет, Чехова , но больше всего  её волновал  вопрос, не разочаровали ли меня Англия , которую  большинство иностранцев представляют по романам Агаты Кристи.   
  Кролики на лужайках. Как-то поздно вечером  возвращались  с коллегой после прогулки по  Нориджу, хотелось посмотреть этот замечательный старинный город, и  вот перед нами картинка,  резвятся на лужайках из под каждого куста вылезают ушастые всех возрастов, повсюду  кроличьи норки, да в одну из  таких  и провалилась Алиса Льюиса Керолла.
Лондон.  Шумная Трафальгарская площадь. Национальная  галерея  - бесплатно ( хотя  порой при покупке на платные выставки просят пожертвование и   на видном месте стоит прозрачный  стеклянный куб с призывом жертвовать и с  горкой копюр и мелочи внутри) Толпы детей  все в форме, все оттенки красного , зелёного синего и даже чёрного  (В частных школах даже носки туфельки – должны быть одинаковые , форменные).
Очень сложное метро  хотя постепенно как-то освоилась
Конечно, оно старомодное, архаичное, кое где( в районе Паддингтон  тёмные )кирпичные стены,вызывающие ассоциации с  временами Диккенса. Первые поезда пошли, тогда у нас только что крепостное право отменили. И , конечно, практичное ,в то же  время  прагматичное , никакой  красоты  как собственно в большинстве стран мира(ездила в метро в Германии, Норвегии, Дании, Франции), потолки низковаты, в том числе  и в поездах,  никаких наших подземных  дворцов или произведений искусства  в виде статуй панно и витражей. Долго привыкаешь  к тому,  что  на каждой платформе  поезда идут не по одному маршруту, а по разным  Кольцевая линия не совсем кольцо. Иногда идёт не до конца до о разных ”аппендиксов ”, иногда через одну станцию , иногда через другую. Так что надо смотреть на электронное табло и слушать объявления. Я еще часто на всякий случай  спрашиваю, обращаясь с изысканной, старомодной вежливостью, называя  человека "сэр" или "мадам" , всегда готовы помочь, объяснить. Даже, если кто-то  видит , что долго стоишь у схемы метро , бывает  ,подходят и спрашивают «Can I help you?»
 Кстати  на  тему "сэров"("сир" во Франции ), первоначально обращение к  феодалу  вышестоящему  или   старшему по возрасту. Сейчас подчёркнутая вежливость, например в магазине.
В самую первую поездку коллега, англичанин,  пригласил  посетить  Гринвич, на пароходике по Темзе. Из всей этой  познавательной поездки много чего запомнилось  в том  числе и  посещение ресторана,  где мой курящий  коллега называл официанта " сэр ", попросив его принести спички.
Вестминстерское аббатство   уголок поэтов , где погребены и Чосер и Диккенс  и Теннисон  , Мильтон , Китс и Шелли  Великие и любимые.
Тауэр . Вороны  -  залог  благоденствия королевства, читала про них  впервые в школьном учебнике, а тут вживую увидела, такие сытые лоснящиеся   крупные  пернатые, на их корм королевская казна отпускает средства . Это дань традиции – существует поверье : если погибнут вороны, то погибнет  и королевство. Такие симпатяги…
 Музей «Виктория и Алберт»,  магазин «Маркс и Спенсер», музей Шерлока Холмса  на Бейкер стрит - разве можно  себе представить Лондон без всего этого
Тюрьма, где сидел Оскар Уайлд  в городе Рединге. Помните  поэму «Есть возле Рединга  тюрьма…»? Она( тюрьма  ) производит благообразное, хоть и суровое  впечатление: высокая кирпичная стена, каштановая аллея с памятным камнем вдоль  на фоне этой  стены Посвященным Оскару Уальду , рядом руины аббатства. Старинная часть тюрьмы едва видна Иду и вежливо спрашиваю прохожего, действительно ли это редингская  тюрьма.  В ответ у молодого человека расширяются глаза. Он  сочувственно объясняет, где вход:идти  дальше, там –то и там-то. Видимо, он думает, что я иду навещать какого-то близкого человека, сидящего  там.
Сноудония – ( горный массив и национальный парк  в Уэльсе) поездка на поезде по  склонам  гор, там рельсы железная дорога. Сама бы не поверила, но есть фото – облака внизу! (Полно музеев паровозов, множество энтузиастов ,проводят выходные копаясь  технике восстанавливая старые выгоны и паровозы.Вот уж чисто английская забава..)
Об Оксфорде  И Стредфорде -на -Эвоне напишу в другой раз.

  Норвегия–1990  год. Мне УЖЕ  сорок  четыре года ( сейчас кажется, молодость), наконец – то я вижу страну своей мечты … Ведь я занимаюсь норвежской литературой как  литературовед и переводчи . Это мой хлеб во всех смыслах…Музыка Грига, роман  «Пан» Гамсуна, «Кристина дочь Лавранса» Сигрид Унсет … Всё  умозрительно, по книгам , учебникам , фотографиям, фильмам.
 Тогда  ещё не было масштабного аэропорта  Гардермуэна;  самолёты прилетают на маленький, уютный,  почти в черте  столицы   аэропорт  Форнебю. Фиорд  совсем рядом от взлётно- посадочной полосы ( так  же  ещё  Трумсё, за полярным кругом, по-русски чаще пишут Тромсё ) Наконец-то вижу всё своими глазами. Трогаю деревья, травинки, идёт дождь  и я говорю себе: А ведь это норвежский дождь…

Осло -  город , хочется сказать городок, не потерявший связи  природой,  такой приветливый среди гор, на берегу    фиорда, к присутствие которого так или иначе всегда ощущаешь Как хорошо, едешь на трамвае, а за окном то и дело мелькает из-за домов сверкающая   голубая водная гладь. Изобилие товаров - ( тогда  особенно поразившее),многое,  овощи-фрукты, одежда так беззащитно  выставлены  прямо на улицах среди толпы прохожих, все красивое как  игрушечное, но не броское , как-то чуть – чуть даже питерское. 
Набережная Аккер Брюгге, идеально чистая, даже уютная какая-то, не смотря на многолюдство, по местным масштабам , пароходы , морской вокзал и небольшие рыбацкие суденышки, катера,  с которых торгуют креветками, которых тут же успевают и сварить.  Предусмотрены бумажные полотенца для рук и урны для отходов   
Множество яхт, разного размера и уровня комфорта Огромные стоянки , они  тут у многих как и автомобили. В Осло фиорде движение как на  дороге, и скорости приличные , есть буйки с дорожными знаками. Люди уступают друг другу дорогу, благодарят жестами, а иногда просто машут в знак приветствия.
Осло, Ратуша, Национальный театр, всё в двух шагах, останавливаюсь в районе  Грюннерлокка  у университетской подружки Хелены Странд Юхансен( дочь коммуниста она училась в 60-ые годы в МГУ,в одно время со мной , на русском отделении )
Дрёбак , Спикестад, Колботн  - милые пригороды  патриархальной столицы. Сосем неважно – ни экономически ни статусно, где  живёшь. Важны подходящие цены на жильё  работа... И еще  здесь любят национальные костюмы,  и  одевают не только на общенациональный праздник 17 мая , день конституции, но и  на семейные дни рождения, свадьбы, крестины. Видишь как садятся в машины , на поезда ,автобусы , женщины в длинных расшитых юбках( в каждой области свой узор, белые блузки красные или тёмные жилетки , на груди  массивная  металлическая   круглая   брошка, (чаще всего серебряная  , она так и называется solv- серебро)    и мужчины   , в черных штанах до колен, гольфах, коротких пиджаках с металлическими пуговицами. Умилительны также одетые  детишки,  которой порой наряжают так же почти с грудного возраста,  особенно  когда  их  везут в детских колясках… в крохотных юбочках, жилеточках, пиджачках с металлическими пуговками
 
Ещё были в моей жизни :
ГОЛАНДИЯ (то бишь ,Нидерланды), ФИНЛЯНДИЯ, ШВЕЦИЯ,  ОСТРОВ  ГОТЛАНД  ДАНИЯ,ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА ,ГЕРМАНИЯ , БОЛГАРИЯ ФРАНЦИЯ ( только Париж, правда ),
 не говоря  уж  об ЭСТОНИИ, ЛИТВЕ, ЛАТВИИ, близких мне    с рождения  и по корням , родная я деревня моих предков  Копаницы  в кингисеппском районе всего в нескольких десятках км от Эстонии:  где после войны, В Прибалтике служил мой отец, моряк , ездили  отдыхать в Литву  игналинский район , на озёра Национального парка и в друге прибалтийские места :Дубалты , Пярну , Эльву…
 
Попробую позднее обо  всем этом  отдельно написать.