Десять писем в Нью-Йорк. Письмо первое

Нина Николенко
 
Люди давно не пишут письма друг другу. Потому,что есть скайп. А ещё можно отправить электронное сообщение!Или просто позвонить по сотовому,практически в любую точку нашей замечательной планеты,и запросто поболтать с абонентом. Лишь бы он был в зоне доступности!
   А что же с письмами, которые пишутся на бумаге собственноручно,или хотя бы   набираются на клавиатуре компьютера? Как не печально,но то,что эпистолярный жанр не просто болен,а буквально находится при смерти,неоспоримый faktum,что в переводе с латинского - нечто сделанное,совершившееся. Это-истина,это -событие, это - результат.Ну а проще говоря,факт! Чего уж тут умничать?  Вот и получается, что вымирание эпистолярного жанра,это - факт,как результат компьютеризации  и новых технологий.   
    Но желание получать письма,как тогда,в той жизни,в которой не было  компьютеров и сотовых телефонов,наверняка  приходит на ум ни одному человеку, помимо меня! Я частенько за последние десять лет думала о том, как хорошо было бы получить настоящее письмо.Заглянуть в почтовый ящик,увидеть бумажный конверт, достать его и не сразу,именно так,не сразу,вскрыть.Эти минуты ожидания-самые трепетные,самые волнительные при получении писем. Разумеется,если они не из налоговой, пенсионного фонда,а тем более,не от судебного пристава!
    Сейчас же,я хочу поделиться с вами своими личными письмами!Да,да,именно своими. Собственноручно набранными на клаве  моего ноутбука.
    Их получатель год назад  ещё жил  в Нью-Йорке, на Брайтон-Бич,как и многие другие эмигранты из бывшего Советского Союза. Почему жил? Нет, нет!Он ещё  здесь, в нашем земном  мире. Просто вернулся из Америки обратно в Россию. Живёт в славном городе Казани и,по старой памяти, иногда пишет мне на электронный адрес.
   А  четыре года назад мы довольно-таки часто общались с ним. Практически каждый вечер. После работы, а я в то время  работала  журналистом в небольшом заштатном приморском городке,я варила себе кофе,брала вазочку с конфетами или печеньками,  шла в свой небольшой домашний кабинет и выходила в скайп.
   Василь, так зовут моего друга,в это время там, у себя в Нью-Йорке,заваривал крепкий чай,брал гитару и шёл к своему компьютеру.
   Мы могли болтать часами.Обо всём!О природе,политике,загадочных явлениях, искусстве и бог знает ещё о чём! Более интересного собеседника я не помню. Синеглазый брюнет, с густой сединой на висках и в бороде,с заразительным смехом и необыкновенно приятным голосом,стал для меня на какой-то период близким другом.
    Нет,я не была влюблена в него! Просто с ним было чертовски интересно.Больше всего мне нравились его песни.Поёт он очень хорошо!И слухом обладает замечательным.
    Пел он песни известных исполнителей,советских и зарубежных,и свои,которые частенько сочинял на ходу.
    Это были  незабываемые вечера! Мои вечера. Потому, что в  Нью-Йорке,в это время солнце только просыпалось.
    Мой  шотландский вислоухий кот Сахар тоже любил эти посиделки. Ложился на ковёр рядом с письменным столом и,как бы спал,только ушами прядал время от времени. И это выдавало его с головой,хвостом и усами. Видно песни Василя ему тоже нравились. Ведь,как только я отключала скайп,Сахар тут же смывался в другую комнату,на диван,или в любимое своё кресло.
   Кстати,моего американского друга на самом деле зовут Борисом.Борис Миров.Но он изначально попросил звать его Василём. Я согласилась,потому,что разницы для меня  никакой не было,Василь или Борис! Да и сейчас я редко вспоминаю его,как Бориса.
   Однажды он попросил написать ему письмо. Пусть электронное,но письмо. Какие-нибудь мои воспоминания. В беседах наших он ни один раз говорил,что скучает по России.Когда - то его семья :мать, отец, он и сестра,до того,как уехать в Израиль,жили в Москве. И,куда бы судьба Василя не заносила,Москва всегда занимала особое место в его сердце.
   
  -Хорошо!- Сказала я и на следующий день отправила ему первое письмо. Первое из десяти,с моими воспоминаниями из далёких детских лет и недавних событий.
   Кто знает!Может быть кому-то из вас они напомнят о чем-то своём,сокровенном и  близком?
   
   
ПИСЬМО ПЕРВОЕ.

О КАТОРЖНИКАХ И ЛЮБВИ К ТАНЦАМ
   
   Нью-Йорку привет от Дальнего Востока!
   Одна из давнишних моих привычек- начинать письма с первого,что в голову придёт!
   Сегодня ты отправил мне ссылку к видео.Там маленькая девочка,лет пяти, замечательно читает стихи про бабушку. Я в восторге от неё!Она счастливый ребёнок. Потому,что никто не мешает ей быть талантливой. По-крайней мере,пока что!
   Знаешь,смотрела на неё и с грустью вспоминала один случай из своей жизни. Я была очень живым и общительным ребёнком до школы. Когда мне исполнилось шесть  лет,бабушка Надя взяла меня с собой в большое путешествие. Никогда прежде мы с ней так далеко не уезжали. А тут,представь только,с Северного Кавказа,поездом, мы поехали в какую-то далёкую,загадочную Читу!
   Там когда-то,очень давно,в конце девятнадцатого века,моя бабушка родилась и выросла. Не в самой Чите,а в тех местах,где каторжники разрабатывали рудники. Место,где прошло её детство, называлось Александровским  заводом,в честь русского царя ,Александра Первого.               
   Поселение было основано в конце восемнадцатого века,неподалёку от залежей руды,содержащей серебро. На самом деле,оно называлось так: Александровский сереброплавильный завод. Бабушка же всегда произносила по-своему, Алекзавод.
   Сюда ссылали политических заключённых. Каторжники,до середины девятнадцатого века,каждый день,гремя кандалами и цепями, тянулись ранним утром от вонючих  бараков,где они содержались,к руднику,а поздним вечером обратно.
   Уже потом,в старших классах школы, я узнала,что петрашевцы, Николай Чернышевский,участники польского восстания и многие другие, жаждущие свободы, россияне,нашли здесь упокоение не только своим мечтам,но и самой жизни.
   Александровский завод стоял на реке с необычным названием Газимур. До Читы было около четырёхсот вёрст,а до железнодорожной станции Борзя,чуть больше ста двадцати.
    Пока мы ехали в поезде,а это целую неделю,я услышала ещё много диковинно - красивых названий. Они были,как слова песни на незнакомом  мне языке:  Дарасун,  Бушулей,Букачача, Даурия... Я слушала бабушку в оба уха,смотрела на неё в оба глаза,и всё наше купе занималось тем же!

   История её жизни была необычной и очень,очень интересной,начиная с того,что бабушку,рано осиротевшую,её дядька - опекун,выдал замуж в неполных четырнадцать лет. Попу заплатили за то,чтобы он обвенчал её с моим дедом ,как шестнадцатилетнюю.
   Многого я не понимала,но потом,уже в более старшем возрасте, слушая снова и снова бабушкины рассказы,я удивлялась той жизни,которая существовала задолго до меня и была так непохожа на всё,что я видела вокруг себя.
   Из той далёкой поездки у меня в памяти осталась необыкновенная красота Байкала, высоких сосен, низкорослых кедров,лысых сопок,поросших чабрецом,  огненно-красных саранок,которые можно было есть,и удивительных,синих ирисов на болотах.
   А ещё,я до сих пор помню, как  ходила по всему вагону от купе,к купе, и пела песни. В моём репертуаре были: "Шар голубой" , "Пропел гудок заводской" и " Вот кто-то с горочки спустился". Везде, куда бы я со своим концертом не заглянула,  меня  награждали бурными аплодисментами и конфетами. И всё время говорили,что из меня вырастет самая настоящая артистка. Кстати,я любила не только петь ,но и танцевать! Но места в вагоне было маловато для моих танцевальных номеров. И бабушка была этому несказанно  рада. Потому,что на ходу,когда  поезд набирал скорость,со мной могло случится что угодно : я могла удариться обо что-нибудь, или,не приведи Господи,сломать руку или ногу. И вообще,сейчас я понимаю,что бабушке было гораздо спокойней,когда я сидела на своей полке в нашем купе и читала книжку! Не помню, говорила ли я тебе, что читать научилась самостоятельно  к четырём годам? Впрочем, это не суть важно.
    Ту далёкую поездку в Забайкалье, я вспомнила, что бы ты мог представить себе ,насколько я была подвижным и любознательным ребёнком.
    Через год после этого путешествия,я пошла в школу,которой  просто грезила, ужасно завидуя соседским детям,живущим на нашей Кисловодской улице,которые  первого сентября,в красивой  форме,с портфелями в руках и огромными букетами цветов,ждали автобус на остановке,как раз напротив нашего дома.
    В школе  я сразу же записалась в танцевальный кружок! Раньше при школах много чего было.  И кружки, и зоологические уголки, и школьные театры. Я же   сразу решила,что лучше танцевального кружка ничего быть не может. Хотя, мне очень нравился маленький белый кролик в зооуголке, и красивые костюмы в театралке!  Но выбор в пользу Терпсихоры был сделан,всё же без особых  раздумий.
  Ты не представляешь,с каким удовольствием я ходила на эти занятия! Единственное, о чём я жалела тогда, так это о том,что уроки танцев были  не каждый день,а всего три раза в неделю. А если бы ты увидел  нашего хореографа, нашу Маргариту Даниловну, красавицу с большущими серыми глазами,ты бы сразу влюбился в неё, как и все мы, девчонки и мальчишки из школьного танцевального кружка.
   Я не пропустила ни одного занятия! И очень много занималась дома. И уже тогда, в семь лет мечтала о том,что когда вырасту,буду так же,как Маргарита Даниловна, учить детей танцам разных народов мира.
    Но,в конце учебного года,всё изменилось. Рухнуло! Наша,как мы её называли хореографиня,вместе со своим мужем,военным лётчиком,уехала на Урал. Пришла новая учительница. Я не помню её имя. Ты поймёшь сейчас,почему.
    Ещё с Маргаритой Даниловной,к майским праздникам,мы начали разучивать итальянский танец. Мама сшила мне костюм. Это была беленькая кофточка,с  короткими рукавами,которые назывались очень смешно- фонарики,чёрный корсет на шнуровке,и пышная красная юбка - пачка. Мама сшила её из выкрашенной  и накрахмаленной марли. Юбка была очень красивая!А вместо кастаньет,нам всем сказали принести круглые погремушки на одной ручке. Как сейчас помню, мои «кастаньеты» были ярко оранжевого цвета!Эх,ты не представляешь, какое это было богатство для девочки, которая любила танцевать!
    Новый  хореограф  зачем-то  сказала нам  построиться  по - росту. Девочкам  и отдельно мальчикам. Она медленно прошлась мимо нас туда и обратно. Потом подошла ко мне и сказала :
    - Милая,выйди, пожалуйста из строя!
    -А зачем?- Спросила я. .
    -Твой рост очень мал. Ты ниже всех ростом и это портит всю картину!- Ответила она и тут же хлопнула в ладоши:
    - Все смотрят на меня! Встали на линию танца! Взялись за руки!
    Я  тоже подошла к мальчику, с которым танцевала в паре, и взяла его за руку. Мальчика  звали Серёжа. Мы, с первого же дня,  сидели с ним  в классе за одной партой. И он мне очень нравился.
    Но хореограф  тут же подскочила к нам , отвела меня в сторону и, вздохнув, спросила:
   -Ты по - русски  понимаешь?
И раздражённо добавила:
   -Запишись в другой кружок. И ешь морковку!

   -Зачем? -Спросила я, пытаясь сдержать изо всех сил, накипающие слёзы.
   -Что бы подрасти! А сейчас иди домой. У меня  нет времени сто раз тебе объяснять то, что я уже сказала.

    Вместо меня в танец поставили другую девочку, из параллельного класса. Я об этом узнала позже. А в тот день, я шла домой так медленно, словно у меня на ногах были те самые кандалы , про которые бабушка мне рассказывала во время путешествия по Забайкалью.
   До концерта был ещё целый месяц. Я никому  не сказала дома о том, что случилось. Просто каждый день упрямо брала с собой в школу сумку с костюмом и балетки. Репетиции уже шли на сцене, в школьном актовом зале. Я приходила туда,  садилась в одно из кресел  первого  ряда,  и смотрела во все глаза, как Серёжа, с которым мы танцевали три школьных  четверти подряд, танцует с другой девочкой. Моё сердце просто разрывалось от горя, обиды и непонимания, почему маленький рост так плох. Я сидела молча,тихо,хореограф делала вид,что меня нет,а день большого школьного концерта всё приближался.
    Во время одной из таких репетиций,в актовый зал заглянула шестиклассница  Надя. Мы жили с ней  по соседству, на одной улице.  Надя  казалась мне очень  взрослой! И умной. Потому, что  носила очки. Я даже жалела иногда,  что  мои глаза видят очень хорошо и я не могу носить очки, как Надя.
    Несмотря на то, что я училась на одни пятёрки, эта история с моим исключением из танцевального кружка, перевернула всё моё представление о самой себе. В своих собственных глазах я была  недомерком, да и вообще  просто глупой какой -то уродиной!  Мне было стыдно за то, что со мной произошло. И никому об этом я так  и не рассказала. Даже бабушке. До сих пор не могу понять,почему?
    А вот Наде рассказала. Потому, что она застукала меня во время репетиции именно в тот момент,когда слёзы невольно,одна за другой,покатились по моим румяным щекам. Я пыталась утереть их кончиком косы,потому,что носовой платок, опять  забыла дома. Надя вывела меня из зала, достала  из своего портфеля носовой платок и энергично вытерла мой мокрый нос. И тут меня прорвало!
    Взахлёб, вперемежку со слезами, я  рассказала ей всё. И когда,наконец-то,  эта гора моего невысказанного отчаянья осела, утонула в горько- солёном море, кандалы с моей души упали вниз, на, окрашенные тёмно коричневой краской,полы школьного коридора, и я вздохнула глубоко,и вместе с тем, легко. Ведь я была теперь не одна! Надя не просто успокоила моё истерзанное сердце,она пообещала прийти ко мне в гости. В этот же день! И сказала,что у неё есть замечательная идея.
   Мы вместе  вышли из школы и вместе дошли до железнодорожного вокзала, откуда  автобус уходил на нашу улицу.  Там немного потолкались среди тёток в белых  фартуках и нарукавниках, продающих пирожки  и мороженое,и Надя купила нам по  пирожку с повидлом,а мне ещё в придачу фруктовое мороженое, в низеньком бумажном стаканчике  с деревянной лопаткой-ложечкой. Я до сих пор помню его  вкус! Вкус настоящей смородины. И дружбы! Вкусней этого пирожка,и этого мороженого для меня  не было тогда ничего!
   Вечером Надя,как и обещала,пришла к нам домой. Услышав,как хлопнула калитка и заливисто залаял Тузик,я сразу же выбежала на крыльцо. Надя шла, по бетонированной дорожке к дому,и несла в руках что- то яркое и красивое.Это была необыкновенная,удивительная корона!Она была,как будто сплетена из фруктов и цветов. На самом деле,Надя её нарисовала на плотной бумаге. Потом аккуратно вырезала и склеила концы так,чтобы она прочно и удобно держалась на голове.
   - Завтра  праздник здоровья! – Весело сказала она. - Ты будешь Флорой.
   -Кем?- удивлённо протянула я.
   -Флорой. Королевой всех растений!  Понимаешь, во всех фруктах и овощах много витаминов. Это очень полезно и для детей,и для взрослых. А цветы приносят радость. Это тоже полезно для здоровья! Оденешь свой костюм, а на голову эту корону. И мы распустим тебе волосы. Они у тебя цветом, как пшеница спелая. Да все просто от зависти упадут! - С уверенностью добавила она и мы пошли примерять мой  новый образ.
   Надя действительно прекрасно рисовала! Она ходила в художественную школу, но мечтала, почему то, стать не художником, а  архитектором. Об этом она мне потом уже рассказала. Потому, что именно с того самого  дня началась наша крепкая дружба, которую я до сих пор вспоминаю с большой теплотой  и чувством благодарности. Надя учила меня рисовать, мастерить всякие поделки из бумаги, лепить сказочных зверей из пластилина и вышивать крестиком.
   А  на празднике здоровья  я  действительно оказалась   в центре внимания не только одноклассников, но и учителей! Всем понравился мой костюм королевы Флоры. Только вот, когда  начался  концерт и учащиеся  танцевального кружка стали  лихо отплясывать  тарантеллу , слёзы  снова предательски навернулись  на  мои глаза.
   Вот такая история, Василь! Про каторжников, синие ирисы и мою  несбывшуюся мечту стать учителем танцев.  Но она не так уж и печальна! Потому, что любовь к танцам осталось в моём сердце на всю жизнь. И я, с тех давних пор,  танцую так , как мне диктует моё  тело, музыка и моя душа. И мне нравится!