Дед Мороз в школе и дома

Надежда Семеновская
В этом году осень уж слишком задержалась, и в начале декабря ветер все еще гонял по покрытой инеем земле сухие листья, раскачивал в вышине тонкие, хрупкие ветки берез. Мы все сидели в пионерской комнате и готовились к новогоднему утреннику, точнее, даже к двум – для пионеров и для наших подшефных октябрят, первоклассников, которых в этом году  взяла наша первая учительница.
Мы вырезали из бумажных салфеток снежинки, клеили флажки из цветной бумаги, а из разноцветной папиросной скручивали новогодние гирлянды. Совсем скоро, перед самыми каникулами, все это великолепие украсит школьные классы и коридоры. В этом году нам повезло: дядя Петя где-то достал специальные краски, которыми можно рисовать на стеклах. Он объяснил нам, что такая техника называется «витраж». Мы попросили разрешения взять ее в школу и расписать окна нашего класса, то есть того, который кабинет литературы, и нашего бывшего класса – а теперь подшефных октябрят. Отец Ивана, конечно, нам разрешил. Осталось добиться разрешения вожатой Оленьки.
- Знаю я вас, - пожала плечами старшая вожатая, - Наведете красоту, а кто потом убирать все будет? Вас на обычное дежурство по классу загонять надо, а уж окна мыть… Мне придется все самой оттирать. Уборщица, между прочим, не обязана.
Мы все хором уверили Оленьку, что железно, обязательно, честное пионерское – вымоем окна после Нового года, к началу третьей четверти. Оленька смягчилась и разрешила. Она все же была добрая.

Оленька подошла к окну, чтобы понять, какого роста и размера получатся нарисованные снеговики – и ахнула. Мы все тоже вскочили с мест.
Деревья стояли уже все белые от изморози. Порывы северного ветра несли толпы снежинок, когда же они стихали – белые пушистые капельки, медленно кружась, оседали на осеннюю листву, на асфальт, на оконные стекла.
- Зима пришла! Ура! Наконец-то! – завопили мы.
- Лишь бы только снег не растаял! – беспокоилась Оленька.
Теперь нас было очень трудно удержать под крышей. Оленька лишь заявила скороговоркой, что надо обсудить программу новогоднего вечера, да и вообще планы на зимние каникулы, и отпустила нас с миром. Видимо, ей тоже надо было спешить в свой вечерний институт.
Мы втроем возвращались домой и смотрели, как падает снег в ранних зимних сумерках, подставляли ладони и следили, как на теплой коже тает снежинка, превращаясь в маленькую чистую капельку воды. Мы слизывали растаявшие снежинки с пальцев – у них был особенный, непередаваемый вкус.
- Кто знает, где была эта капелька, прежде чем прилетела к нам? – подумала я вслух – Может быть, она была частичкой айсберга в Антарктиде?
- Или каплей морской воды в тропическом океане, - отозвалась Наташка.
- Еще лучше, если она была частью снежной вершины Арарата, - мечтал Иван.

***   ***   ***

Для нас, детей, зима означала горку в свободное время и лыжи – в школе на уроках физкультуры. Лыжи достали с антресолей, проверили и просмолили, словом, привели в боевую готовность. Слава Богу, оказались впору лыжные ботинки, купленные в прошлом году на вырост!
Раньше, когда мы были еще  маленькие и верили в сказки и чудеса, в это время мы обязательно писали письма Деду Морозу. Мы рассказывали, как хорошо себя вели весь год, рисовали копии наших дневников с хорошими оценками (плохие мы сами себе не выставляли – не дураки же!), и, конечно, просили подарки. Письма мы клали под подушку перед тем, как заснуть, а утром его никогда и не было. А в новогоднее утро под елочкой обычно оказывались именно те книжки и игрушки, о которых мы мечтали. А если вдруг случалось чего-то и недосчитаться, мы расстраивались, но относились с пониманием: ведь нас, детей, очень много, а Дед Мороз – один на всех, может же и он о чем-то запамятовать!
В том, что Дед Мороз иногда бывает очень рассеянным, я убедилась лично, когда мне было пять лет. Мы с мамой мирно ужинали под «Спокойной ночи, малыши!» и уже собирались ложиться спать, когда в дверь настойчиво позвонили.
- Кого это черти несут на ночь глядя? – удивилась мама.
- Кто там? – спросила она из-за двери.
- Откройте, это мы – Дедушка Мороз и Снегурочка! Мы вам праздник несем! – раздались нестройные голоса.
Мама очень удивилась и открыла. В квартиру ввалились красноносые, румяные, очень веселые Дед Мороз и Снегурочка.
- И где тут ваш мальчик! – закричал Дед Мороз, хлопая варежками, - Не стесняйся, малыш!
- Вообще-то я девочка! – слегка обиделась я.
- Девочка? – Снегурочка так удивилась, словно я заявила, что я среднего рода, - И как же тебя зовут, девица – красавица?
- Катя, мне пять лет, - заученно ответила я.
Дед Мороз вошел в комнату и, тяжело дыша, рухнул на стул.
- В детский садик ходишь? – тут же спросил он.
- Хожу.
- Тебе там нравится? Хорошо себя ведешь?
- Да, - ответила за меня мама.
- Стихи там учишь?
- Конечно, - снова вмешалась мама.
- Тогда давай – читай любой, по твоему выбору, я сегодня добрый! – рассмеялся Дед Мороз, - Потому что сытый и уже угостившийся. Уважают нас со Снегурочкой!
Мама поставила меня на табуретку, я важно декламировала стих, который недавно рассказывала на утреннике в детском саду, и заметила краем глаза, что Снегурочка, пятясь, вышла в коридор и куда-то тайком звонит по телефону.
- Наверное, оленям звонит, ну как взрослые обычно вызывают такси, - подумала я, - Интересно, как скоро сани приедут? И их подадут по воздуху, прямо к нашему окну?
Стишок закончился, Дед Мороз важно кивнул, развязал большой красный мешок и вручил мне подарок – яркого шоколадного зайца и большой железный самосвал.
- Расти большой, кушай и играй на здоровье! – пробасил Дед Мороз.
Я ошарашенно молчала.
- Что надо сказать, когда получаешь подарки? – строго  спросила мама.
- Спасибо, - ответила я, - Буду в кузове кукол катать.
Дед Мороз кивнул, икнул и уронил голову на грудь, в густую белую бороду. Мне показалось, что он задремал от усталости. Несчастная Снегурочка  металась в коридоре и оттуда подавала маме знаки. Она о чем-то пошепталась с мамой, а после подхватила Деда Мороза и ушла по лестнице наверх, к нашим соседям с третьего этажа.
- Ну и история! – выдохнула моя мама, когда за ними закрылась дверь.
Тут снова раздался звонок в дверь, на этот раз прибежала одна Снегурочка. Быстрым жарким шепотом она рассказала мне, что Дед Мороз очень устал, ошибся и перепутал подарки. Грузовичок предназначался нашему соседу сверху, а мне дедушка Мороз дарит фломастеры и альбом для рисования, вот, целых двенадцать цветов! Я же послушная девочка и не буду плакать?
Я и не плакала, потому что я любила рисовать, и фломастеры мне нравились гораздо больше. Но вот шоколадного зайца я так и не отдала. Я уже успела отгрызть ему уши.

***   ***   ***

Теперь, конечно, мы в такие глупости не верили. Мы уже знали, что Дед Мороз – это артист от профсоюза того завода, где работают наши папы, и его предоставляют советским трудящимся точно так же, как продуктовый заказ к празднику. То есть заказ, конечно, на самом деле никто не заказывает, а берут то, что предложат. Но в этих новогодних наборах бывают такие лакомства! А вот Деда Мороза со Снегурочкой надо пригласить, и в его мешке будет только то, что заранее положат родители.
Теперь мы уже сами придем к октябрятам в образе новогодних персонажей, ведь мы решили, что будем отмечать Новый год вместе, первый класс и четвертый. Мы придумали провести викторину сказок и нарядиться сказочными персонажами, приготовить призы для тех малышей, кто угадает сказку правильно!
Нашей троице выпала «Снежная королева». Каем стал Иван, Гердой – Наташка, мне выпала роль Маленькой Разбойницы. Мы репетировали новогодний вечер два раза в неделю, по вторникам и четвергам. Мы очень старались, ведь никому не хотелось ударить лицом в грязь перед малышами!
А по средам у нас последними уроками была сдвоенная физкультура, и наш учитель Игорь Николаевич возил нас на лыжню в лесопарк. Мы очень любили Игоря Ивановича, потому что он всегда придумывал на своих уроках что-то интересное. В этот раз он спрятал в лесу флажок, в самом конце эстафеты, вот только не сказал нам, за каким именно деревом. Весь класс разбился на звенья, и мы бросились к старту, потому что тот, кто найдет флажок первым – выиграет победы всей команде.
- Единственное условие – с лыжни сходить нельзя, - предупредил нас Игорь Иванович, - И не пытайтесь мухлевать, я все равно это узнаю! Победившее звено в полном составе получает пять, остальные – четыре.
Я не слишком любила кататься на лыжах, но это куда интереснее, когда надо внимательно присматриваться к тому, не мелькнет ли на березовой ветке или среди еловых лап яркий флажок.

***   ***   ***

Дома взрослые тоже ждали Новый год. Наши мамы начинали готовиться к нему еще летом, когда запасали к праздникам лечо, соленые огурцы, квасили капусту, мариновали и сушили кабачки, патиссоны, грибы, закрывали в рассоле молодой зеленый горошек. Конечно, праздничный стол всегда украшало настоящее варенье из абрикосов с орешками, такое вкусное, что можно съесть целую банку и не заметить!
А еще наши мамы берегли для праздников дефицит. Если им случайно удавалось попасть в магазин именно в тот момент, когда там выбросили на прилавок шпроты, сайра или горбуша,  или зеленый горошек, или сгущенка, или консервированные ананасы в сиропе, или советское полусладкое шампанское, они тут же бросались в очередь, как в последний бой, и не уходили без добычи.
Однажды осенью мы с Наташкой и Женькой играли во дворе в резиночку и заметили, как к нам бежит моя мама. Схватив нас в охапку, она встала в огромную очередь в местном универсаме, где как раз давали сырокопченую колбасу, по одной палке в руки.
Мы честно протолкались у прилавка два часа, но продавщица самым мерзким образом попробовала нас не обслуживать, потому что дети – это не «руки». Мама онемела от такой наглости и потребовала вызвать в зал товароведа, но очередь сбилась в могучий монолит и встала на нашу защиту.
- Ты, коза! У тебя свои дети есть? Дети не едят, что ли? – кричала чья-то бабушка.
- Дети честно стояли вместе со всеми! – возмущался молодой мужчина.
В итоге нам достались четыре килограмма этой самой колбасы – по килу на семью, и мы гордо несли по улице этот самый настоящий трофей.
Курицу, сыр, яйца и мясо, красную рыбу и икру для Нового года и Дня Победы брали только на рынке.
- Платим бешеные деньги, но что делать? Один раз живем, и хотя бы праздничный стол будет как у людей! – вздыхали взрослые.
Все запасы наши мамы хранили в морозильнике или на балконе, и прикасаться до праздников с дефицитным кушаньям нам, детям, запрещалось под страхом смертной казни. И это не преувеличение: не сомневаюсь, что тому, кто вскрыл бы коробку конфет «Рот-фронт» или разрезал бы колбасу, наши мамы и бабушки устроили бы год расстрела солеными помидорами.
В одном нам повезло: армейский друг отца Наташки жил в Абхазии и всегда присылал к Новому году в подарок посылку с мандаринами и апельсинами. А он, в свою очередь, делился с друзьями. Прямо с ветки собственного сада, иной раз с листочками! Все это богатство хранилось в ящике на антресолях, закрытое газетной бумагой, и как же они пахли, когда перед самым новогодним столом с ящика срывали крышку!
- Вот бы еще узнать, как с осени арбуз сохранить, - мечтала Наташкина мама, - Представляете – свежий арбуз на новогоднем столе!

***   ***   ***

В последний учебный день нам раздали дневники с полугодовыми оценками, а после мы до самого вечера убирали и украшали класс к завтрашнему утреннику. Стекла мы все же расписали веселыми снеговиками и зайчиками. Малышам очень понравилось! И даже нам, уже почти взрослым, понравился Дед Мороз со Снегурочкой, молодые, веселые, заводные! Они пели с нами песенки и устроили самые настоящие детские танцы, как на дискотеке для старшеклассников. И они вместе со всеми смотрели, как мы выступаем, и верно угадывали сказки.
Мальвину в парике с голубыми волосами, когда она учила грамоте Буратино и Пьеро, угадать было просто. Затем появилась Госпожа Метелица и две ее служанки – Дочка и Падчерица, а это уже сложнее, ведь есть еще одна такая же сказка – «Морозко». Незнайка, Синеглазка и Знайка тоже всем понравились.
Нашу сказку верно угадала маленькая Аллочка, именно она первая вспомнила дочку атаманши, которая сидела на шее у своей мамы.
Все мы получили сладкие подарки. Наши мамы накрыли для нас сладкие столы с настоящей газировкой «Буратино». Мы ели торт, пирожные и запивали их настоящим лимонадом – что может быть восхитительнее!
Теперь нас ждали две недели каникул, и мы только сейчас заметили, как преобразился город. Обычная зимняя темнота, у которой кое-где чуть светили унылые серые фонари, раскрасили в синий, зеленый, красный цвет гирлянды разноцветных лампочек, которые натянули на провода. Площадь у метро и Ленинский проспект украсили мерцающими новогодними звездами и светящимися пластмассовыми снежинками. В витрине «Детского мира» игрушечный Дед Мороз и Снегурочка, в настоящий человеческий рост, раздавали подарки плюшевым зверушкам и куклам…

***   ***   ***

В этом году нам впервые разрешили встречать Новый год вместе со взрослыми. Мы сгорали от нетерпения, а пока…  надо было помогать большим. Знаете, как делается новогодний салат «Мимоза»? Это просто и сложно одновременно. Надо сварить вкрутую пять яиц, почистить и отделить белки от желтков. Мелко нарезать и чуть припустить белый лук.
А затем в хрустальный салатник слоями выкладываем лук, смазываем майонезом – мелко порубленный яичный белок – и еще слой майонеза, тертый сыр, тертое замороженное сливочное масло, измельченная консервированная сайра, еще майонез… И все это следует посыпать толченым яичным желтком. Затем салат под веселой желтой шапочкой настаивается в холодильнике до  самого застолья.
- Пойдет к жареной курице, - радовалась мама.
Другой обязательный салат – знаменитое оливье. В основу из измельченной вареной картошки, моркови и яиц добавляли соленые огурцы, зеленый горошек и вареную телятину. Получалось первое и второе в одном рецепте!
На широкие плоские тарелки выкладывались бутерброды с копченой колбасой, икрой и сыром, а в духовке румянилась, благоухая на всю квартиру, жирная курица.
В девять часов мы уже разобрали парадный стол в большой комнате, застелили тонкой полотняной скатертью, которую берегли для особых случаев. Хрусталь и фарфоровый дорогой сервиз осторожно промыли и высушили под марлей. К нему полагаются серебряные вилки и ложки.
К десяти пришли первые гости: мамина подруга с мужем. За ними – брат Витька с тетей и дядей. А по телевизору уже вовсю шла новогодняя комедия «С легким паром!» про несуразного врача Женю Лукашина, который случайно улетел в Ленинград и встретил там свою любовь.
Мы все уже не раз и не два видели этот очень смешной фильм, запомнили многие фразы из него, но каждый раз нам не надоедало следить за отношениями героев и удивительным стечением обстоятельств, возможном только в нашей стране…
Незаметно подкрадывалась полночь. Без десяти двенадцать дядя Гриша открыл первую бутылку шампанского для взрослых – проводить год уходящий. А затем, почти сразу – наполнил бокалы по второму разу, и все осушили их под бой курантов.
В эту минуту надо обязательно загадать самое заветное желание, которое обязательно  сбудется в новом году, только нельзя никому о нем рассказывать. Проглотите этот секрет вместе в новогодней «Фантой». Молчите. Ждите, надейтесь, добивайтесь…

- Пугачева! Пугачева! – всполошились женщины, - Нет, вы только посмотрите на ее юбку! Все ноги наружу!
Раздался звонок в дверь: пришли тетя Марина, дядя Петя и Иван, через несколько минут заглянула и Наташка с родителями. Взрослые принялись танцевать, но у них не очень получалось из-за тесноты. Тогда мужчины отправились курить на балкон, а я залезла под елку.
В этом году мне подарили книгу Марка Твена и маленькую куколку вместе с набором мебели для нее, а Наташке – игрушечную швейную машинку. Ванька радовался новым конькам – он единственный из нас умел на них кататься.
А дальше я плохо помню, очень уж хотелось спать. В какой-то момент гостей в комнате стало еще больше, потому что  пел Иосиф Кобзон, а за ним сразу же началось выступление Геннадия Хазанова. Глаза закрывались сами, и я ушла в свою комнату, прилечь на несколько минут. Оказалось, что на моем диване уже спит Наташка, и я не заметила, как сама легла к ней под бок и провалилась в глубокий долгий сон.

***   ***   ***

Дядя Петя и тетя Марина никак не могли решить, как в этом году они будут поздравлять дочку. Светочке исполнилось только полтора годика, кто знает, не испугают ли ее неожиданные гости из сказки? Не испугается ли девочка?
В итоге сошлись на том,  что Дедом Морозом временно поработает отец Наташки. Ведь девочка его знает и едва ли испугается в незнакомом наряде. На другое утро мы все во главе с Дедом Морозом пошли к Ивану домой. Светочка пришла в восторг от подаренного плюшевого зайца с длинными мягкими ушками, но еще больше – от белой бороды Деда Мороза. Она так дергала за нее, что папа Наташки испугался, что лопнет резинка, и поспешил скрыться на кухне с дядей Петей.
А потом мы все, семьями, и взрослые и дети, отправились гулять в парк. Светочку Иван вез на санках, и она важно сидела, закутанная в плед, и махала ручкой всем знакомым.
Мы, дети, вдоволь накатались с крутых ледяных горок. Это очень весело, и для такой игры не нужны санки или коньки – достаточно кусочка картона, на который садишься – и летишь вниз! Миг – и уже лежишь в куче-мале, среди чужих рук и ног, надо быстро вставать и возвращаться. И кататься дальше, пока не надоест и как следует на проголодаешься… И кататься дальше, пока не надоест и как следует на проголодаешься…