Спорт в моей жизни

Виктор Тельпов
        Занятия  спортом  в моём детстве и юности   заложили во мне определённый  жизненный стержень, который помог мне приобрести уверенность в своих физических силах, но всё же более важное это приобретение    морально волевых качеств, которые в дальнейшем в воинской службе мне очень пригодились.
             Воспитание в семье и школе формировали легко управляемого и во всём послушного человека. Улица или дворовое воспитание, также приветствовало  коммуникабельность, покладистость.  Чтобы отстаивать свои интересы и своё собственное  «я» необходимо проявлять определённую изворотливость или иметь не дюжею физическую силу. Но когда нет ни того ни другого жизнь начинает тебя потихонечку бить и в прямом и в переносном смысле этих слов.
           Найти выход из создавшегося положения мне помог спорт.  Серьёзно заниматься спортом, а конкретно классической борьбой, я начал в 13 лет. Мать с отцом были категорически против нашего с братом участия в любых спортивных мероприятиях, считая спортивные занятия пустым время провождением, к тому же травмаопасным.  Родители имели горький опыт, когда я десятилетний мальчишка  вместе со своими дворовыми друзьями погнали лошадей купать на реку.  Сёдлами, конечно, нас никто не обеспечил, соответственно мозоли на ягодицах появились  неожиданно быстро и лопнули они также неожиданно быстро. Стёртые до крови ссадины  болели сильнее с каждым движением лошади. И когда я не смог терпеть эту нестерпимую боль, решил покинуть место седока. Я отпустил поводья, одной ногой стал на круп лошади, оттолкнулся и полетел, но бог не дал нам крыльев, посему полёт мой был недолгим, а приземление неудачным.
            Перелом локтевого сустава правой руки, был вердикт доктора и ни каких гарантий о полном восстановлении подвижности правой руки. Но всё обошлось ,и через пару месяцев я висел на турнике  растягивая  атрофированные двухмесячной неподвижностью руку.  После данного инцидента  мать  и слышать не хотела о наших занятиях спортом.
             Мы с братом решили не посвящать родителей о своих посещениях спортивной секции борьбы. Наверное, они были бы ещё долго в неведении о наших занятиях спортом, но спустя год  в местной газете была опубликована статья об успехах в спорте Борисоглебских спортсменов, о наших в том числе.
              Родители были очень удивлены и чуточку горды за своих сыновей. Но раз уж вы занимаетесь спортом целый год, и вас не было  никаких травм, тогда можете посещать свою секцию борьбы, хотя их запоздалое разрешение для нас уже ничего не значило.
               
              Моим тренером в секции классической борьбы был Суров Владимир Кириллович. Думаю, мои родители даже не подозревали, сколько сделал этот человек в становлении характера подростков его подопечных.  Перед каждой тренировкой он неустанно нам напоминал: «Наш девиз ребята, и мы с радостью отзывались,  внимание, дисциплина и трудолюбие». Это не были пустые слова, чтобы достичь в спорте даже не больших успехов, необходимо много работать и слушать внимательно своего наставника.
              От тренировки к тренировке он учил нас не только приёмам классической борьбы , но воспитывал в нас стремление к победе, проявление волевых  качеств и банальному упорству.  Всё это мне пригодилось в моей дальней шей жизни, военной службе.
               Оглядываясь на прожитые годы, я всегда с благодарностью вспоминаю своего тренера, вложившего в меня неизмеримо больше,  даже чем школьные учителя в старших классах.
За тридцать последних лет современная политическая система постаралась вытравить из сознания российского населения, понятия русской души,   воспетой русскими классиками. Всеми силами, правдой и ложью внедряется психология  еврейского  прагматизма (прагматизм в бытовом смысле - взгляд на жизнь в аспекте получения полезных результатов) и все дозволенную власть денег, но это есть небольшое отклонение от темы.

               В1969 году директор   ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа) Меньшиков Михаил Александрович решил вывести на областные соревнования две команды. Помимо юношеской сборной города, он решил тряхнуть стариной и сформировал команду взрослых борцов, включив в её состав всех тренеров ДЮСШ. 
               В СССР к  массовому спорту относились боле серьёзно, чем в современной России. Мы получили проездные документы, талоны на питание в одном из недешёвых ресторанах города Воронежа. В ресторане  у меня случился неожиданный конфуз. Из предложенного меню я выбрал блюдо с неизвестным для меня названием «ромштекс». Официант поставил передо мной блюдо, на котором вместе с гарниром на тарелке красовался немаленький плоский кусок мяса. Витя его нужно  ножом отрезать по кусочку и кушать не спеша, предупредил меня тренер.  Я, конечно, умел пользоваться ножом и вилкой в общественных местах, но в данной ситуации я не учёл, что ножи в ресторанах имели плохую заточку. Несколько неудачных попыток отрезать  и откушать  мясного блюда успеха не имели. И тогда я решил просто оторвать с помощью ножа вожделенный кусочек мяса и придавил его что было сил. Но ромштекс  не поддался, скользнув по тарелке, улетел на соседний столик и далее на пол.
                Я сидел сконфуженный и растерянный, на завтра мне предстояли две схватки с воронежскими борцами, нужны силы. Мой Тренер подозвал официанта и попросил его принести для меня  другое мясное блюдо.  Мне подали рубленый бифштекс, который избавил меня от дальнейших проблем.
                Борисоглебская команда борцов была не плохо подготовлена, мы уступили только команде борцов города Воронежа, казалось, титул чемпиона Воронежской области, был так близок, но  в финальной встрече я уступил один бал представителю трудовых резервов  города Воронежа борцу Колосову.  Второе место в области, тоже неплохо, но это всё же не чемпионский  титул.
                Награждение борцов занявших призовые места состоялось  здесь же, в тот же день.  Мне вручили диплом второй степени, и вдруг ко мне подходит мой тренер, Суров Владимир Кириллович, ему также вручили диплом второй степени и наградной жетон за второе место на областных соревнованиях. Он поздравил меня и вручил свой жетон за второе место в областных соревнованиях  по классической борьбе со словами: Витя носи, ты его заслужил! Надо было видеть выражение лиц всех борцов юношеских команд, даже все представители команд области и тренеры сборных команд городов Воронежской области одобрительно высказывались, оценивая неоспоримый педагогический талант  Владимира Сурова. Моей радости, естественно, не было предела, я с гордостью всегда носил награду моего тренера до поступления в военное училище, где командование запретило  мне носить наградные знаки из гражданской жизни.