Звонок из прошлого

Андрей Максимов 6
       Нам не дано встретиться и поговорить с теми, кто навсегда покинул нас, растворился в вечности, в деревьях и цветах. Всевозможные учения призывают верить, что встреча точно произойдет, но только когда мы сами превратимся в те самые цветы и деревья. Остальное из области фантастики или фантастического жульничества, кому как повезет: встретиться с шаманом, попасть на спиритический сеанс или запустить на полную мощь свою шишковидную железу во время очередной медитации. В моем случае произошло кое-что другое…

       Однажды вечером раздался телефонный звонок. В квартире я был совершенно один.  Моя девушка, Александра, уехала погостить к маме на выходные. Я неспеша подошел к телефону и снял трубку.

- Я вас слушаю.

       В трубке раздалось кряхтенье, характерное старческое покашливание и удивительно знакомый голос произнес:

- Здравствуй внучок.

       Наверное заглянувший в окно ”снежный человек” не произвел бы на меня такого ошеломляющего действия, как звук этого с детства любимого голоса. Действительно, голос был мне очень знаком, только дело в том, что я не слышал его уже около десяти лет. И не мог услышать. Потому как человек, дорогой мой и любимый человек, которому этот голос мог принадлежать, уже десять лет как пребывал в том самом месте, куда никто, обычно, не стремиться попасть – на кладбище.

       Я застыл с трубкой в руке, а бабушкин голос, как ни в чем не бывало, продолжал ворковать о том какая плохая погода на улице, как скрипят вечно больные суставы и ноют кости.

       Что могут ныть кости и скрипеть суставы я мог себе представить, так как в двух метрах, под землей очень сыро и холодно, особенно в марте.

       Но что за наваждение, голос продолжать шамкать и выдавать ту самую информацию, которую я на протяжении многих лет выслушивал от своей бабушки по телефону, прежде, чем перейти к ответам на стандартные стариковские вопросы.

- Как у тебя дела, внучок? Хорошо ли ты поужинал? Как себя чувствует твоя Сашенька?

       Тут было отчего впасть в ступор, так как человек, с идеально похожим на бабушку голосом, задавал слово в слово те же вопросы, что и моя родная бабушка, да еще и в той же последовательности. Но Сашенька! Сашенька появилась в моей жизни всего два года назад. Моя бабушка знать о ней точно не могла, а эта все знала. Чертовщина какая-то. 
       Я собрал всю силу воли в кулак и постарался спокойным голосом ответить, что так шутить не хорошо, что это совершенно идиотский розыгрыш и я буду жаловаться в полицию. На что “бабушка“, вскипятилась и с обидой в голосе сказала, что видимо я вчера неплохо погулял на корпоративе, поэтому и не узнаю родного человека.

       Но в этом то и была проблема, что узнал. Голос, манера общения, да и сама речь могли принадлежать только моей бабушке!

       Не выдержав больше этой пытки я вежливо попрощался с ”бабушкой” и повесил трубку.

       Что-то было не так. Я, как Шерлок Холмс, отбросил версию с потусторонними силами, ну не может же дух взять трубку, набрать номер и разговаривать по телефону. Гораздо проще посетить меня ночью, благо балконная дверь всегда приоткрыта.

       И откуда “бабушка” могла узнать о вчерашнем корпоративе? Я ведь даже родителям своим не рассказывал. С этими мыслями я и  заснул.

       Утром, неожиданно, ко мне зашел друг детства Павел. Неожиданно, потому что не виделись мы с ним уже много лет. Редко перебрасывались смсками, еще реже созванивались. Но благодаря соцсетям, естественно, были в курсе жизни друг друга.
Павел очень успешный программист, работал в каком-то закрытом военном учреждении, но всем говорил, что в интернет гиганте, типа Гугл.

       Что-то мне показалось странным в его вопросах. Ходил он вокруг да около, как бы пытаясь заглянуть мне в душу, выведать что-то у меня. Но я еще не проснулся, да и вчерашнее происшествие видимо подзабыл и воспринимал как продолжение сна.

       Сообразив, что от меня ничего не добьешься он задал прямой вопрос.

- Тебе бабушка не звонила вчера?

И тут передо мной пронеслись все события вчерашнего дня, включая вечерний разговор по телефону.

- Откуда ты знаешь о звонке? И что вообще за фигня тут происходит?

- Все банально и просто.

        Странная фраза, когда все далеко не так просто.

- Ты знаешь, Андрей, что я работаю на очень серьезную организацию, в области разработки интеллектуальных систем. Мой проект строго засекречен до внедрения его в коммерческое использование. Если коротко – то суть проекта – дать возможность людям общаться со своими умершими родственниками, друзьями. Для этого мы собираем полную информацию по клиенту, который желает оставить свой фантом: составляется слепок голоса, анализируется уровень интеллекта, собирается база знаний этого конкретного человека. Как-то так.

        Я смотрел на него как на идиота, но пока держался.

- Для примера, твоя бабушка жила на другом конце города и ты встречался с ней два-три раза в год. На День рождения и на Новый год. Но большая часть вашего общения происходила по телефону. А теперь представь, если твоя бабушка будет звонить тебе также как и раньше, каждый день и говорить с тобой как ни в чем не бывало, то что получится? Для тебя она будет как живая!

Первой моей реакцией было вызвать скорую из психбольницы к этому извращенцу. Две недели тишины с курсом нейролептиков и можно считать, что мы квиты.

        Я не выдержал:

-       Так поступать нельзя! Это аморально и бесчеловечно. Тем более, что  разрешение на это я не давал.

Павел улыбнулся.

- Ты не давал. Дала твоя бабушка. Это произошло лет десять назад, я объяснил ей подробно суть эксперимента и получил согласие. Подписанные бумаги у нас есть, не переживай. Извини, что не поставил тебя в известность, но моя работа до сих пор слишком засекречена.

-       Полгода я записывал ее голос в разное время дня, задавал вопросы на различные темы, добиваясь смены интонаций, тембра и настроения. По вашим с ней ежедневным вечерним телефонным разговорам создал шаблон, немного расширил тематический диапазон, чтобы разговор не повторялся из раза в раз. Первые тесты проводил, когда еще твоя бабушка была жива. Уже тогда ты не понимал с кем говоришь на самом деле. За прошедшие годы я довел программу до совершенства.

        Павел нервно рассмеялся.

- Теперь можно общаться не только с бабушками, но хоть с самим Эйнштейном или Иваном Грозным, будь у меня в хранилище запись их голосов и база знаний. Ты и не поймешь, что разговариваешь с машиной.
Вот посмотри, ты думаешь сейчас только о себе, своих чувствах, а представь, сколько людей в мире желали бы быть таким образом обманутыми! А пожилые люди, у которых смерть друзей и близких вызывает цепную реакцию и сокращает их жизнь! А родители, чьи дети жили где то далеко и погибли. А родственники жертв авиакатастроф. Только представь! Жертвы взяли и позвонили отчаявшимся уже их услышать людям и сказали, что просто никуда  не вылетали и живут себе все спокойно дальше.

        Я немного собрался с мыслями и попытался возразить:
- То есть ты предлагаешь нарушить естественный ход жизни и смерть близкого человека заменить иллюзией, что он жив? Избавить людей от переживаний с помощью банального самообмана? Ты можешь попробовать влиять на сознание, заставить поверить в эту ложь, но человек не машина – его нельзя взять и перепрограммировать, память то не сотрешь. Все равно, он будет вспоминать, во сне, например, и вот тогда начнется внутренний конфликт между вымыслом и реальностью. К чему это приведет ты надеюсь догадываешься. В конце концов борьба подсознания и сознания сведет человека с ума.

        Павел поднялся.
- Прости это уже не вопрос для дискуссии, я не должен был к тебе приходить. Материал собран огромный. Эксперимент вошел в активную фазу. Сейчас происходит обкатка и автоматическая наладка программы. Ты пока единственный человек, вне моей организации, который знает все. Зря все таки я тебя в это посвятил.

        Павел ушел чем-то явно расстроенный. Я так и не понял зачем он вообще ко мне приходил.

        Через неделю мне позвонила мама Павла и в слезах сообщила, что он разбился на своем автомобиле при очень странных обстоятельствах. Она попросила меня, как друга детства, присутствовать на его похоронах.

        С того дня прошло больше месяца, я прекрасно отдохнул со своей девушкой на море и немного успокоился. Забыл и о телефонном звонке, и о странном разговоре с Павлом.

        Но однажды, вечером придя домой, застал свою подругу сильно взволнованной.

- Андрей. Звонил твой друг Павел. Я, конечно, не могла поверить, но клянусь, голос был точно его. Он просил передать чтобы ты молчал. Сказал, ты сам знаешь о чем…