Алушта. лагерь МЭИ. 1985 год

Александр Георгия Сын Николаев
                АЛУШТА.  Лагерь МЭИ. 1985 год.


                Пролог.


Всё, что не происходит, к лучшему.
Действительность в очередной раз подтвердила верность старинной философски жизненной мысли : если бы не то и если бы не это … тогда  б совсем иные произошли да вспомнились реальные события далёкого теперь и необычного июля того лета.

Казань … сдана очередная сессия … отбыл, отпахал, перенёс все тяготы второго года бытия своего председателем студенческого совета единственного общежития нашего института, в девятиэтажном новом здании которого третий год блаженствовали приезжие студенты, пользуясь не только близостью общежития к институту, - пешком, не торопясь, чуть более семи или восьми минут, - но и нормальными комнатами на двоих и на троих в одном жилом блоке.

Решив для себя, что вполне достаточно такой вот общественной нагрузки, ещё в 1983 году отказался от учёбы на командира летнего студенческого строительного отряда, благоразумно оценив свои  морально-психологические силы и тем самым не дать себя перегрузить не только ответственностью, но и обыкновенной физической усталостью,  в  мае 1984 года вышел на руководство нашего филиала Московского энергетического института с предложением создать на летнее время и на период вступительных экзаменов, в помощь коменданту и для блага самих абитуриентов, так называемый «летний студсовет».

Предложение было принято, а затем оговорены все необходимые формальности ; в том числе освобождение от обычных летних строительных отрядов тех студенток и студентов, кто  изъявит желание потрудиться и в небольшом составе этого  контрольно-помогающего органа в помощь  абитуриентам, а также отрабатывая малярно-штукатурной  бригадой  под руководством  коменданта  общежития.

Вот и на этот раз, определив удобные для каждого графики дежурства по общежитию с июля по сентябрь, занялись подготовкой комнат, свободных после «дипломников», для заселения новыми потоками абитуриентов.
Заодно, заранее оповестив всё студенческое население общежития, подвергали мелкому ремонту, по собранным заявкам, те комнаты, которые наиболее в этом нуждались.
Личные вещи тех, кто покинул на лето общежитие, обычно сдавались в камеру хранения на первом этаже, а наименее ценные так и оставались в комнатах своих хозяев, дожидаясь их возвращения к началу нового учебного года, обычно к началу октября.
В те времена после летних студенческих стройотрядов полагался сентябрьский отпуск …

Поэтому после массового выезда людей в стройотряды наш «летний студсовет» вместе с комендантом проводил по этажам и по комнатам обход с целью проверки всех жилых и технических помещений, составления при необходимости перечня дополнительных работ для строительной бригады по общежитию и, наверное, для самого главного : для недопущения анти-санитарии, - были случаи оставления и пищи и пищевых отходов.
Тараканов в новом общежитии долго не было,  да и не появились бы … но из старого общежития, ранее арендуемого одного этажа в производственном общежитии, несмотря на протесты и наше, студсовета, объяснения, всё же завезли старую мебель …




                Глава первая


                1. Неудачная  «шабашка».


Примерно в начале июля, после определения всех объёмов работ, проведения инструктажа для тех, кто трудился в первой смене «летнего студсовета» и в составе строительной бригады, подумывал о том, куда и для чего мог бы поехать для своего отдыха, --- моё дежурство привычно определено с начала августа, когда происходил основной заезд абитуриентов.

В одном из первых дней июля 1985 года был гостем своего казанского друга,- тогда  и услышал от него предложение организовать небольшую бригаду и, по его рекомендации, поехать в зверосовхоз «Беркутовский» в одном из районов Татарии.
Там, на месте, предстояло заняться ремонтом и строительством вольеров для соболей и для куниц.  Другие породы не помню … вроде были и горностаи и черно-бурые лисицы ...

А друг мой был тогда командиром зонального студенческого отряда, то есть обладал в полной мере и полномочиями и связями.
Вот я и пригласил знакомых мне ребят-студентов из числа тех, кто по собственному желанию попал во вторую смену «спецбригады по ремонту общежития».
Было нас то ли четверо, то ли пятеро.

Подробностей дороги не помню … разве что добирались мы от основной автомобильной трассы до этого села  в кузове бортовой мощной машины типа «Урал», то и дело солидно буксующей в размякшей от обильных дождей грунтовой колее …
Впечатления от самого села тоже были удивительные : улиц как таковых нет, ибо произвольная застройка, а между противоположными домами непролазная смесь не пойми чего …

Но вот доехали до правления зверосовхоза, нашёл встречающего нас человека, определили нас на прокорм в местную столовую, без оплаты. --- Только сказав поварам : «Вот студенты. Кормите», а затем проводив в комнату для приезжих, - или это был стандартный "Красный уголок" ...
После этого все вместе отправились на осмотр предстоящего объёма труда нашего в качестве плотников и монтажников по ремонту и строительству вольеров для пушной живности, кормящейся свежей  рыбой и мясными деликатесами. --- Зависти не было, сожаления тоже.

Так прошёл первый наш день, вернее, вторая его половина, если не считать времени в пути, - в размещении вблизи объекта и в размышлениях о том, когда выдадут инструменты, материалы и хотя бы эскизы того, что предстояло нам сделать.
А затем и второй день выпало бездельничать : оказывается, не могут привезти пиломатериалы и металлическую сетку ; промашка снабженцев … или не согласовали распределение «в высоких кабинетах» …
Нам от этого не легче … Карты надоели, читать нечего, телевизора нет … только радиоточка.

Главный инженер предложил мне подумать над иной работой : собрать, смонтировать что-то из металлоконструкций, типа склада или служебного здания, или магазина ...
Без автокрана, без чертежей, без чётко оговорённой суммы оплаты …
Ехали то мы сюда зная об одном и точно полагаясь на рекомендации моего друга, который ещё весной, в мае, заранее проехал по подобным «шабашным»  объектам, имея личные договорённости с директорами, с председателями, с главными инженерами …

Будь со мною другие, повзрослее и на много способные, умелые ребята, может и взялись бы за это новое, полагаясь на смекалку и сноровку бывалых мастеров ; но такие, из числа моих студенческих друзей и знакомых, уехали в стройотряды, или, кто мог, по своим «шабашкам» сразу после летней сессии.
А рисковать теми, кто после школы сразу стал студентами …
Да и настроение как то враз переключилось с трудового рвения на очень даже убеждённое желание побыстрее отсюда уехать.

Дозвониться и пообщаться с другом я не мог : не знал, где он, да и телефонная связь тогда, в 1985 году, была общедоступна только проводная, зачастую ненадёжная.

Вот и пришлось нам ехать обратно, на том же «Урале», по всё так же сырой грунтовой дороге до автомобильной трассы, где наша группа и рассталась :  кто обратно в Казань, кто в сторону своего дома, на попутных грузовых машинах …



               
                2. Сюрприз. Приятный.


Приехал в Казань к вечеру, где-то на окраине расплатился с водителем, пересел то ли на трамвай, то ли на городской автобус … вернулся в общежитие ; на следующий день чисто случайно пошёл в профком института по делам общежития …
И вот там, совершенно неожиданно для себя, услышал предложение поехать, буквально завтра-послезавтра, в морской летний лагерь МЭИ … недалеко от Алушты … Крым …

«горела» путёвка … а тут я подвернулся, - и выглядело это предложение от председателя профкома словно бы поощрением «за активную общественную деятельность» …
весьма и весьма неожиданный случай ...
такие вот бывают выходы --- и  входы ; ситуация …

А ведь никто и не предполагал, что наш филиал получает путёвки, не одну и ежегодно, для поощрения сотрудников и студентов …
Настолько всё решалось руководством филиала скрытно и очень-очень тихо …

( На следующий год «пробил» две путёвки для девушек из студсовета. Поехали. Были. Понравилось !

Что и как происходило в дальнейшем, - ездил ли кто ещё именно за реальные заслуги в действительно общественной жизни, да ещё из студсовета общежития … не знаю, не интересовался.
Февраль 1987 … Защита диплома. Отпуск в марте. С первого апреля «молодой специалист».

Недавно  «проверил»  сайт  МЭИ : лагерь так и существует, отзывы наилучшие. )





                3. От Казани до Симферополя.


Билет на поезд до Симферополя был куплен вроде бы свободно, - лето, сезон, много дополнительных …
Плацкарт, верхняя полка, с собою одна небольшая удобная сумка, купленная в Риге аж за двадцать пять рублей ещё в 1983 году, - после стройотряда в Петропавловске-Камчатском.
Минимум вещей … денег тоже было немного … был свой запас благодаря детсаду.

( Уезжая так неожиданно, предупредил заведующую, и она на время моего отпуска  согласилась на труд другого дворника, хорошо мне знакомого студента из нашего же общежития.
Его стройотряд трудился в самой Казани, и большинство бойцов этого ССО так и проживало в своём же общежитии.
В августе, по получении зарплаты за июль, рассчитался с моим «заместителем», который очень даже хорошо потрудился вместо меня дворником. )

Время в пути от Казани до Симферополя … наверное, в пределах двух суток.
В основном смотрел на пейзажи, очень знакомые и почти не знакомые, - и прежде был на Украине, навещая своего друга в Павлограде Днепропетровской области, - и поезд помогал, и самолёты выручали.
Что-то читал … догадался взять две-три книги, - две помню, одну нет : сборники Лермонтова и  Есенина, третья книга  так и останется неизвестной.
Были ещё карманные магнитные шахматы, позволяющие скоротать время одному или же с попутчиком, так же неравнодушным к этой замечательной игре.

Еда … не помню ! Но что-то ел из консервных банок, - «даже» «Завтрак туриста» ! В основном дешёвые рыбные консервы были самой доступной и удобной едой в дороге.
Хлеб покупался на больших станциях, чай стоил четыре или восемь копеек, с сахаром.
Проводницы не скупились на кипяток  и на заварку !

Попутчиков не помню совсем. Но были, были !
А самое для меня важное, самое главное состояло в возможности просто лежать, наслаждаться свободой в мыслях и постепенно избавляться от внутреннего перенапряжения.
Сон, сон и сон …
Никто не тревожит, ничего не надо  делать ни самому, ни требовать от других, да ещё  тратя внутреннюю свою, не безмерную, личностную энергию на все переживания по поводу студенческого общежития …

Так вот и поехали дальше по территории Украинской ССР, наблюдая за непривычными взору крышами хат, за высокими  мрачными многочисленными терриконами, за воздухом всех цветов радуги … выбросы от промышленных предприятий …

Очередная остановка … всё ещё в полусне, расслабленный и понимающий долгий ещё путь до столицы Крыма …
Пассажирский состав постепенно набирает ход … смотрю, что за станция …
Ба ! Синельниково-один !

Но не выйти, не пересесть на электричку до Павлограда !
Просто не думал о такой возможности, по пути в Крым, заглянуть, хоть на один день, к другу, проведать его родителей, его семью !

Оказалось, наш состав пустили не указанным в расписании маршрутом. Бывает, бывает такое.

( Будучи в Симферополе, сделал телефонный звонок по меж-городу через  соединение пятнадцати-копеечными монетами, - пообщались, и узнал о том, что сам Юра со всей своей семьёй через день уезжают по профсоюзной путёвке, от шахты, на Азовское море, в Бердянск.
Так что был для меня шанс вновь увидеться с ними !

Но тогда бы  добрался до лагеря МЭИ  не в «свой» день, и были бы другие соседи по восьмиместной палатке, да наверняка не было бы многого того, что так теперь приятно вспоминается о нашей, случайно собранной в палатке под номером «сорок», кампании. )

Прибыли в Симферополь  чуть за полночь … Ночёвка на столь маленьком железнодорожном вокзале показалась долгой из-за неудобства сидения чуть ли не  на  полу ;
сезон, пассажиров — прибывающих и убывающих — множество множится в такой невозможности …
Не знал о подобном «уровне комфорта» в здании вокзала, иначе бы понял намёки нашей проводницы, когда она приглашала, за один рубль, остаться на ночлег в этом же вагоне ...

Вот когда пригодился тот «запас»  выспанности в дороге, и, само собою, молодецкая ещё выносливость пусть и в тридцатилетнем возрасте, но всё же студента !

Наутро, часов в шесть или в семь, вышел из здания тесного симферопольского железнодорожного вокзала, увидел указатель и сами кассы продажи билетов на троллейбус до Алушты.
Купил билет с указанием места в салоне троллейбуса, на десять часов утра, и затем совершил  пешую прогулку в окрестностях привокзальной площади, пройдя несколько кварталов этого чистого и приятного глазу зелёного южного города.

Продуктовый магазин … лёгкий «культурный шок» от изобилия овощей, фруктов, прочего съестного  ассортимента, отпускаемого\продаваемого без талонов ! И почти без очереди.
На всякий случай купил несколько банок  овоще-мясных консервов, - голубцы ?, лече ? - несколько пачек печенья, батон и ржаной хлеб. Одну бутылку газированной воды и две с минеральной водой. Посуда была стеклянная, не теперешняя «химия» ...

В это время открылась столовая по соседству с этим магазином.
Плотно позавтракал, добавив в меню густой фруктовый сок и стакан сметаны. Вкуснотища !

Вернулся на привокзальную площадь пассажиром троллейбуса, разглядывая по ходу движения интересные по архитектуре дома и радуясь самому факту продолжения своего путешествия.

Посадка в троллейбус строго по местам. Никто не стоит --- меж-город. Салон не полон : человек десять, двенадцать. Но далее, постепенно, все места в троллейбусе были заняты, и на станцию, на окраине Алушты, прибыл полный комплект пассажиров.

Сам маршрут оказался почти что экскурсионным : хороший асфальт, подъёмы и спуски, степенность движения такого вот междугороднего троллейбуса, прохлада в салоне, лёгкий шум от электродвигателя, крымские пейзажи с виноградниками, плодовыми деревьями, два-три больших зеркала водохранилищ, зрелищность разномастных гор и просто возвышенностей …

Одним словом, иной мир, -  изумлённо-уверенное  восприятие  происходящего здесь и сейчас …
Первый раз ехал к Чёрному морю ...




                28.01.2020

                продолжение следует

                .........................