Maya illusion

Ольга Спесивцева Юурал
Maya illusion

Here flows a river.
It comes from under the earth
as a small spring –  this is its  birth!
It has shores which form it waters into a stream.
 It has a name which was given to  it.
It is adorned by the shores
like by fine clothes which are changing constantly 
and transform the river into a bride to marry,
or into a noble queen,
 or into a slave beaten by life,
or into a captive chained by the ice.

 While it contacts the essence of the shores,
 it changes inside too:
its taste, temperature, chemical composition change,
as well as  its appearance: its depth and dynamics.
All this is life in which the river flows.
But is there a river at all?
 What is the main in it? Maybe, it is the water, which flows in it?
Of course, there could be no river without water.
But is the water that flows in the river is the river itself?
 Now I take some water out of this river into my cup and drink it...
or have taken it with me...
But now what is in my cup is just water,
which I will not call by the river's name.
But the river, meanwhile, is hurrying to a sea or an ocean.
There its waters, having  mixed with other waters,
will forget its name forever.
The river still exists with its own name,
but with other waters, with the same shores,
but they have changed their clothes,
 and will exist until the spring
 which gives life to the river's Name,
dies out in time and space.

Likewise, is a human life,
having been Named in time and space,
It  starts its travel on the path of the life.
It does not change, but its inner essence - mind, skills, emotional experience,
- and external essence – body changes because of aging,
 - are constantly changing.
 After the death of the body - the vessel of existence, -
the name belongs to the tomb
which will secure it for some time.
But the essence of the name will break into small pieces,
 leaving only a shadow of what existed before.

Like the river's name,
the Name of a person appears the most long-living.
The Name celebrates birthdays,
“creates” other illusionary Names,
“rejoices” or “suffers”, it is identified with the person and is referred as “I”,
but as it is obvious from the previous arguments,
 the Name is emptiness full of illusions
of other names' varieties, likewise empty .
Name is intoxication of the vessel by the wine it is filled with.
There is nothing in the world
but temporary sound of the name in the space. 
This is how Maya illusion is born.


Оригинал автора
 
Иллюзия майи
Марина Суханова -Тигра
http://www.stihi.ru/2013/11/30/6520

Вот течёт река.
Она появилась из под земли,
маленьким ручейком – это её рождение!
Она обрела берега, создавшие ей форму.
Она обрела имя, которым её нарекли. 
Она украшена содержанием этих берегов,
как нарядной одеждой, которая постоянно меняется,
преображая её, то как  невесту навыдане,
то как величественную царицу,
то как потрёпанную ветрами рабыню,
то превращая в пленницу, закованную льдами.

Пока река соприкасается со всем содержимым её берегов,
она изменяется и внутренне:
вкусом, температурой и химическим составом;
и внешне: глубиной наполнения и динамикой движения.
Всё это жизнь, в которой протекает река.
Но есть ли река на самом деле?
Что же в ней главное? Может вода, что она несёт?
Конечно, какая река без воды.
Но является ли вода, что течёт в реке, самой рекой?
Вот я зачерпываю этой воды в кружку и пью…
 или унесла домой…
Но, теперь, то что в моей кружке – только вода,
которую я не назову именем реки.
А река, тем временем, спешит к морю или к океану,
там, её вода, смешавшись с другими водами,
навсегда забудет о своём имени,
а река всё ещё существует с тем же именем,
но уже другой водой;
с теми же берегами,
но уже  несколько изменившими свой наряд.
Река будет существовать до тех пор,
пока не иссякнет источник родника,
являющимся  источником жизни Имени
во времени и пространстве.
Так и человеческая жизнь,
обретая Имя в пространстве и времени,
начинает своё странствие.
Имя  не изменяется, но внутреннее содержание:
ума, навыков, или эмоциональных переживаний,
а так же  внешнее – наше тело,
под воздействием старения,
постоянно претерпевают изменения.
А после умирания тела – сосуда существования,
имя достаётся кладбищенскому камню,
который будет охранять его ещё некоторое время.
Вот только содержание имени рассыплется на мелкие кусочки,
оставив камню лишь тень, от всего того, что было.

Так же, как и у реки, у человека
самым  долгоживущим  оказывается Имя.
Это Имя справляет дни рождения,
«создаёт» другие иллюзорные Имена,
«радуется» или «страдает» и  отождествляет понятие -- «Я»,
но как видно из предыдущих размышлений,
Имя – это пустота, наполненная иллюзией
из различных наборов  других имён,
столь же пустотных, как и это имя.
Имя – это опьянение сосуда собственным играющим вином.
В мире нет ничего,
кроме временного звучания имени в пространстве.
Так рождается Иллюзия майи.