Долгое возвращение домой Петера Хандке

Галина Щекина
О романе "Долгое возвращение домой" Петера Хантке
Роман начи нается с того что как лиргерой  рассммативает землю Настлькоподроно расстриает.что уже не знаешь. это человеческо око  смотри или божье око. Он так смтри что ратвореояется в прдмиете изучения.Так  знмлю описывать – жить за пределами  наших возможностей.
«В последние годы – с тех пор как он стал жить почти что всегда один – у него появилась потребность в том, чтобы ясно чувствовать то место, где он находится в данный момент: осознавать расстояния, точно знать угол наклона, более или менее представлять себе материал и состав слоев грунта, на котором он сейчас находится, – хотя бы на глубине нескольких метров, – и вообще быть в состоянии сделать соответствующие расчеты и провести границы, с тем чтобы создать себе пространства в виде «чистых форм, существующих на бумаге», с помощью которых он все же мог, пусть не надолго, собрать себя воедино и сделать неуязвимым.
Зоргеру была нужна природа, но не только как чистое, природное пространство, он мог довольствоваться, например, и тем, что обнаруживал в каком-нибудь большом городе едва уловимый, пусть даже закрытый асфальтом бугорок или впадинку, мягкие перепады булыжной мостовой, втоптанные в землю за века фундаменты церквей или каменные ступеньки; ему довольно было, что он мог представить себе, как он, забравшись на самый верх какого-нибудь высотного здания, казавшегося еще недавно таким чужим, устремляется вертикально вниз, к самому основанию, и, предаваясь таким вот снам наяву, проследить, скажем, за линией гранитного цоколя, – так появлялись ориентация и жизненно необходимое пространство для дыхания (и тем самым уверенность в себе), одно вытекало из другого.
У него была способность (впрочем, не постоянная, а спорадическая и случайная, хотя эта случайность обусловливалась характером его профессиональной деятельности, которая в некотором смысле сообщала ей постоянство) при необходимости призывать себе на помощь пространства мира, в которые ему доводилось вживаться по роду занятий, или просто так для собственного развлечения и развлечения других процитировать их – явив со всеми их ограничениями, параметрами света и ветра, показателями широты и долготы, положением небесного тела – в виде неизменно мирных, принадлежащих всем и никому картин событий, которые еще предстоит только выдумать».
 О его прошлом ничего не  изветно. Он посто Зоргер. Где-то середине романа вдруг имя- Валентин Зоргер. Он ученый. Изучает землю. Живет в доме с всокой крышей.Унег  есть не менее странныйприятель. Лоуфер. Есть женщина –идианка без имени. Конечно. Зачем ей имя.
 Повортный моментромана  – получение псьма.врезультате которогонадо уехать – совршенно вскользь.
ЖизньЗоргера проходит внепрерывной  работе мысли, иэто описано  та подрбно что  итателю трудно разглядеть общее.Зоргер сотрит на землю и вообще на природу не как  ученый. А как человек. На жешину.И он совершенно счастив видетьэти речные брега, мклоны.леса песни.Читпательнастолько  в это огружен что когда надо еехаь , смысл  пропадаенапрочь. Хантке похож на некотрыхнемецкихписателей   своей тяяжелой  мманрой письма. Можно сравнитьс Трмасом Манном.Фкйхтвагером. Но врезультате  возникает ощущение не только тяжести, но и цнности этоо гтекста. Понимаешь что это груда минерлов, среди которыъ естьочень дроценные  и не очень. Но погружаться тянет.


О природе  писаил многие псатели. Толстой, Тургннев,Паустовский. Бианки, Астафьев, Джек Лондон. Ноникто не псал о ней так равнодущно ив том же время  чувственно, подробно,  даже  старастно.Так как  восринимал ее Зргер, мог воспрнимать вечный отшельник. странник, а это же был  ученый и годской человек. Каккже он мог  стать таким  вездесущим, таким пникающим сюду. Словно …бог. И да. Тема  веры  вознимает в его мыслях очень настойчиво.
«После первого разочарования от природы, которая всякий раз сперва спешила поманить своей соблазнительной доступностью, а потом стремительно ускользала, Зоргеру приходилось, чтобы не пропасть, со всею энергией углубляться в нее. Он должен был воспринимать весь окружающий мир в самой его мельчайшей форме – будь то трещинка на камне, изменяющаяся окраска ила, песок, прибившийся к растению, – и воспринимать серьезно, как воспринимают все серьезно дети, для того чтобы он, ни с кем и ни с чем не связанный, ни за что другое нигде не отвечающий, мог бы хоть как-то держаться, неважно для кого; и иногда ему даже это удавалось, правда при этом ему всегда приходилось яростно преодолевать самого себя.
А для кого ему нужно было держаться? Зоргер отдавал себе отчет в том, что все его научные занятия есть не что иное, как религия: только работа делала его способным устанавливать связи, только тогда он чувствовал готовность к выбору, в двояком смысле – он мог выбирать и его могли выбрать. Кто? Это не имело значения, важно, что он мог быть избранным.
Изучение образа земли, которому он отдавался не фанатично, но настолько истово, что постепенно к нему приходило ощущение и собственного образа, эта работа, помогая ему отмежеваться от Великой Бесформенности с ее опасными капризами и настроениями, и в самом деле до сих пор спасала его душу».
При вскх переживаиях сомнениях Зргер продолжаетидти по своей  загадочной дороге. Это не химера, это настящий человек, иужчина, с его смнениями и стастями. И празиетельно, слуайный  человек ему говорит мудрейшее напутстие
«Собеседник:
– Рад был с тобою встретиться, дружище. Не ешь много рыбы. Счастливо оставаться. Будь осторожным. Радуйся самому себе. И доброго тебе пути»