По лестнице якова

Галина Щекина
УЛИЦКАЯ. ЛЕСТНИЦА ЯКОВА.ВПЕЧАТЛЕНИЯ


1 27 августа 2002 НЕРЕАЛЬНАЯ УЛИЦКАЯ
В картинной галерее было малолюдно. На улице шел дождь, я потащила Надю Черкасову, художницу на выставку "Солнечного квадрата" - ну, там всякое баловство, дело рук молодых художников: "Венера" из
проволоки, член и грудь под колпаком, гипсовые слепки рук, неожиданные химические пейзажи и натюрморты, прибитые к щербатой доске. Дали мне фотки, а подписать не подписали, пришлось идти.
Выставка мне показалась ехидной и озорной. Тут Воропанов, директор, вдруг меня окликнул: -Галя, иди сюда. Посмотри, кто здесь. Я слепая, ничего не вижу издали, картины смотрю "носом". -Здрасте, Владимир
Валентинович! Иду-иду. Подхожу - рядом маленькая черненькая женщина. - Галя, это Улицкая. А это местный литератор Галя Щекина. - Ах, - закричала я, полностью обалдев, - здраствуйте! Яже  ваша поклонница, знаете... И замолчала. Она улыбнулась. - Мы с мужем здесь на минутку, говорим о возможной выставке. Муж - художник Красулин - стоял тут же. - А это мой сын, работает на Северстали (красивый черноглазый юноша!) - Северсталь - это очень круто, - сказала я невпопад.- У нас на фирме сильно
обсуждали ваш последний роман. Споров было, споров. - Кукоцкого? Надо же, в такой глуши еще читают Кукоцкого... А о чем спорили? - Да вот о том, что людям много дано, а они несчастны. Героиня, видевшая насквозь, это ж такая эзотерика... А чем кончилось? Вообще слишком тяжелый роман. - Да, он тяжелый. А кто сказал, что тонко чувствующим людям легко жить? Вообще, роман ничего не утверждает, он же только ставит вопросы... Нам правда некогда, мы уходим. - Это очень жалко.
А вы приедете еще? Владимир Валентинович, вы мне скажете?.. Я же не
отстану теперь... - Скажем, скажем... Увидимся... Мне сказали "до свидания". Я попятилась, все еще в шоке. Потом на другой день стала бегать, всех напрягать насчет ее книг. Я ведь только Медею" читала, да "Кукоцкого"... Вдруг правда приедет. Наташка пришлет чего-то из ОГИ, тут мне Люда дала "Веселые похороны". Удивительно человек умирает, осмысленно и к другим
по-человечески. А я прожить жизнь по-человечески не могу. Все это как-то нереально. Но есть свидетели, Надя все же видела. Она говорит - ну, с тобой и ходить в картинную галерею..

2 Лестница – это Голгофа
Лестница  Якова  - мо  моеу пниманию -  вся  его жизнь, аналогия  Горгофы. Кто еще  как понял?
«Как много печали в глубинах моего прошлого. Но не об этом хочется сейчас писать, о другом – как много было музыки в наших с тобой отношениях. Чайковский и Рахманинов познакомили, Шуман сблизил, другие художники звука соблазнили. Редкий концерт обходится без этих согревающих воспоминаний. Вчера пели “Двойника” Шуберта, сегодня Оборин играл Шуберт-Лист “Баркарола”, этюд “Охота” Листа, играл “Карнавал” Шумана. Я слушаю через Москву гастроли украинской оперы, того киевского театра, где в двенадцатом ряду галереи за тридцать копеек я получил свое музыкальное образование».
В одном  моменте  Яков написасал  Марусе – "Шесть  лет разлуки. Слушаю  5  симфонию  Чайковского, скорбь льется  в  уши.Это для  меня  своеобразные  сигналы,эмоциональный  ключ". Послушайте ее,   это очень трагичная и очень тревожная музыка, нежная  только местами, а в целом – очень, очень грозная. Это автор дает способ понять своих героев.И не только  Якова-Марию, но и все другх пероснажей. У которых судьба в той  или  иой  мере трагичная.Что  же это за страна? –приходит неизбежная  мысль.Что  это за  судьба,  когда у всех, таких  разных людей выходит  одна  судьба. Одна на  всех – и  трагедия.
Говорят, что глвная героиня Нора.Но тут можно согласиться  или нет
В нее  можно  вглядеться, несмотря на то. что описание  идет не  сплошь, но фрагментами. Мы  видим  что это  свободная  жнщина, практически  феминистка  уже  тогда,  когда  оснвовная  часть женщин еще  жила  традиционно и взгляды имела такие  же.НО разве не странно, что она любяиодного человека. И  с ним живя при первом появлении, вышла  за  дргуого... Хотя не любила?Странно, дико. Но ей ничего не оставалось. Разве  не странен ее  Теннгиз, который  бросал ее   сто раз и снова  овозращался? это же сколко надо сил имеь, чтобы всю жизнь раставться  оплакивать, и снова  начинать каждые  десять лет? Разве этому  учили нас  семья  и школа? Нет, не этому.
Нет, главный  все  же  Яков  Осецкий,  гениальный человек, раздавленный советским строем. Буквально  во сремя чтения  "Лестницы  Якова" я посмотрела  фильм  «Фанцуз»  Сминова. Это совершенно  та же  тональность,та же  тема. Удивляюсь я  на эту мощную тенденцию антисоветчины,  которая  максимально выразилась и в фильме, и в  романе. Как  ни заливай ядреный котел  бетоном, а все-таки  рванет(Сопин) Наверно, да. Не могут кануть в лету такие  люди, такие судьбы.
Поразительная истрия  чуства, котоая  пересказана  его письмами.
«Он был уверен, что смог бы перебороть Марусину подавленность своей мужской властью, той чудесной и редкой близостью, которая так украшала их совместную жизнь. Погладить, приласкать, поцеловать, довести до высшего пика взаимного наслаждения и даже перейти в чистейшую область, которая находилась за пределом плотской радости…»
Все  мы  знаем, что есть романы в  письмах. На примере этого романа  видно, что сплошь одни письма  читать невыносимо. Там же одно настроение, от  тоски и горя  с  ума  сойдешь И  это не  нажим. Это так  они жили. Автор прав  что временами переходит на пересказ. И кстати, тут автора, мною боготворимого, я готова критиковать,потому что образы  раскрыты недостаочно глубоко.А раскрой он  их глубже,  тут было  не 600, а   вдвое  больше  страниц… Передо мной, когда  я писала  "Несвадебный  марш",  стояла  аналогичная  проблема. Кгда  пытаешься  охватить большой отрезок времени, неизбежно что-то  упустишь.
Структура романа не линейная, довольно сложная Начинается с Нноры, с  внучки, после  смерти ее бабки  Марии история  опрокидывается  мостом  назад, к  Марии и Якову. И  в прошлом же – судьба  сына Норы, Юрика,который уезжая  Америку от армии, становится наркоманом. Не  знаешь, что лучше. Что  хуже.Излечение наркомана  сччитаю полностью фантастикой. Было бы конечно, жутко - закончить такой  богатый род наркоманом  Юриком, и автор дает  ему  шанс. Только  читаетель  уже  не  верит.
Женские образы раскрыты  богаче, чем мужские.
Хотя и там,  и там есть  яркие вспышки.
У персонажей  мнго общего. Все они стремятся к искуству.Хотя ни  народу, ни стране это не  не надо, это автор  устами Якова говорит У  всех воспитание такое - устремлениек всокому. Но все падают вниз.

Мнгие положеия романа ломают пвычные представлеия людей о семье, о  браке, о любви  и верности. Герями руководит свободная любовь – кого захотелось, тот и судьба.  И тот, кто правильный, доходит до абсуода. Это пр эпизод Яеова  и  Аси. Они рассстаются  уже совсем  бессмысленно, хотя  эта жертва никму уже  не нужна.
Кто тольбко ни принес  свою жертву любви. Все принесли. И никтого это не спасло. Поэтому  включайте  5  смфонию Чайковского  чсть вторая.