УЛИЦКАЯ. ЛЕСТНИЦА ЯКОВА.ВПЕЧАТЛЕНИЯ
1 27 августа 2002 НЕРЕАЛЬНАЯ УЛИЦКАЯ
В картинной галерее было малолюдно. На улице шел дождь, я потащила Надю Черкасову, художницу на выставку "Солнечного квадрата" - ну, там всякое баловство, дело рук молодых художников: "Венера" из
проволоки, член и грудь под колпаком, гипсовые слепки рук, неожиданные химические пейзажи и натюрморты, прибитые к щербатой доске. Дали мне фотки, а подписать не подписали, пришлось идти.
Выставка мне показалась ехидной и озорной. Тут Воропанов, директор, вдруг меня окликнул: -Галя, иди сюда. Посмотри, кто здесь. Я слепая, ничего не вижу издали, картины смотрю "носом". -Здрасте, Владимир
Валентинович! Иду-иду. Подхожу - рядом маленькая черненькая женщина. - Галя, это Улицкая. А это местный литератор Галя Щекина. - Ах, - закричала я, полностью обалдев, - здраствуйте! Яже ваша поклонница, знаете... И замолчала. Она улыбнулась. - Мы с мужем здесь на минутку, говорим о возможной выставке. Муж - художник Красулин - стоял тут же. - А это мой сын, работает на Северстали (красивый черноглазый юноша!) - Северсталь - это очень круто, - сказала я невпопад.- У нас на фирме сильно
обсуждали ваш последний роман. Споров было, споров. - Кукоцкого? Надо же, в такой глуши еще читают Кукоцкого... А о чем спорили? - Да вот о том, что людям много дано, а они несчастны. Героиня, видевшая насквозь, это ж такая эзотерика... А чем кончилось? Вообще слишком тяжелый роман. - Да, он тяжелый. А кто сказал, что тонко чувствующим людям легко жить? Вообще, роман ничего не утверждает, он же только ставит вопросы... Нам правда некогда, мы уходим. - Это очень жалко.
А вы приедете еще? Владимир Валентинович, вы мне скажете?.. Я же не
отстану теперь... - Скажем, скажем... Увидимся... Мне сказали "до свидания". Я попятилась, все еще в шоке. Потом на другой день стала бегать, всех напрягать насчет ее книг. Я ведь только Медею" читала, да "Кукоцкого"... Вдруг правда приедет. Наташка пришлет чего-то из ОГИ, тут мне Люда дала "Веселые похороны". Удивительно человек умирает, осмысленно и к другим
по-человечески. А я прожить жизнь по-человечески не могу. Все это как-то нереально. Но есть свидетели, Надя все же видела. Она говорит - ну, с тобой и ходить в картинную галерею..
2 Лестница – это Голгофа
Лестница Якова - мо моеу пниманию - вся его жизнь, аналогия Горгофы. Кто еще как понял?
«Как много печали в глубинах моего прошлого. Но не об этом хочется сейчас писать, о другом – как много было музыки в наших с тобой отношениях. Чайковский и Рахманинов познакомили, Шуман сблизил, другие художники звука соблазнили. Редкий концерт обходится без этих согревающих воспоминаний. Вчера пели “Двойника” Шуберта, сегодня Оборин играл Шуберт-Лист “Баркарола”, этюд “Охота” Листа, играл “Карнавал” Шумана. Я слушаю через Москву гастроли украинской оперы, того киевского театра, где в двенадцатом ряду галереи за тридцать копеек я получил свое музыкальное образование».
В одном моменте Яков написасал Марусе – "Шесть лет разлуки. Слушаю 5 симфонию Чайковского, скорбь льется в уши.Это для меня своеобразные сигналы,эмоциональный ключ". Послушайте ее, это очень трагичная и очень тревожная музыка, нежная только местами, а в целом – очень, очень грозная. Это автор дает способ понять своих героев.И не только Якова-Марию, но и все другх пероснажей. У которых судьба в той или иой мере трагичная.Что же это за страна? –приходит неизбежная мысль.Что это за судьба, когда у всех, таких разных людей выходит одна судьба. Одна на всех – и трагедия.
Говорят, что глвная героиня Нора.Но тут можно согласиться или нет
В нее можно вглядеться, несмотря на то. что описание идет не сплошь, но фрагментами. Мы видим что это свободная жнщина, практически феминистка уже тогда, когда оснвовная часть женщин еще жила традиционно и взгляды имела такие же.НО разве не странно, что она любяиодного человека. И с ним живя при первом появлении, вышла за дргуого... Хотя не любила?Странно, дико. Но ей ничего не оставалось. Разве не странен ее Теннгиз, который бросал ее сто раз и снова овозращался? это же сколко надо сил имеь, чтобы всю жизнь раставться оплакивать, и снова начинать каждые десять лет? Разве этому учили нас семья и школа? Нет, не этому.
Нет, главный все же Яков Осецкий, гениальный человек, раздавленный советским строем. Буквально во сремя чтения "Лестницы Якова" я посмотрела фильм «Фанцуз» Сминова. Это совершенно та же тональность,та же тема. Удивляюсь я на эту мощную тенденцию антисоветчины, которая максимально выразилась и в фильме, и в романе. Как ни заливай ядреный котел бетоном, а все-таки рванет(Сопин) Наверно, да. Не могут кануть в лету такие люди, такие судьбы.
Поразительная истрия чуства, котоая пересказана его письмами.
«Он был уверен, что смог бы перебороть Марусину подавленность своей мужской властью, той чудесной и редкой близостью, которая так украшала их совместную жизнь. Погладить, приласкать, поцеловать, довести до высшего пика взаимного наслаждения и даже перейти в чистейшую область, которая находилась за пределом плотской радости…»
Все мы знаем, что есть романы в письмах. На примере этого романа видно, что сплошь одни письма читать невыносимо. Там же одно настроение, от тоски и горя с ума сойдешь И это не нажим. Это так они жили. Автор прав что временами переходит на пересказ. И кстати, тут автора, мною боготворимого, я готова критиковать,потому что образы раскрыты недостаочно глубоко.А раскрой он их глубже, тут было не 600, а вдвое больше страниц… Передо мной, когда я писала "Несвадебный марш", стояла аналогичная проблема. Кгда пытаешься охватить большой отрезок времени, неизбежно что-то упустишь.
Структура романа не линейная, довольно сложная Начинается с Нноры, с внучки, после смерти ее бабки Марии история опрокидывается мостом назад, к Марии и Якову. И в прошлом же – судьба сына Норы, Юрика,который уезжая Америку от армии, становится наркоманом. Не знаешь, что лучше. Что хуже.Излечение наркомана сччитаю полностью фантастикой. Было бы конечно, жутко - закончить такой богатый род наркоманом Юриком, и автор дает ему шанс. Только читаетель уже не верит.
Женские образы раскрыты богаче, чем мужские.
Хотя и там, и там есть яркие вспышки.
У персонажей мнго общего. Все они стремятся к искуству.Хотя ни народу, ни стране это не не надо, это автор устами Якова говорит У всех воспитание такое - устремлениек всокому. Но все падают вниз.
Мнгие положеия романа ломают пвычные представлеия людей о семье, о браке, о любви и верности. Герями руководит свободная любовь – кого захотелось, тот и судьба. И тот, кто правильный, доходит до абсуода. Это пр эпизод Яеова и Аси. Они рассстаются уже совсем бессмысленно, хотя эта жертва никму уже не нужна.
Кто тольбко ни принес свою жертву любви. Все принесли. И никтого это не спасло. Поэтому включайте 5 смфонию Чайковского чсть вторая.