Волшебные фонарики эльфов

Алексей Захаринский
Однажды в сумрачном, заросшем и трудно проходимом от валежника уголке Валуевского лесопарка я приметил ни разу ещё мною не виданный миксомицет. На упавшем трухлявом стволе дуба, прикрепившись тоненькой ножкой, свисали мельчайшие белые каплеобразные образования. Миксомицетами учёные называют малоизученный класс организмов, которые по способу размножения близки к грибам, но в отличие от них могут... передвигаться и охотиться на бактерий. Биологи отнесли их к протистам, т.е. к особой группе живых организмов, которые не являются ни растениями, ни животными, ни грибами. Самое близкое, что они напоминают – это многоядерная амёба. Миксомицеты обладают интеллектом – находят кратчайший путь в лабиринте, решают транспортную задачу. Об этом можно почитать в интернете. Специалистов по миксомицетам на самом деле – единицы. Конечно, мне известно у кого можно спросить о названии. Но даже профессор  высказался довольно неопределённо, что и понятно. Учёные такого уровня привыкли давать точный ответ, когда объект лежит у них под микроскопом, а по фотографии определить микс (так это существо называют кратко) тяжело. В общем, предполагается, что это незрелые спороношения Коматрихи – редкого, по крайней мере, для Подмосковья, миксомицета.

Сам миксомицет, живя в глубине трухлявой древесины, представляет собой отвратительную слизистую массу. Поэтому он и прячется от людских взоров, как бы стыдясь своего вида. Так в абсолютной темноте, боясь солнечных лучей, миксомицет проводит несколько лет. Но вот приходит пора продолжать род, и программа поведения этого существа резко меняется. И если раньше он уползал от солнечных лучей, то теперь эта жуткая слизь выползает прямо на солнце. Встречается это явление в июле, августе, и да же в сентябре, если эти месяцы влажные.

И вот, практически на наших глазах, происходит настоящее чудо. За несколько часов противная слизь принимает удивительные формы. Для каждого миксомицета форма спороношения – своя. Для нашей Коматрихи – это вытянутые капельки, свисающие на тонких ножках. Для Трихии – как корзиночки с сахарной ватой. Спороношения Метатрихии осиногнёздной напоминают соты ос. Хемитрихии змеевидной – сеточку замысловатой формы. Рассеяв споры, миксомицет оканчивает свою жизнь, а из спор появляются одноклеточные существа, которые каким-то образом находят друг друга, сливаются вместе и опять превращаются в холодную отвратительную слизь, обречённую пять лет ползать в полной темноте разлагающегося дерева. Но где-то в генетической памяти этой слизи глубоко запрятаны воспоминания о влажном июльском утре, когда тьму вдруг сменит яркий солнечный свет, и произойдёт удивительное превращение гадкой и липкой слизи в совершенные, достойные кисти живописца, миниатюрные предметы.

Натуралисту этого было бы достаточно.
Но для способа познания мира художником, пускай не владеющего карандашом и кистью, а владеющим только фотоаппаратом, это только первоначальные сведения. В своём способе познания живой природы я стремлюсь познать сущность каждого вида, его «душу». Помочь могут в этом народные сказания, а если их нет (есть, правда, легенда о миксомицете Фулиго, но об этом как-нибудь следующий раз) – не страшно. Каждый объект живой природы способен рассказать о себе. Надо только уметь слушать. Как это сделать? Внимательно рассмотреть, при этом никуда не торопясь, попробовать начать мысленный диалог, прислушиваясь при этом к возникающим мыслям.

Часто в поисках сущности помогает хорошо сделанная фотография. Так было и в этот раз. Спороношения так хорошо засветились в свете фонарика, что сомнений относительно их предназначения в мире эльфов и гномов не возникло. А при одном из вариантов обработки они вдруг сами так осветили всё вокруг, что древесина, на которой они росли, вдруг превратилась в стены пещеры, покрытой крупинками золота. Осталось только написать сказку, или хотя бы несколько строк из будущей сказки.

Гномы используют эти фонарики в своих подземных выработках и кузницах. Волшебные фонарики никогда не гаснут, вселяют силы и надежду. А если кто-то из гномов заблудится в шахте, фонарик выводит его к выходу. В лучах волшебных фонариков, если рядом есть золото или драгоценные камни, они начинают просвечивать через землю.
Если кто-то из людей сумеет проникнуть в подземелья гномов и выпросить у них такой фонарик, то даже если такой человек потеряется в жизни, фонарик выведет его, вселяя силы и надежду. И способность открывать клады такой фонарик не потеряет. Его владелец обретёт дар видения красоты природы и красоты душ людей.