Портрет

Алексей Веприцкий
                Она упала на мокрый от осенних дождей асфальт. Падала медленно оседая, так, будто нехотя она приземлилась с согнутыми в коленях ногами, она завалилась на бок, а потом также со странно тихим, почти незаметным движением  перевернулась на спину и синими глазами своими безучастно смотрела в небо укрытое мрачными тучами.
Художник видел, как девушка падала, как она перевернулась на спину и продолжала лежать на мокром асфальте под холодным, мелко моросящим дождём  поздней осени. Он склонился над девушкой:
-Вам помочь? –спросил.
Она перевела на него  робко умоляющий взгляд:
-Пожалуйста …   помогите,- произнесла почти не слышно  чуть разомкнув  бледные губы.
Одна его рука оказалась под головой девушки, другая под талией и через мгновение он держит её на руках неловко неумело, потом ставит девушку на ноги Девушка стоит не твердо и через секунду она опять  улеглась бы здесь на тротуаре. Художник поддержал её, и она стояла, опираясь на его руки. Её тело сотрясала крупная дрожь. Он спешил на свидание. Он понимал, что не может оставить девушку в таком состоянии.
-Где ты живёшь
Она молчала, словно не понимая смысла произнесённых им слов.
-Скажи, где ты живёшь?
Она посмотрела на него мимолётным прозрачным взглядом, кивнула на расположенное напротив, через дорогу, серое девятиэтажное здание, произнесла сломанным голосом: «Там».
К ним подошла бальзаковского возраста тётенька с телефоном в руках:» Девочка,-обратилась она к девушке,- молодой человек без криминала?»
Девушка ответила тихо и убедительно: «Он мне помогает».
Женщина небрежным движением кинула телефон в сумочку и пошла дальше с выражением досады на лице. Видимо ей очень хотелось разоблачить, вызвать полицию, и отметится в криминальной сводке  СМИ. Бдительные граждане всегда украшали картину общественной жизни государства.
Лифт поднял их на четвёртый этаж. Квартира сорок два Он позвонил в дверь.
В распахнутой двери появилась средних лет женщина миловидная и испуганная. «Лиля доченька моя, куда ты ушла одна! Вскричала женщина.- Я не знала,  куда тебя бежать искать».
-Мамочка, всё хорошо. Этот парень помог мне прийти домой.
- Здравствуйте, спасибо и до свидания,- сухо произнесла женщина.
-Мама, как ты можешь. Этот человек помог мне. Если бы не он, то не знаю, что бы со мной было. Наверное замёрзла на асфальте.
-Господи, Лилечка ты больше так не пугай меня. Молодой человек, извините меня, и прошу вас быть нашим гостем.
Художник забыл о том, что ему нужно спешить на свидание, что его ждёт женщина, которую он , кажется, ещё недавно любил.
Как часто непрочные  чувства меняются независимо от желания или не желания человека. Там на тротуаре, когда он поднял девушку Лилю и взглянул в её лицо, то на мгновение остановилось его время. Он художник портретист такой красоты ещё не видел. Более четверти века он живёт на этой грешной земле и более десяти лет он пишет на холсте лица разных людей, добрых и злых красивых и не очень, но такой удивительной приглядности лица, какое он увидел, мимолетно взглянув  в её обличие, не встречал никогда. Большие чёрные глаза, русые волосы, прямой аккуратный нос, выразительные губы поразили художника. Скольких натурщиц он запечатлел на холстах, но ни одна из них не отразилась в его душе таким потрясением.
Мать и дочь пригласили его войти.Он увидел двухкомнатную малогабаритку со скромной, почерка советского ширпотреба мебелью.
Женщина вышла из соседней комнаты:
- Я её уложила, пусть отдыхает негодница. Взяла и ушла одна. Она уже давно без меня на улицу не выходит. Это она от доктора сбежала. Он сегодня должен прийти. Он хороший врач, но Лилечка его терпеть не может. Она чувствует ложь, а он врёт. Он говорит ей, что она скоро выздоровеет, а она ему не верит. Только я знаю её страшный диагноз, который я вслух никогда не произношу. Я всё ещё надеюсь на чудо. Ведь  чудеса случаются, правда?
Она говорила, а слёзы лились из её глаз. Художнику было отчаянно жаль и эту тоскующую женщину и её больную дочь. Он сказал ей  таким тоном, каким обычно  говорил отец с его безнадежно больной мамой, доверительно и искренне:
-Конечно, чудеса бывают. Мой друг выздоровел, несмотря на самый неутешительный диагноз. Сейчас он живёт и радуется. У него красавица жена и трое детей мал мала меньше и грозится ещё троих родить.
Мать и её гость сидели на кухне, и чай остывал в бокалах.
-Вы меня утешили…  ещё никто мне не говорил таких добрых слов.Будем знакомиться?
- Михаил,- представился художник.
- Я Софья Леонидовна.
-Очень приятно, произнёс художник и поцеловал нервно суетливую руку бедной женщины.
Он покидал квартиру, где оставались две одиноких несчастных женщины. Софья Леонидовна  сказала ему:»Приходите ещё. Мы с Лилечкой будем ждать вас».
Михаил человек жизнерадостный, неунывающий и ему тягостная обстановка  дома, который он только что оставил ,угнетала его душу, была противной его всегда бодрому состоянию.
Шли дни за днями. Художник заканчивал картину под названием «Девушка на вокзале». На полотно ложились последние тонкие и от того самые трудные мазки смешения разных красок. Сегодня натурщица ему не нужна. Лицо, фигуру и футуристическую одежду её он окончательно дописал ещё вчера, потому он не приглашал девушку натурщицу на день сегодняшний, но она пришла. Сидела напротив в кресле и молча, пристально смотрела на него. Михаил давно вышел из трепетных юношеских лет, потому знал, что означают такие взоры девушек. В нём неожиданно проснулось желание. Он бросил кисть, сел на диван, обратился к девушке с волнующем интимным придыханием:» Томочка, иди ко мне». Девушка поднялась с кресла и послушно подошла к Художнику. Он крепко обнял её за талию, а она стала на колени и он  поцеловал её в губы с томительной страстью. Она послушно следовала  жестам его жадных рук. Но вдруг его руки ослабли, она увидела, что он стоит на ногах и смотрит на неё с извинительной брезгливостью. Она вспылила, вскочила с дивана, отхлестала его по щекам, схватила свою куртку и выскочила из помещения. Теперь он стал для неё навсегда не прощённым врагом.
Перед воображением его появилась и не исчезала девушка, которую он поднимал с мокрого асфальта. Только сейчас он осознал, что
Лилю он не забывал все эти дни. Каждый день он думал о ней. Он не являлся излишне чувствительным человеком, сентиментальность чужда ему, а  наоборот, художнику свойственна некая доля цинизма в обращении с девушками и молодыми женщинами. Сейчас он удивлялся сам себе. То, что у него из головы не выходила юная красавица и её испуганно умоляющий взгляд синих глаз, непрерывные мысли о ней  сильно его смущали. Никогда, никогда   ни об одной девушке он не думал так долго с поразительными чувствами восхищения и жалости. Постепенно в нём зрела мысль о том , что надо пойти к ней, увидеть её, услышать её голос. И,  когда он наконец собрался посетить Лилю, то испытал  чувство облегчения и даже затаенной радости.
Дверь ему открыла Софья Леонидовна. Она  молча, приветливым жестом пригласила его войти. Художник перешагнул порог и остановился.
- Проходите, проходите, Михаил,- сказала Софья Леонидовна.
Художник слегка замешкался, снимая ботинки. Меж тем женщина говорила:
- Почему вы так долго не появлялись? Лилечка вас ждала каждый день. Всё в окошки вас выглядывала, а вы не приходили.
- Извините меня, очень занят.
Софья Леонидовна взяла его под руку провела его в комнату.
-Я пойду на кухню, чай поставлю, Она произнесла эти короткие слова глухо, сдавливая рыдания.
Художник чувствовал её материнское горе и с сердечным участием понимал, что ничем он не может помочь этим двум замечательным женщинам.
Он увидел сидящую в кресле  Лилю. Бледное с заострившимися чертами лицо её было прекраснее, чем он себе представлял ранее.
Художник расположился в другом кресле рядом с девушкой. Он смотре на неё, она повернула головку навстречу и их взгляды встретились. Девушка протянула к художнику руку.
- Здравствуй, Миша. Я очень рада видеть тебя.                Он взял в свои большие руки  маленькую ладошку и  долго не отпускал её от своих губ. Девушка замерла, смотрела на Художника  с радостным изумлением. Наконец  девушка, будто спохватившись, резко отняла руку от его лица, обе ладони она  прислонила к своим щекам, словно испуганно защищалась от непривычной, сладостной нежности желанного мужчины.
-Зачем ты так… мама и доктора уверяют меня, что я скоро поправлюсь, а я знаю – жить мне осталось недолго и никакие лекарства меня не спасут. А ты своим поступком возбуждаешь во мне напрасные надежды. Зачем?
Она заплакала тихо, почти без слёз и от того ещё жалостнее.
Художник молчал смущённо и раскаянно. Он не знал, какими словами успокоить девушку. Сейчас ему так хотелось взять её своими сильными руками, обнять её крепко и шептать ей нежные, ласковые слова утешения и надежды, но ничего этого он не совершил, а только сказал:
- Я хочу нарисовать твой портрет. Можно?
- Ты художник,- удивилась она и перестала плакать.- Ты хочешь меня нарисовать?
- Да, я хочу тебя нарисовать.
- Меня никто и никогда не рисовал. Ты нарисуй меня.
- Обязательно нарисую. С портрета ты будешь смотреть мудро , жизнеутверждающе, как смотрят люди, которые хотят, чтоб все люди были счастливы.
-Здорово. Я так и хочу всех людей видеть счастливыми.

« Молодые люди идите пить чай».- Позвала Софья  Леонидовна дочь и гостя.
Чай вкусный, необычно ароматный
- Кажется, я никогда не пил такого вкусного чая,- заметил Художник.
- Мой брат привёз такой чай из Англии, где полгода находился по каким-то своим делам недавно. Мы редко его завариваем. Вот сегодня захотели вас удивить.
- Спасибо. Такого вкусного напитка я действительно нигде и никогда не пробовал.
По выражению лица Софьи Леонидовны стало видно, что слова Художника пришлись ей по душе, и это ещё более увеличило её благосклонное отношение к гостю.
-Михаил, вы чем занимаетесь? Что делаете?  ,- спросила женщине Художника  с располагающей к откровенности собеседника.
- Мама, Михаил художник,- произнесла Лиля с некоторой обидой и досадой на показавшуюся ей бестактность матери.
- Да, Софья Леонидовна, я художник портретист.
- Но из всех видов живописи портрет самый трудный.
-Я  согласен  с вами в этом мнении, Софья Леонидовна. Человеческое лицо многогранно и его геометрическая разносторонность для художника составляет большую сложность. Вот например, приходит ко мне в мастерскую мужчина с почти уродливой внешностью. Я должен на портрете изобразить его очень похожим на его оригинал и в тоже время сгладить в его лице те несовершенства, которые сотворила с ним природа. И получается на полотне гражданин с лицом не идеальным, но вполне симпатичным. Или делает мне заказ написать свой портрет средних лет симпатичный располагающей внешности мужчина. Я угадываю его, известный в нашей местности бандит.  Через несколько дней  я показываю ему его портрет. На портрете он выписан со скрупулезной достоверностью, как живой. Заказчик доволен и оплачивает мой труд щедро с премиальными. Но внимательные созерцатели того шедевра, заметят в глазах изображённого лица тоску и страх божьего наказания за свои преступления. И тем, кто пристально смотрит на это изображение, становится жутко. Я всегда ношу с собой блокнот. В нём я зарисовываю лица, которые мне понравились. Когда вижу я на улице, в трамвае или в  метро девушку,юношу, старушку или старика ,в лицах которых видна обострённая совесть, любовь к ближнему, ко всему земному и небесному, то тут же достаю блокнот и делаю набросок будущего портрета. Эти картины я выставляю на выставках…
- И часто вы видите такие одухотворённые лица среди людей?- спросила Лиля.
- К сожалению редко,- ответил Художник и спохватился,- я совсем забыл, к пяти часам я должен встретить приятеля. Он мне из Дальнего Востока привез кисточки, каких в нашем, и ближайших городах нет. Мне такие кисточки необходимы.Софья Леонидовна,- обратился Художник к милой женщине, - я хочу нарисовать портрет вашей дочери, если Вы разрешите.
- Непременно, непременно, я прошу вас Михаил, нарисуйте мою Лилечку.
Художник видел её сухие внешне незаметные слёзы. Он сказал уверенно и громко:
- Когда я закончу её портрет, она перестанет болеть.
Художник ушёл. Чай остыл и в доме повисла грустная тишина.
                ХХХ
«Что я наговорил,- ругал себя Художник,- зачем я сказал, что когда напишу портрет, то Лиля выздоровеет. Ладно, если они не приняли мои слова в серьёз,  а если поверили… . Боже мой, какой я балбес! Зачем  обнадёживать мать и дочь. Болезнь Лили неизлечима и напрасные слова грубы и жестоки.»
Другим днём он шёл к Лиле. И дорога его пролегала мимо церкви. Художник не был убеждённым атеистом, но никогда не молился и церковь не посещал. Почему, по какому наитию, вдруг, ему захотелось войти в храм божий он и сам не знал.
В церкви пусто и безмолвно. Тишина какая-то чуткая, торжественная. Художник стоял среди церкви и разглядывал иконы, а сердце его билось напряжённо, и он слышал его. К нему подошла маленькая, худенькая, укрытая белым платком, старушка.»Что привело вас в храм божий?» - обратилась она к Художнику чуть слышным приветливым голосом.
- Девушка мне знакомая болеет.
-Звать тебя как?
- Михаилом меня зовут.
- Возьми, Миша, свечку, подойди к иконе, поставь её окало и помолись за здравие рабы божьей и имя болящей называй.
- А у какой иконы свечку ставить?
- Здесь,сынок, каждая икона намоленная и святой у коего молиться ты станешь твоей мольбе внемлет.
-Долго, неумело, но искренне молился Художник за здравие рабы божией  Лилии.
                ХХХ
«Сегодня я буду рисовать тебя карандашом на бумаге. Рисунок  станет наброском с которого я буду писать твой портрет красками на холсте. Это как, допустим, чертёж архитектора с которого возводится здание.- пояснял художник девушке.
Лиля позировала старательно, терпеливо, но рисунок не получался таким, каким хотел его нанести на бумагу Художник. Чего- то не хватало в нём. С рисунка  на него смотрела то меланхоличная, то растерянная, то преодолевающая боль красавица. Уже в блокноте не оставалось листов, а за окном опускались сумерки. Софья Леонидовна зажгла свет. Лиля устала и прилегла на диван. Она лежала с закрытыми глазами, он смотрел задумчиво на её лицо.
Лиля недолго отдыхала, приняла обычную позиционную форму.
«Лиля,- обратился к девушке художник,- представьте, что я твой родной человек, брат допустим, и я пришёл домой со сломанной рукой, с выбитыми зубами или вообще весь покалеченный. Ты смотришь на него с состраданием и в то же время с глубокой верой, что всё плохое сменится хорошим, добрым,а любимый брат твой будет здоровым и счастливым. Ты сможешь смотреть так»
«Я уже смотрю на тебя как на моего любимого искалеченного брата с надеждой и любовью»- отвечала девушка.
Теперь рисунок получился таким, каким хотел его сделать Художник. Он сел в кресло, откинулся на его спинку и умиротворённо отдыхал . Лиля смотрела на него с улыбкой, как смотрят няньки на своих любимых малышей.
Софья Леонидовна показалась из кухни:
- Пойдемте пить чай
- Я бы и перекусить чем нибудь не отказался -, произнёс Художник по  - свойски.
- Мама, я тоже есть хочу.
-Давно родительница не слышала от дочери таких слов. В последние дни она только пила, а ела после долгих уговоров только жиденький картофельный суп.

                ХХХ
Семь дней и ночей писал Художник картину. Портрет девушки Лили вдохновенно вырисовывался таким, каким он видел в своих мечтах. Спал урывками, удовлетворяясь  несколькими десятками минут чуткого забытья и снова принимался творить то, что шло из самых глубин его освещенной любовью души. На седьмой день, когда картина была закончена, он заснул сидя в кресле и спал до утра следующего дня. Ему снились счастливые сны от которых восторженно замирало его сердце.
Ещё неделю краски на картине должны сохнуть.
Художнику очень хотелось видеть Лилю, но он не собирался ехать к ней с пустыми руками. Он придёт к ней с её портретом…
Чтоб бесцельно не скучать, он доканчивал картину «Девушка на вокзале».  На полотне  красивая, статная девушка идёт по вокзалу к выходу.
Она печальна и одинока. А вокруг неё люди, люди они спешат по своим неотложным делам, но среди них нет дорогого ей человека, который её не встретил и поэтому мастерски изображённое на полотне грустное лицо девушки вызовет у зрителя сочувствие и понимание.
Через семь дней Художник поместил  портрет в красивую рамку. Взял такси и поехал к Лиле.
Дверь открыла Софья Леонидовна.
- Миша, проходи,- приветливо  встретила она гостя,- Лилечка тебя ждала всё время, а ты пропал. Мы не знали где тебя искать.
В комнате Художник увидел Лилю. Она с радостной улыбкой подошла к нему, встала на цыпочки и крепко поцеловала его в губы.Он немного растерялся, но и сердечно возликовал, когда на своих губах почувствовал сказочно нежный вкус её поцелуя.
Софья Леонидовна   усадила Художника в кресло, сама села против него и стала рассказывать:
- У нас, Миша, пока мы тебя не видели, произошли удивительные, радостные события. У Лилечки  появился аппетит, она хорошо спала и её не стали мучить боли. Я пошла с ней в больницу из которой её выписали  месяц назад домой, как безнадёжно больную. «Пусть последние дни она побудет дома рядом с мамочкой»,- .сказал тогда доктор.
- Когда я с дочкой появилась в больнице. Врачи очень удивились. Ведь они считали, что дни Лилии Баговой сочтены, а тут вдруг она шагает  на своих ногах здоровая и розовощёкая. Собрался  целый консилиум. Крутили, вертели её, слушали, простукивали, водили по разным кабинетам, УЗИ, Рентгену – нет опухоли.Тогда доктора стали приставать ко мне: «Чем вы её лечили». Я говорила им, что дочка моя пила только те таблетки, которые они выписали. Они переглядывались и мне не верили. Ведь они знали истинную цену тем препаратов. Считали, что я скрываю от них настоящую причину исцеления пациентки, обижались. Помнишь, Миша, ты говорил о чуде. Так это чудо случилось. Моя доченька стала здорова, как тот твой товарищ. И женщина залилась счастливыми слезами.
Картину мама принять отказалась категорически.»Она напоминает мне о тех кошмарных днях, когда доченька моя доживала последние дни»,-сказала.
Художник виделся с Лилей теперь каждый день. Вечерами они гуляли по городу, часто и страстно целовались.
Портрет Лилии он унёс домой и, утром проснувшись о  любовался своим произведением.
Портрет увидел его учитель и старший товарищ Иван Иванович Карпов. Ты почему держишь такое сокровище дома?! – возмутился он.- Место этому шедевру в картинной галерее города.
ХХХ
Измученная молодая женщина стояла у портрета молодой девушки, которая смотрела на неё с картины с надеждой и любовью. Её восьмимесячный малыш , который измучил маму многодневным плачем, отказывался сосать грудь, и страшно худел, вдруг замолчал и заснул, а щёчки его порозовели. Мама случайно оказалась в картинной галерее. Несла ребёнка в больницу с направлением участкового врача, её настиг ливень и она спряталась от него в помещении галереи, мимо которой  проходила.В больницу она не пошла, а вернулась домой. Мальчик её с того дня стал здоровым и весёлым ребёнком.
В городе появился удивительный слух, что в картинной галерее выставлен портрет молодой девушки, который исцеляет самых безнадёжных больных. Доктора в чудеса не верили, но их пациенты в самом деле становились здоровыми. Это обстоятельство вызывало в их многоумных головах недоумение и раздражение. В горкоме партии постановили, что в городе имеет место быть средневековое суеверие, вызвавший массовый психоз. Батюшки солидализировались  с партийными лицемерами и в проповедях убеждали православных , что больные в картинной галерее исцеляются греховно по дьявольскому наущению.
 Люди невзирая на заклинания лицемерных партийцев и попов хотели жить здоровыми, счастливыми и очереди в галерею всё росли и росли. Говорили, что даже внук первого секретаря горкома партии у портрета девушки исцелился. Но «не долго музыка играла» , настал день, когда смотрители галереи обнаружили  пустую рамку с варварски вырезанным холстом на котором изображена девушка с поразительно любящими глазами.
  Народ хотел заказать Художнику точно такой же портрет. Но его в городе не оказалось. Вместе с женой Лилей, и тещей Софьей Леонидовной он  отбыл из города неизвестно куда три месяца назад.ххх

С тех пор прошло более тридцати лет, но до сих пор в городе ходят легенды о портрете неизвестной девушки, которая исцеляла всех и даже безнадёжно больных.