Пылающее сознание

Михаил Валиев
                Внимание!
                В тексте эссе присутствуют
                спойлеры к фильму "Пылающий"

Предлагаю обратить внимание на рассказ Харуки Мураками "Сжечь сарай" и его великолепную экранизацию южнокорейским режиссером Ли Чан Доном под названием "Пылающий", которая наделала "шума" на Каннском фестивале и уже вошла в историю мировой кинематографии с высокой оценкой.

Если погрузиться в кинодействие, то можно обнаружить, что оно исследует одну из главных тайн человеческого мозга, а именно восприятие происходящих событий.
Каждый событийный эпизод рассказа и фильма построен таким образом, что вызывает необходимость его трактовки и объяснения. И тут происходит "магия", и зритель начинает понимать происходящее, исходя из личных субъективных ощущений, и не может прийти к единому верному объяснению.

Давайте пройдемся по некоторым моментам (в книге имен нет, но в фильме присутствуют):

-выиграл ли номерок у героя Ли Йонг Су или это специально подстроила девушка-продавец Хэ-ми, чтобы с ним заговорить, потому как он ее не узнает из-за пластической операции,

-есть ли в самом деле кот у Хэ-ми или это ее фантазия, ведь она занимается пантомимой, где главную роль играет представление о вещи, а не ее реальность,

-кто звонит по телефону Ли Су, но никогда ничего не говорит, и кто знает специально это или по ошибке, а может это его ушедшая мать не осмеливается вступиться ним в разговор,

-Бен, новый знакомый Хэ-ми, являющийся противоположностью главного героя по основным параметрам (можно сказать альтер эго), общается с ней просто так или с неким умыслом,

-Бен, который зарабатывает неизвестно как, обладает улыбкой на миллион и готовит пасту под джаз, вызывает подозрения у Ли Су, но обоснованы ли они или идут от зависти, и как оценивать человека только по внешним факторам,
Также стоит отметить, что главный герой живет на границе с Северной Кореей откуда доносится рупор пропаганды, что они живут правильно, а вот Южная Корея идет совсем неверным направлением, что также является ярким проявлением исключительно оценочных суждений.

 -Хэ-ми часто засыпает, а в комнате у нее висит амулет "ловец снов", что может символизировать о том, что героиня спит и не видит реальности,

-был ли колодец, в который упал Хэ-ми или это ее очередная выдумка, потому как воспоминания у ее родных и соседей не совпадают,

-убивал ли Бен Хэ-ми или она сбежала сама по имеющимся причинам, а звонок от нее был случайностью,

-что подразумевает Бен под «сараем», "теплицей", которые он любит периодически сжигать,

все события подаются таким образом, что вызывают двойственность толкований и получается, что каждый мозг в отдельности создает свою собственное мировосприятие, основанное на сотнях факторов, обусловленных местом рождения, культурным кодом, образованием и т.д.

Можно отметить и то, как Бен зевает во время встречи с друзьми,потому как он обладает высоким интеллектом, а это влечет за собой скуку от участия в окрущающей обыденности.
 
В то же время нельзя забывать, что ни по одному эпизоду фильма невозможно прийти к единому выводу и заключению.

При прочтении и просмотре экранизации, если вы будете наблюдать за собой, то поймете, что сознание склоняется не к логическому и возможно правильному объяснению и восприятию, а к тому, которое удобно и интересно лично для вас.

И еще происходит постоянный поиск виновных в уме главного героя, то что и делают большинство людей всю жизнь: ищут кто же виноват в наших бедах и что делать.
 
Внимательно проанализировав данное произведение можно свидетельствовать насколько все запутанно и в нашей с вами жизни и окружающем нас мире, какая грандиозная паутина из событий, фактов, толкований и знаний опутывает человеческое сознание.

Каждое толкование основано на субъективном факторе и зависит исключительно от наблюдателя. Весь жизненный путь присутствует ощущение тайны и неизвестности.

И не стоит забывать, что Мураками всегда намекает через свои произведения про негатив капитализма, неравенство полов и деградацию института брака, что также есть в данном произведении, если захотеть это усмотреть, конечно!

И вообще, если присмотреться к сюжету и поведению героя, то можно задаться вопросом: а существуют ли они на самом деле или все происходящее является просто сюжетом книги, которую пишет Йонг Су.

А концовку можно интерпретировать в восточной духовной традиции очищения ума (исчезновение, убийство, сожжение) и герой остается один на один с собой, что может символизировать переход в состояние молчания и медитации.

Это произведение и экранизация тот редкий случай, когда вы можете в полной мере ощутить двойственность человеческого сознания и абсолютную субъективность и предвзятость в оценках и выводах в отношении окружающего мира.

Возможно, что цель данного произведения и экранизации, чтобы наше сознание наконец-то "воспламенилось" и нам стало более интересно от ощущения жизни.

Приятного чтения и просмотра!