Глава 61. Стационарная помощь

Нелли Фурс
               

 Планирование бюджета здравоохранения региона до момента внедрения в 2000-ые годы в Республике Беларусь нормативов государственных минимальных социальных стандартов, в том числе норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя, упрощённо говоря,  осуществлялось исходя из коечной мощности региона. Приоритетной медицинской помощью была стационарная. Естественно, что в те годы наиболее престижной была работа врача-ординатора стационара.
 
 Молодому специалисту попасть по распределению в стационарное лечебное учреждение считалось большой удачей. Как правило, перед начинающим врачом, как перед известным сказочным героем, было 3 пути: сельская организация здравоохранения, скорая медицинская помощь и городской терапевтический участок.
 
 Молодые специалисты при возможности выбирали  городской терапевтический  участок, знаю это  по собственному опыту. Будучи распределена «в распоряжение Барановичского городского отдела здравоохранения» и получив направление на работу участковым терапевтом городской поликлиники № 1, была этому чрезвычайно рада. Положительные эмоции от такой «удачи» не были омрачены даже детальным знакомством со вверенным мне терапевтическим участком: примерно 3800 жителей на окраине города Барановичи в частном секторе с минимальным транспортным сообщением и отсутствием благоустройства. Мои друзья-коллеги из Витебского медицинского института Король (Шейна) Ирина Анатольевна и Галькевич Александр Борисович получили направление на работу врачами скорой медицинской помощи города Барановичи. Сокурсники нам завидовали: многие из них поехали поднимать и укреплять сельское здравоохранение.

С Ириной Король мы прожили в одной комнате студенческого общежития без единого конфликта пять лет. Выдержаннная, эмоционально устойчивая, Ирина была стержнем нашей «сборной» компании. На ходу «гасила» возникающее между жиличками непонимание, переводя разговор в мирное русло.

К Ирине в полной мере подходит выражение одного из главных героев советской мелодрамы «Не могу сказать «прощай»: «Ей протянуть руку помощи – что воды напиться».

Только один раз за время нашего мирного сосуществования у нас возникло, мягко говоря, недопонимание.

Перед экзаменом по топографической анатомии, примерно в четыре часа утра, я вспомнила о подвешенной за окном авоське с домашним крестьянским салом. Жильцы комнаты общежития, кроме Ирины и меня, уже спали.

Ира давно уже всё выучила, но в знак солидарности со мной делала вид, что ещё изучает анатомические атласы. При этом периодически засыпала и просыпалась, предусмотрительно положив атлас рядом с собой.

Охваченная жаждой знаний – в ночь перед экзаменом самая лучшая запоминаемость материала – я не видела кратковременного отсутствия Ирины в рядах «учащихся». Тихонечко достав из форточки вожделенный продукт, наклонилась к сокурснице и интимным шёпотом спросила: «Ты хочешь сала с горчицей?»

Трудно описать выражение лица Ирины: это было негодование наполовину с презрением. Холодно ответив «нет», отвернулась к стенке и вскоре уснула.
Такая реакция подруги не помешала автору с аппетитом съесть деликатес, поспать два часа и сдать топочку на оценку «отлично».

Вот этот эпизод из студенческой жизни с завидным постоянством вспоминается при наших, не таких уж частых, встречах с Ириной.

После двух лет работы врачом скорой медицинской помощи Ирина Анатольевна работала на Дальнем Востоке; по возвращении – заведующим отделением переливания крови отделенческой больницы на станции Барановичи. В настоящее время – заместитель заведующего городской поликлиникой номер четыре.

Галькевич Александр Борисович – мой одногруппник, мастер спорта по боксу. В Барановичах – с момента распределения и до выхода на пенсию – врач выездной бригады скорой медицинской помощи.

В студенческие годы Саша – «выездной» за границу спортсмен. В дефицитные советские времена привозил на безвозмездной основе своим одногруппницам всякие «девчоночьи» радости: помаду, тени, тушь, пудру.

Автор романа «Прозрение» и сборника рассказов.

Возвращаясь к вопросу трудоустройства выпускников медицинских институтов и их последующей трудовой деятельности, хочу отметить одну интересную деталь. Несмотря на более высокий уровень заработной платы врачей первичного звена и скорой медицинской помощи, за 20 лет моей работы в  системе городского здравоохранения  вряд ли упомню пару-тройку случаев перехода врачей стационара на должности участкового врача-терапевта или врача выездной бригады скорой медицинской помощи. Также я не заметила оттока врачей из городских лечебно-профилактических учреждений в сельские организации здравоохранения.
       
  Прошу прощения у читателя за отступление от «стационарной» темы, всё-таки работа в первичном звене здравоохранения оставила в памяти неизгладимые впечатления.

 Динамика роста  коечного фонда Барановичской  районной больницы  наглядно иллюстрирует заинтересованность руководителей организаций здравоохранения в сохранении и увеличении коечной мощности.
 
 В 1960 году коечный фонд больницы насчитывал 100 коек, из них:
 терапевтических     33                детских                12
 хирургических        25                инфекционных       10
 родильных               15                гинекологических    5
  В апреле 1962 года в Городищенской больнице насчитывалось  уже 115 коек:
терапевтических        30                детских                20
хирургических           26                инфекционных          15
родильных                15                гинекологических      9
 В декабре 1962 года коечная мощность Городищенской районной больницы была увеличена до 150 коек за счет расширения инфекционного отделения на 10 коек и открытия нового туберкулёзного отделения на 25 коек.

 В мае 1963 года коечный фонд уже Барановичской районной больницы вновь претерпел изменения: в родильном и туберкулёзном отделениях коечная мощность возросла на 2 койки в каждом за счёт уменьшения на 4 койки мощности терапевтического отделения.

 В декабре 1964 года коечный фонд Барановичской ЦРБ насчитывал 200 коек:
терапевтических       40                детских                40
хирургических          33                инфекционных         25
родильных                17                гинекологических   15
туберкулёзных          30

В хирургическом отделении было развёрнуто по  5 костно-туберкулёзно-суставных и травматологических коек, а также по 3 – офтальмологических и   оториноларингологических.
    
 Имеются также сведения о коечной мощности Молчадской участковой больницы в 1966 году: 20 общих коек, 3 родильных и 2 детские койки.

 В феврале 1967 года вновь была изменена структура коечного фонда Барановичского района. Мощность терапевтического отделения была увеличена до 46-и коек, гинекологического - сокращена до 9-ти коек. В хирургическом отделении на 33 койки было выделено 5 коек для травматологических больных; по 2 койки для офтальмологических, оториноларингологических и больных костно-суставным туберкулёзом.
 
 В  Полонечской участковой больнице в 1967 году было развёрнуто 35 коек, в т.ч. 17 терапевтических, 10 детских, 5 хирургических и 3 родильных.  В Молчадской участковой больнице из 25 коек - 22 терапевтических и 3 родильных.
               
 В июле 1972 года в связи с постоянным невыполнением плана койко-дней были закрыты и перепрофилированы в терапевтические  имеющиеся родильные койки всех сельских участковых больниц. По этой же причине в родильном отделении Городищенской ЦРБ «родильные койки из 20-ти были перепрофилированы в 10 коек гинекологических. Гинекологическое отделение было расширено из 10-ти до 20-ти коек». Туберкулёзное отделение на 20 коек было перепрофилировано в неврологическое отделение.
 
 Лесинская больница внелегочного туберкулёза 5 июля 1972 года была перепрофилирована в больницу для лечения больных с легочным туберкулёзом на 30 коек.

 Предваряя вопрос наблюдательного читателя, хочу пояснить, что до 1978 года районная больница Барановичского района располагалась в г.п. Городище, поэтому названия «Городищенская центральная районная больница» и «Барановичская центральная районная больница» означали одно и то же лечебное учреждение.
В 1979 году коечная мощность организаций здравоохранения Барановичского района достигла максимума и составила 485 коек:

 терапевтические          310               пульмонологические  40      
 хирургические               60               неврологические         20
 эндокринологические   40               детские                15

  310 терапевтических коек включали 60 коек терапевтического отделения ЦРБ и койки сельских организаций здравоохранения. В Новомышской больнице было развёрнуто 60 терапевтических и 15 педиатрических коек, в Городищенской – 70 терапевтических. В Полонечской и Подгорновской больницах – по 35 коек, в Молчадской и Леснянской участковых больницах – по 25 терапевтических коек.
 
 В декабре 1979 года в Новомышской участковой больнице детские койки были перепрофилированы в терапевтические; коечная мощность больницы составила 75 терапевтических коек.

 29 декабря 1979 года был издан приказ главного врача района «О регистрации отделений Барановичской центральной районной больницы», по которому с 1 января 1980 года в больнице были зарегистрированы:  пульмонологическое и терапевтическое отделения по 60 коек; неврологическое   на  45 коек и  эндокринологическое  на  40 коек.
 
 В январе 1980 года было ликвидировано хирургическое отделение районной больницы, хирургическая служба Барановичского района и города Барановичи были объединены. Врачи-хирурги ЦРБ были переведены в распоряжение заведующего Барановичским городским отделом здравоохранения. В ЦРБ высвободившиеся койки были распределены между терапией, неврологией и пульмонологией. С учётом коек участковых больниц численность терапевтических коек в районе достигла 340.
 Такая структура коечного фонда района существовала до 1983 года, когда в центральной районной больнице было сокращено 10 терапевтических коек.