Азбука Ахматовой - Симонов, Синявский, Слуцкий

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Константин Симонов, Андрей Синявский, Борис Слуцкий

* * *
Симонов Константин

СИМОНОВ КОНСТАНТИН (КИРИЛЛ) МИХАЙЛОВИЧ (1915, Петроград - 1979, Москва), советский писатель.  Сталинский любимец, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.

4 ноября 1953. Симонов в 49 году приезжал в Ленинград и метал громы и молнии: “ахматовщину надо выжечь каленым железом”...
- Я прошу вас пока никому ничего о Симонове не говорить, - сказала Анна Андреевна. - Через некоторое время я сама скажу человекам десяти, и тогда ему станет не очень весело: он ведь любит казаться либеральным...
               

20 июня 60. Не успел Симонов повесить трубку, а я – снова кинуться в постель, как позвонил Пастернак. Он торопился сообщить, что ночью ему звонил Симонов. «Говорит, мне ваши стихи нравятся, но ситуация сейчас сложная, не удается мне сделать то, что мне хотелось бы. Он, видите ли, и рад был бы напечатать мои стихи, да, видите ли, не может. А я ему: «Кто же это вам  мешает работать, Константин Михайлович? Назовите этих людей, изобличите публично! Ведь вы – не какой-нибудь я, ведь вы – Симонов, один из виднейших, влиятельнейших общественных деятелей нашей страны! И вдруг – вам, публицисту первого ранга – мешают! Вы обязанны немедленно выступить в печати и изобличить отдельных вредителей или те вредительские организации, которые вам, Симонову, смеют чинить препятствия в издании журнала»
Я умолкла. Анна Андреевна смеялась.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой
* * *
Синявский Андрей

СИНЯВСКИЙ АНДРЕЙ ДОНАТОВИЧ (АБРАМ ТЕРЦ) (1925, Москва - 1997, Париж), писатель, филолог, профессор Сорбонны в Париже.  В 1966 году приговорен к 7 годам лишения свободы.

Услышав, что Синявский печатался  за границей под псевдонимом Абрам Терц, она этому не поверила. Она сказала: “Мне в Париже приносили книги этого Терца. Никогда не поверю, что это писал Синявский. Он был у меня и очень мне понравился. Синявский - это само добро, а Абрам Терц - это само зло”
                Из воспоминаний Н. Роскиной об Анне Ахматовой

Роберт Кеннеди  повел меня  в  ванную  и,  включив  душ, конфиденциально  сообщил,  что  согласно его сведениям  псевдонимы Синявского и Даниэля были раскрыты Советскому КГБ американской разведкой.
                Е. Евтушенко
У него была большая рыжая борода, но на эту бороду чекисты не покушались: она была в паспорте, задокументирована.


Пройдет время, и о них уже никто не вспомнит. На свалке истлеют страницы, пропитанные желчью, ведь история не раз подтверждала: клевета, какой бы густой и злобной она ни была, неизбежно испаряется под горячим дыханием правды. Так произойдет и на этот раз.
                “Известия”, 1966 - “Перевертыши”, Дм. Еремин


* * *
Слуцкий Борис

СЛУЦКИЙ БОРИС АБРАМОВИЧ (1919, Славянск, Харьковской  губ. - 1986,  Москва),  поэт. “Стих  С.  прост  и деловит... публицистически  направлен;  лиризм  сдержан  и  строг” - БСЭ, 1976.

16 сентября 1969. ...Такой хороший человек, очень начитанный, неглупый, и столько плоховатых стихов.
                К. Чуковский

15. октября 1957. - Поэзия его лишена тайны. Она вся тут сверху, вся как на ладони. Если же заглянуть вглубь, то позади многих стихов чувствуется быт совершенно мещанский: вязаная скатерть, на стене картина - не то “Переезд на новую квартиру”, не   то “Опять  двойка”. В сущности, это плоско. Полуправда, выдающая себя за правду.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой