Глава 5. Отрясите прах с ног ваших

Владимир Константинович Белодед
На этот раз мы обращаемся с вами к слову «прах», и нам необходимо разобраться, что оно выражает, что стоит за этим, казалось бы ничего не значащим, словом.

Вы теперь уже научились понимать, что у Бога нет пустых слов, но каждое имеет свой неповторимый и важный смысл. Когда мы узнаем, какое содержание Бог вложил в это слово, тогда в Священном Писании нам откроются новые тайные смыслы.

Что обозначает слово «прах» в нашем обычном понимании? Это истлевшие останки умершего тела. Во многих религиях высоко почитают прах святых и великомучеников за веру Божию и делают его захоронения в святых местах: при храмах и на монастырских кладбищах. Мощи святых, или их прах, бережно хранятся, им поклоняются.

Священное Писание свидетельствует, что тел различных много. Кроме физического тела, есть тела земные и есть тела небесные – душевные и духовные. И ещё мы знаем из Писания, что Слово стало плотью, и знаем также, что есть Слово нетленное и есть слово тленное. И то и другое тоже есть тело.

Люди плотские сохраняют, как святыню, прах физического тела. Люди душевные чтят жития и писания святых человеков. Это тоже прах, он хранится в архивах и в библиотеках и, в отличие от праха материального, имеет несравнимо большую ценность. Душевный прах – это старые, умершие для новых поколений людей знания, утратившие своё влияние, но всегда могущие ожить и заговорить.

Духовные люди превыше всего ценят тело духовное, которое не подлежит тлению и поэтому не имеет праха. Это – тело Господнее, в котором был распят Иисус Христос. И всякий, принявший тело Его, умирает в нём, дабы иметь в нём воскресение.

Прах – это то, что подлежит тлению, и то, что, перегнивая и разлагаясь, в земле становится удобрением и обогащает её для новых посевов. Имеющий уши духовные слышит, что, говоря это, я говорю о вещах духовных и процессах, происходящих в разуме.

Прах, из которого Бог сотворил человека, – это прах душевный, он является ценным материалом, ибо в нём сконцентрированы те необходимые питательные вещества, которые земля вложила в свои произведения. Чтобы получить его, Богу надо было ещё до этого что-то создавать и выращивать, а потом подвергать тлению – и делать это множество раз. Ибо прах нужен был хороший, чтобы из него можно было создать человека по образу Божию.

Вы знаете, что Бог есть Слово, имеющее образ и подобие. Образ – это дух, а подобие – буква. Буква творит разум, тело души. Телом же духа является ум, и вот их-то Бог и творит по образу и подобию Своему. Он творит лицо духа человека подобным лицу Своего Духа, а потом вдыхает в него дыхание жизни.

Лицо первого Божия человека было создано из праха земного и поэтому не могло быть вечным. Дыхание же жизни – от вечного Духа, оно оживляет тленное тело, и человек становится душою живою.

Дух дышит, где хочет, а воздухом его дыхания являются мысли. Мысли духовные входят в лицо человека, которое доселе орошалось паром, исходящим от земли на малое время. Дыхание Духа оживляет прах, и рождается новое творение – человек.

Итак, из праха земного Бог творит первичный орган дыхания, и это – душевный человек, то есть плотской разум. Дыхание Божие формирует в нём ум, а в уме рождает и выращивает дух по образу и подобию Духа Божия. И когда дух входит в силу и зрелость, надобность в разуме отпадает, ибо он служит душевному, а дух в душевном не нуждается.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Человек из праха земного, как я уже вам говорил, – это не физическое тело, это разум, живущий плотскими помышлениями, это – по отношению к внутреннему – внешний человек, не знающий духовного, это мёртвый сосуд для живой души. И лицо его тоже состоит из праха. Жизнью этого человека является природная душа, а тело её составляют мысли, отражённые от жизни биологической.

Помните: всякая жизнь записывается в мыслях и протекает в мышлении. Душа природная написана на прахе и питается прахом, ибо в нём концентрируется и откристаллизовывается весь опыт жизни, отражённой от материи.

Душа живая пишется в духе и питается духом, ибо она не от мира сего, она изошла от дыхания Божия.

«Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екк. 3:20).

Прах не может наследовать вечности, но будучи оживлён дыханием Божиим, становится носителем жизни. Природная сущность, одетая в форму, созданную из праха, под воздействием Божественного Духа приводит в живое движение и форму. Форма ограничивает душу, но воспитывает и целенаправляет её деятельность.

Богу угодно из дыхания Своего, которое вышло от Него, как Божественный младенец, вырастить совершенную жизнь. Это длительный и кропотливый процесс: чтобы созреть, пройдёт много времени, и душа пройдёт через многие формы, созданные из праха, и многие физические тела.

Как физические тела, достигая своей старости, умирают и разлагаются на свои составные элементы, так и формы, созданные из праха, возвращаются в прах. Но это уже будет новый прах, обогащённый опытом жизни, пройденной с душой.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк. 12:7).

Дыхание жизни Божией, наполняя собой форму из праха, отражает в себе и жизнь самой формы. И когда прах возвращается в прах, рассыпавшаяся форма не исчезает, но отпечатывается в душе. Таким образом, душа проходит в мире подобия множество жизнеформ из праха, приготовляясь для принятия жизнеформ образа Божия. И вот когда душа, имеющая в себе жизнеформы подобия, войдёт в жизнеформы образа, она должна будет из двух творить единое целое и в самой себе соединить земное и небесное.

Но пока это произойдёт, с душой работает змей. Это он творит из праха разные формы жизни и учит сему небесную душу.

Итак, прах – это вечный материал, из которого подобие Божие творит мыслеформы для души и обогащает душу познанием себя. Прах – это тленное слово, взятое от земли, от бытового мышления. И прах, наполняясь дыханием от Бога, всё время растёт от низких до высоких форм мышления.

«Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел..,» (Быт. 18:27).

При встрече с Богом Авраам называет себя прахом и пеплом, и это верно, потому что жилищем его души был прах. Его выросшая душа имела высокие формы мышления, но они ещё были из праха, и душа его ещё не поднялась до духа.

Авраам был по тому времени на высоте истины, он общался с царём Салима и священником Бога Всевышнего Мелхиседеком. Всем сердцем своим, всеми помышлениями своими он любил Бога и служил Ему. И через Слово Божие подверг огню всё наследие отца своего и имущество юности своей, и оставшийся пепел, как духовный опыт своих предшественников хранил при себе. И крепость его в том состояла, что он сосредоточил в себе силу и высоту подобия, способного к ношению образа.

«… Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда» (Иов. 5:6).

До тех пор, пока прах не приобретёт форму, а форма не приобретёт соответствующую ей жизнь, сам прах ничего не воспроизведёт. Прах – это тленные слова, и пока они не собраны в мысль, они не производят ни худого, ни доброго. Но когда они соединены в мысль, то в ней уже поселяется дух, и он производит худые или добрые действия.

Мудрый человек строит добрые мысли и от них вкушает добрые плоды; глупый и злой человек вкушает плоды по делам своим. Пока мысль не сошла с языка, она мертва и безвредна, но когда она сошла с языка, она ожила и внутрь вас и вне вас. Поэтому всё, что от вас исходит, касается прежде всего вас. Так прах оживляется формой, которую строит дух, пребывающий в ней.

Поэтому я призываю вас: стройте такие мыслеформы, из которых исходило бы благоухание, благоприятное Богу, и чтобы с уст ваших не сошло никакое гнилое слово. Да будет благоуханием ума и сердца вашего Иисус Христос – Дух Животворящий.

«Не так – нечестивые, но они – как прах, возметаемый ветром…» (Пс. 1:4).

Прах как материал используется духами чистыми и нечистыми. И там, где поселилось нечестие, нет места мыслям благородным. В царстве знаний, как и в государственной системе, есть великое множество служб, стоящих на страже безопасности здоровья знаний, и они не пропустят в Царство Небесное никакого нечестия. Нечестие живёт до тех пор, пока прах сохраняет его форму. А форма легко разрушается ветром, и прах возметается им. Под ветром здесь надо понимать учение, которое разбивает неустойчивые мыслеобразования и вбирает в себя блуждающие, но родственные, мысли и из них строит своё тело.

«… Душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс. 43:26,27).

Я уже говорил вам, и не раз, что Израиль, имеющий обетования Божии, закон, возвышающий его над другими народами, и веру, как великое наследие, данное ему от Авраама и пророков, постоянно уклонялся с пути истины и, следуя языческим верованиям, приносил себя и детей своих в жертву мёртвым идолам, осквернял душу свою служением каменным истуканам. То есть он, оставив закон и веру, подчинил себя праху.

Что это значит, быть униженным до праха? Израиль извратил Божий порядок: уйдя в идолослужение, он превратил прах из материала в предмет поклонения. И душа, возвышенная дыханием жизни над прахом, попала к нему в рабство.

«И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя» (Ис. 29:4).

Это сказано об Арииле, городе, в котором жил царь Давид. Само название города (Ариил переводится как «лев Божий») свидетельствует о его величии и славе.

Но Бог говорит, что Ариил будет стеснён и унижен. Что это значит? Это значит, что дух и истина оставят его, и покинет его премудрость, мёртвая буква заполнит его речи. А мёртвые построения из праха сами по себе не могут собой ничего оживить. Голос их глух, как голос чревовещателя. Под чревом здесь надо понимать разум, дышащий плотскими мыслями и живущий ради себя, но не ради души.

«Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль…» (Ис. 29:5), – говорит дальше Исайя. Мелкая пыль – это прах, не имеющий формы, это отдельные мысли, ничем не склеенные.

«И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьётся земля их кровию, и прах их утучнеет от тука» (Ис. 34:7).

Буйволы и волы – это трудящиеся в Слове Божием, а тельцы – их ученики. Сказано ещё: «Не заграждай рта у вола молотящего» (1Кор. 9:9). Чистое зерно-Слово утучняет тела их, но когда они молотят мякину, то только прах становится их пищей. Эти же настолько привыкли к праху, что любое безрассудство принимают за великую мудрость.

И когда Бог посылает на них Слово Своё, то оно, как меч, рассекает их ложные знания, и разум принимает в себя пролившуюся их жизнь как опыт, пусть неправедный, но всё-таки поучительный для будущих поколений.

«Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня и в прах обращаешь меня?» (Иов 10:9).

Сотворив человека из праха земного, Бог поселяет его в раю, который насадил в Едеме, саду Божием. Едем – это сад Слова, и насаждается он для разума и в разуме.

Иов в дни бедствий своих обращается к Богу и говорит, как много потрудился Творец для творения Своего: «И вот Ты взял прах земной и влагу небесную и сделал из них месиво, изготовил из них сосуды и назвал их мыслями, и наполнил эти сосуды Своим дыханием, и я стал произведением Твоим. Ты меня одел, даровал мне жизнь и милость, и я был славою Твоей.
И вот сейчас Ты отнял у меня дыхание жизни, удалил влагу небесную, которая скрепляла прах, и я опустел, я стал мёртвым прахом».

И вы должны также, как и Иов, знать, что без Слова Божия, без Его любви вы – просто прах, просто мёртвые слова, и нет в вас никакой жизни, кроме смерти.

«Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12).

Из праха земного Бог создал слова, которые взвесил и измерил, и наполнил их содержанием. И каждое слово имеет своё содержание, или меру. И когда Он родил Сына Своего как Спасителя для людей, Он вместил Его в слова, через которые люди смогли бы увидеть жизнь Божию, данную им для спасения. И слов, выражающих жизнь Божию, было собрано и связано так много, что получилась большая гора. И Бог назвал её горой Сион; в ней слова соединились в великое Учение, вместившее в себя жизнь Божественной природы, которую Бог назвал Словом Божиим. Жизнь Слова взвешена и измерена Богом-Отцом, и только Он знает меру праха и меру гор, и вес холмов.

«… Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10).

Если прах как сосуд не наполнен жизнью, а имеет лишь жизнь собственную, жизнь земную, то он становится могилой для ума. Сам по себе прах не может прославить Бога и возвестить истину. Да и что может дать пустой сосуд? Только жизнь и любовь, наполняющие прах, могут через него проявить себя и возвестить правду.

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

Поверженные в прахе, воспряньте… Чему можно уподобить этот процесс? Он подобен прорастанию семени из земли. Когда семена положили в землю, земля начинает воздействовать на них, и семена сначала набухают, а затем прорастают. Земля нарушает их покой и заставляет трудиться, и они, погребённые в землю как мёртвые, восстают живыми. Поэтому сказано в Писании: сеется в тлении, а восстаёт в нетлении.

Воскресение всякого семени происходит через погребение в землю; только таким образом жизнь освобождается от тела тления, надевает новое тело и даёт новый плод.

Подобно семени сеется в разум человека Слово Божие и произрастает новым знанием жизни.

«Душа моя повержена в прах; оживи меня по Слову Твоему» (Пс. 118:25), – говорит псалмопевец. Душа, увлечённая словом тленным, повергается в тление, чтобы ожить по Слову Божию. И чтобы она ожила, надо не дать праху восторжествовать над дыханием жизни, ибо прах является носителем буквальных смыслов, а в них – смерть.

«Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» (Иер. 17:13).

Христос есть Дух, и Он есть Жизнь, Он – Слово, которое несёт живущим во прахе духовные знания. Прах же хранит в себе плотской образ мысли, и эта жизнь по отношению к миру духа греховна, ибо она сопутствует миру материи. Душа приходит в этот мир и уходит, а мысли греховные остаются, они встречают и провожают всякую душу. Они – постоянные жители этого мира, здесь их прописка. А вы – гости этих мыслей. Они принимают вас, и вы живёте в них и растёте от них. И вы, будучи знанием, написаны в мыслях из праха. Но вам предстоит в этом же мире найти источник воды живой – Господа и написать себя в мыслях из духа, и не отступить от Господа, дабы не быть снова ввергнутыми в прах.

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Живущие во прахе называются в Писании спящими, так как помышления плотские ограничивают и приземляют разум, не дают пищи уму, и они, лишённые полноценной свободной деятельности, спят. Но сон их не вечен, придут знания, которые пробудят умы: одни для вечной жизни, а другие на вечное поругание.

Вы спросите: почему одни пробудятся для вечности, а другие на поругание? И я вам говорю: Слово жизни даётся всем, кто услышит и пойдёт за ним; кто исполнит его, тот сам станет жизнью. А кто услышит и не пойдёт, тот будет в вечном прахе, поруганный и посрамлённый.

«Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие…» (1Цар. 2:7,8).

Всё сеется в тлении, а восстаёт в нетлении. Всё, что положено во прах земной, чувствует себя одиноко, бедно и нищенски. Но наступает время прорастания, и бедное и одинокое является к жизни как новый росток, который имеет новый вид и свою неповторимую красоту.

Бог даёт жизнь всякому семени и одевает его в Свои одежды, и украшает его Своим цветением, и увенчивает плодами, о которых семя, лежащее во прахе, даже и не подозревает.

Вы знаете, что престол славы Божией есть любовь, а слава её в том, чем она сама обладает. Бог ведёт Своё творение к любви, и у Него – великое многообразие материалов и средств, которыми Он всё творит. Но есть у Бога материал, который составляет основу всего, – это вера, суд и милость в любви. И кому Он даст его в основание, тот получит в наследие и всё остальное.

«… Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблён» (Вт. 28:24).

Бог-Слово сотворил разум по образу и подобию Своему и для Себя, но в начале Он сотворил небо и землю и всё, что на них. И всё Он сотворил, как мы уже с вами знаем, из знания и знанием.

И на небесах он сконцентрировал все источники, питающие землю, чтобы она могла произращивать всё необходимое для человека.

Бог творил Адама на протяжении длительного времени. В Писании нет подробного описания этого процесса. Слово о сотворении – лаконично, но в нём сокрыта великая глубина.

Духовный продукт материи, который исходил от земли и орошал всё лицо земли, в Писании назван паром, а мы называем его природной душою.

Прежде чем стать способной принять в себя дыхание Божие, она должна была пройти длительный путь эволюции в мире материи, многое познать, многому научиться.

Получая дожди небесные и всякие блага от произрастений земли, душа постепенно возрастает и поднимается над прахом. Дыхание жизни Слова всё более одухотворяет душу, и она, будучи продуктом материи, становится причастной духу, который уводит её из праха в мир Божественный.

Небо дало земле все необходимые знания, чтобы человек знал пути свои и не уклонялся от истины. И все они записаны и хранятся в Святых Божиих Книгах. Но очень важно, чтобы люди бережно собирали духовный опыт и передавали бы его от поколения к поколению, чтобы души, приходящие в мир, попадали в обстановку, способствующую их росту.

Но люди уклонились от пути истины, не ценят и не соблюдают Слово Божие, живут во прахе и ему поклоняются. Закон Божий они заменили законами человеческими, на место духовных ценностей поставили ценности тленные. И лишь немногие сильные души, как Божии светильники, несут в себе свет истины и передают его другим.

Что значит «прах с неба будет падать на тебя»? Небо Божие – это те законы, которые Он определил для воспитания человека и достижения им совершенства в любви и мудрости, а земля – это люди, которые, от неба Божия получая дожди, должны питаться и расти. С неба Божия идёт благодать, истина, милость, любовь, с него не может падать пыль или прах. Прах может падать с того неба, которое определили себе сами люди, – это закон внешний, канон, догма, предания старцев. Израиль как народ Божий был истреблён и разрушен именно по той причине, что безрассудные его правители подменили небо Божие небом религиозных законов и устранили правду.

Небо закона во прахе пребывает и прахом посыпает головы его блюстителей. Поэтому, когда Господь пришёл к Своему народу, Его не узнали и не приняли, а приняли Его язычники, те, что не ходили под законом и прахом его не питались.

«… В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Сотворив человека из праха земного, Бог вдохнул в лицо его дыхание жизни и сказал ему, что в поте лица он будет есть хлеб свой. Итак, если человек создан из праха, то и лицо его тоже состоит из праха. Дыхание же жизни – от духа, и через него лицо человека становится живым.

В трудах по возделыванию собственного разума лицо Адама выделяет пот, который есть совместный продукт души и духа. Бог предоставляет Адаму возможность трудиться, чтобы он мог снять с себя прах и облечься в дыхание жизни.

В поте лица добывая хлеб для пропитания своего ума, Адам – разум – постепенно переходит из одних форм в другие, из грубых в более тонкие. Совершенствуясь сам, он совершенствует и утоньшает и формы своей жизни до духовных форм, пока не соединится с духом и не освободится от праха.

Сын Божий Иисус Христос – это жизнь, выросшая во прахе и свободная от него. Наш Господь есть жизнь Божия, свободная и независимая от праха.

От самого начала Бог положил жизнь Свою во прах, где она проходит своё воспитание и из праха творит для себя многообразные покрывала. Сам по себе прах мёртв, но, оживляясь духом, он становится живой формой жизни. И прах хранит в себе копии этих форм, где сохраняется последовательный переход жизни из одной формы в другую. Адам, Каин, Авель, Сиф, Енос… Ной, Сим, Хам, Иафет… Авраам, Исаак, Израиль – это всё образцы форм из праха и возрастающей в них жизни Божией. В них Адам постоянно возвращается из праха в прах, пока не родится от Бога и не станет Сыном Божиим, свободным и независимым от праха земного.

Во Второй книге Царств Давид поёт песнь Господу, Избавителю своему, и говорит такие слова о врагах своих: «Они взывают, но нет спасающего, – ко Господу, но Он не внемлет им. Я рассеиваю их, как прах земной, как грязь уличную мну их и топчу их» (2Цар. 22:42,43).

Человеку дана свободная воля, и он должен сам избирать полезное, согласуя свой выбор с волей Божией. Ибо волей Божией вся вселенная приводится в разумное движение, и нет ничего, что бы находилось за пределами её влияния. И разум человека – место, где осуществляется Божественный порядок бытия. Для зрелого разума воля Божия очевидна, и она, как солнце, освещает путь души.

Незрелый же разум далеко отстоит от понимания воли Божией, но подчиняется праху. И всякая душа, пребывающая во прахе, вопиет ко Господу о спасении, не разумея того, что Сам Господь мнёт прах, и, как уличную грязь, топчет Он разум, спящий во прахе.

Процесс этот болезненный для души. Но как можно иначе сотворить добрый сосуд, если не подготовить мягкую, хорошую глину и не закалить затем сосуд в печи огненной?

Грязь уличная… Вы можете подумать, что это сказано буквально. Улицы у Господа – это мысли, а путь для Господа – это знание. Ум – путник, а знание – путь. Пока мысли плотские – это грязь; и когда приходит в них Господь, то Он, чтобы сделать из них что-то доброе, сначала топчет их, как уличную грязь.

Священное Писание имеет внешнее и внутреннее содержание. Внешнее творит внешнего человека, который ходит по улицам-мыслям из грязи. Внутреннее творит внутреннего человека, который ходит по улицам-мыслям, выстланным драгоценными камнями.

Внешний человек состоит из слов тленных, и мысли, из них построенные, – как уличная грязь. Духи живут в мыслях, ибо они и есть жизнь того содержания, которое положено в мыслях. Духи земные всё строят из праха, и они создают огромное разнообразие форм и учат этому душу, чтобы она во всей полноте постигла мир подобия, и чтобы она как зрелый плод, созревший на древе подобия Божия, предстала перед Господом, Спасителем своим, и чтобы Господь принял её и стал бы выращивать её на древе познания добра по образу Своему.

«Увидят это народы и устыдятся при всём могуществе своём; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя» (Мих. 7:16,17).

Проходя через века, устроенные Богом, человечество растёт и развивается во всех сферах жизни мира этого. И одни народы возвышаются над другими своими культурными и духовными достижениями.

Но каким бы могуществом ни обладал народ, какие бы ни имел национальные сокровища, человек как душа живая всегда обнаруживает, что ему что-то не хватает, нет у него полного удовлетворения. Ибо всякий человек, великий или малый, богатый или бедный, царь или раб, оставляя сей мир, одинаково подлежит тлению. И для червя безразлично, чьё это тело, царя или раба, и безразлично то, пользовалась ли эта плоть при жизни своей почётом и славой или была в презрении.

Перед лицом смерти все равны, и для всякой плоти, созданной из праха земного, один удел: созданное из праха в прах возвращается.

Но Господь – Вседержитель, и Он знает, что требуется много времени, чтобы все творения Его пришли к совершенству. Данная человеку свободная воля выбора позволяет ему уклоняться от Божиих повелений, приобретать отрицательный опыт жизни без Бога в разуме, чтобы вполне вкусить чашу зла и потом уже устремиться к добру.

Так происходит постоянно: люди уклоняются от правды Божией, увлекаются внешними благами, и внешнее совершенствование уводит их в гордыню, в тщеславие, в похоти. А их внутренний человек, лишённый духовной пищи, остаётся как бы без права на жизнь и пребывает в темнице. Внешние величие и слава ослепляет умы, и они ничего не видят, кроме красивых форм и внешних атрибутов жизни, которые сами сотворили из праха.

Бог знает эту склонность умов человеческих и терпеливо ждёт, когда же им надоест играть в свои яркие игрушки и они захотят заниматься серьёзными делами. Но Он сохраняет для Себя мудрых и любящих Его и творит в них внутреннего человека, дабы они были светом и солью миру.

Мир пренебрегает ими, не видя их внешнего величия и славы. Но приходит время зрелости внутреннего человека, и Дух Божий, живущий в нём, явно открывает вечную жизнь и её нетленные формы, перед которыми всё тленное растаивает, как мираж. И люди видят, что они жили и трудились для суеты, и что они наги перед Богом, и что их дворцы – всего лишь жалкие шалаши из праха перед вечным храмом Господним. И вот тогда они выползут из укреплений своих и устрашатся Господа, Бога своего.

В псалме о Соломоне есть такие слова: «Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах» (Пс. 71:9).

Я уже говорил вам, что те, которые живут во внешнем содержании Писаний, называются жителями пустынь. Это внешние умы, а их пища есть смертоносная буква, та самая буква, из которой змей древний строит мысли и наполняет их прахом, которым питается сам и его дети – сыны погибели.

Он и Христа выводил в пустыню, чтобы и в Сыне Божием создать что-то своё, из праха, но ему это не удалось. И помните, как Господь сказал: «Вот идёт князь мира сего, а во мне не имеет ничего».

Многие народы на протяжении тысячелетий приходят в Священные Писания, как в пустыню, создают свои мыслеформы и с помощью змея наполняют их прахом и строят в пустыне свои миражи-царства. Царство, построенное из праха, из материальных знаний, – это царство дьявола, и оно долго не устоит. Царство же Божие – это царство знаний духовных, оно вечно, как вечен Дух Божий.

Когда в мире появляется носитель духовных знаний, как Соломон или Давид, пред ним падают жители пустынь, и враги его лижут прах. Лизать прах  – это значит произносить речи в защиту своих ветхих понятий своими ветхими мыслями, отстаивать ценность своих тленных построений.

Но для тех, кому открывается духовное знание, внешнее теряет свою власть. Это происходит подобно тому, как если бы после длинной ночи, где живут и действуют жители ночного времени, наступил день, и вышел человек на работу свою и разбудил жителей дня. Ночные же хищники на весь день до вечера прячутся по норам своим.

В пророчествах Исайи о том времени, когда Господь сотворит новое небо и новую землю и новый Иерусалим, сказано, что в том новом мире «волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:25).

Все души едины в Боге, но формы жизни, созданные из праха, разделяют их. На внутреннем уровне все души едины, а внешне – все разные. Пока души живут внешней жизнью, и формы жизни их – разные, они вынуждены приспосабливаться ко всему окружающему для самосохранения. Разделённые внешней формой, они поставлены друг перед другом во враждебное положение, которое кажется им непоправимым.

Но это не так. Время, данное душе для взрастания во всём внешнем, приходит к концу, и она через просвещение и воспитание подходит к познанию внутренней жизни. Обретая внутреннюю жизнь, души объединяются между собой и постигают единение в духе, в любви и истине.

Змей же будет продолжать питаться прахом и ходить на чреве своём, как и было определено Богом от начала. Ибо змей как носитель земной мудрости будет заниматься воспитанием тех, кто живёт во прахе, до естественного их созревания к переходу от праха к духу.

Бог от начала определил змею: «… проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей…» (Быт. 3:14).

Слова «проклятие» и «благословение» выражают в Писании Божие определение на службу Его. Проклятие – это назначение на работу во прахе, а благословение – на работу в духе и истине.

Прах – это мышление материального мира, и мудрость земная состоит из праха, чрево же её – земной ум. Поэтому и сказано змею, что его удел – прах, и все его подданные живут во прахе. По определению Божию, ему необходимо в этом уделе творить всё до совершенства своего. И он знает, что его власть и его возможности ограничены прахом и временем.

У пророка Исайи сказано: «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис. 49:23).

Эти слова Господа направлены Израилю, но в равной мере относятся они и ко всем благословенным на служение Господу. Для тружеников Божиих и цари, и царицы, и прочие люди – объект воспитания. Они питатели и кормильцы для умов, трудящихся на ниве Господней, ибо пищей благовествующих мир Божий является просветительских труд, который насыщает ум благовестника и растит его в духе и истине.

Поэтому те, кто хочет благовествовать мир Божий, должны обуть ноги ума своего в истину и истиной препоясать чресла ума своего. И когда вы будете говорить, то выверяйте слово своё, чтобы внутренний смысл его облечь в такую форму, в которую не поселился бы нежелательный смысл.

В Книге Исайи вы найдёте ещё такие слова: «Сойди  и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле; престола нет, дочь Халдеев, и вперёд не будут называть тебя нежною и роскошною» (Ис. 47:1).

Вавилоном Бог называет вершину развития цивилизаций на земле, а девицей – то, что эти цивилизации выработали. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей… Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочёты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис. 47:12,13).

А что должно приключиться с ней? Наступит время рождения нового мира, который несёт в себе неувядаемую славу, в сравнении с которой слава Вавилона опустится во прах, ибо источник, питающий её, иссякнет, но откроется другой источник, текущий в жизнь вечную. Слава Вавилона сойдёт и сядет на прах и сохранится во прахе как история детства человечества, как опыт земных исканий и достижений.

Бог возвестил о падении Вавилона ещё тогда, когда Вавилон был в расцвете сил, и ничто не предвещало его гибели. Во дни первого пришествия Иисуса Христа мир опустился до названия Содом и Египет. Во дни второго Его пришествия мир тщетно ворошит Вавилонский прах, ища в нём спасения от своего невежества и безрассудства.

Второе пришествие Господа в силе и славе Отца Небесного снимет пелену неведения с глаз ожидающих Его во спасение, и человечество познает волю Божию как закономерные процессы, держащие всё в своих руках и всем управляющие.

Итак, вам открывается сейчас мир духовных знаний, вы познаёте волю Божию и дела Его на земле. Так отряхните же с ног ваших прах, оставьте всё старое и устремите все помышления свои к Господу.

Ибо Он говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), «… какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан. 12:46).

Идите к Господу, станьте у Бога сотворцами, чтобы душа ваша, вооружившись познанием истины, скинула с себя прах земной и устремилась в вечность! Аминь!