За что меня чуть не выгнали из диспетчеров

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава   http://proza.ru/2020/01/24/424

        Да! Было такое. Меня чуть было не выгнали из диспетчеров. Уволить грозились  за «Социалистическое соревнование».

        Вы не верите? Напрасно! А дело было так.

        Мои ровесники прекрасно помнят, как широко в нашей стране было развернуто «Социалистическое соревнование». Это пошло еще с времен написания В.И. Лениным статьи «Как нам организовать соревнование». Там вождь все по полочкам разложил. Дескать – самым главным стимулом в работе является победа в таком соревновании. Вот на Западе  – там стимулом являются деньги. А в нашем обществе главное – почет. Вот и вручали победителям соревнований Почетные Грамоты, Вымпелы и Значки Победителя. Бывало что к ним и премии присовокупляли. Не большие, как правило. Так, десяточку сверху начислят – и будь счастлив. Для ориентации в масштабах цен современному читателю подскажу – килограмм курочки тогда стоил 3 рубля 40 копеек.

        Соревнования проводились повсеместно. Еще по школе помню как мы  соревновались какой класс победит в сборе макулатуры, какой – в сборе металлолома? И мы старались. Хотелось ведь нам, мальчишкам и девчонкам, победить! 
 
        Но сейчас я пишу о времени 1972-1974 годов. Мне в то время было соответственно 23-24 года. Конечно, и у нас были соревнования. В каждой смене работали пять поездных диспетчеров. Работали в четыре смены. То есть всего нас было двадцать человек на Отделении дороги. И мы – ну соревновались промеж себя! Прямо до драки Шутю, конечно. 

        Победителю вручали переходящий кумачовый шелковый вымпел с гордой надписью: «Победителю Социалистического соревнования».  На стенку своего рабочего места мы этот вымпел вешали. И очень гордились при этом! Поделюсь с Вами самым сокровенным  –  не раз такой треугольник висел и на моем рабочем месте. Счастья – половником не отхлебнешь!

        Но я сейчас не об этом. Такие соревнования проводились повсеместно, в том числе и среди машинистов. У них основным критерием для победы в соревнованиях являлся такой  показатель, как  тонно-километровая  работа. То есть, количество тонн перемещенного ими состава умноженное на количество километров.

        Поскольку большинство «магистральных» машинистов ездили по одному и тому же маршруту «Москва-Можайск», то здесь они были все в равных условиях. Вторая составляющая показателя  – перевезенные тонны. А вот этот показатель от машиниста никак не зависит.  Какой состав ему дадут – такой он и должен перевезти. Здесь уж ничего машинист сделать не мог. Так что – как уж фишка ляжет.

        А тут очередная пятилетка грянула! На самом верхнем верху решили, что победителем Социалистического соревнования среди всех машинистов СССР должен стать машинист депо «Имени Ильича». А это именно наше депо! Наши машинисты! Ура!

        Собралось начальство нашего Отделения. Решали важнейший вопрос- какой машинист это будет? Дело-то ведь не шутейное. Кто конкретно?

        Ну, понятно, чтобы он был членом нужной партии. Поскольку партия была всего одна, то здесь дискуссия была неуместна. И так ясно.

        Чтоб не пил, ни курил, чтоб…

        Общественником, чтоб был. И так далее, и так далее…

        Остановились на машинисте Ицкове Сергее Георгиевиче. И член партии какой надо. И имя такое хорошее. Нашенское! И внешность подходящая – представительная. И данные о семье положительные.  И говорить умеет. Давайте  – его!

        Давайте!

        И вот стал наш Сергей Георгиевич повсеместно с почином выступать. Дескать, он берется выполнить пятилетку в четыре года. А поэтому он «воздух» возить не собирается. «Воздухом» на нашем жаргоне назывались составы с порожними вагонами. Людям непосвященным, может быть, покажется, что это очень правильное решение он предложил. Только на самом деле, если один машинист порожние вагоны не повезет, другой также откажется их везти, то железная дорога буквально за неделю, если не раньше, полностью остановится. Здесь не надо быть глубоким специалистом и даже не надо ума семи  пядей во лбу иметь. Взять, допустим, завод, изготовляющий для строительства бетон. А бетон состоит в основном из щебня, песка и цемента. Вот разгрузили целый состав вагонов с этими ингредиентами, а загрузить вагоны на заводе нечем. Готовый бетон, как правило, развозится специальными автомашинами. Надо порожние вагоны забрать и отвезти их на следующий пункт погрузки. А Сергей Георгиевич их возить не будет. Ему только тяжеловесные груженые составы подавай. Ведь тонно-километры в зачет идут.

        Естественно, что он с этим никчемным призывом на собраниях в своем депо не выступал. Как-то раз сунулся было, а машинисты его в момент захлопали.

        В итоге "героя" делали так. На станции Москва-товарная Смоленская, где я в свое время работал дежурным по станции, и в Можайске – пункте оборота локомотивов, специально отбирались из проходящих составов тяжелые вагоны на отдельном пути для Сергея Георгиевича. А мы, поездные диспетчеры, должны были этот процесс постоянно контролировать.

        Вот стоят такие тяжеловесные составы в Москве и в Можайске и ждут смены Сергея Георгиевича. Вот он появился. Состав по Москве прицепил и поехал. В Можайске также стоит готовый тяжеловесный состав . Стоит, бывало по несколько суток. Сергей Георгиевич  приезжает в Можайск. Локомотив с одного  пути на другой путь перегонит  и тут же цепляет готовый  состав в обратном направлении. Тяжеловесный. В Москву, как правило, отправляется ближайшей ниткой грузового графика движения. И так продолжалось годами.

        Машинисты возмущались таким положением дел. Лозунги-лозунгами, а ведь и зарплата машинистов и их помощников существенно зависела от выполненных ими за месяц тонно-километров. А водить тяжеловесные составы в депо были допущены бригад 10-15. Сейчас уже точно и не помню сколько. Но все сливки доставались только Сергею Георгиевичу. Тут тебе и почет, тут тебе и зарплата с хорошими премиями, тут тебе и полный комфорт в режиме работы.

        Здесь я поясню. В отличии от пассажирских перевозок, где поезда одного назначения следуют парами «туда-обратно», грузовое движение этим свойством отнюдь не обладает. В одну сторону может проследовать, допустим, десять поездов, а в другую - двадцать пять. Чтобы организовать вывоз всех поездов, поездные диспетчеры строго следили за обеспечением всех  составов поездными локомотивами. Для этого неизбежно приходилось перегонять в том или ином направлении локомотивы без составов. Это, опять таки, на нашем жаргоне называлось «следовать пузырем». Километры-то машинист при этом набирал, а вот тонн-то он вез ноль! Отсюда такой холостой пробег и оплачивался существенно ниже. А что делать? Иначе линия станет.

        Достаточно часто приходилось отправлять локомотивную бригаду на отдых по станции Можайск. Вот они приехали с поездом, а готовых к отправлению составов сейчас нет. Но по информации, которую поездному диспетчеру регулярно передают из Управления дороги, через три часа прибудет один за другим пять грузовых поездов. А дальше уже дело диспетчера обеспечить их вывоз. Вот и приходилось оформлять некоторым бригадам отдых по Можайску. Ведь у машинистов и их помощников строго нормировалась продолжительность рабочего времени. Не дай Бог, если машинист переберет  непрерывную продолжительность времени нахождения за тяговым контроллером. Даже если все и закончится благополучно, то поездному диспетчеру выговора и потери премии никак не избежать. А если  что-то посерьезней, то тут уж и срок на нарах весьма серьезный. Железнодорожные аварии по своим последствиям не чета автомобильным. Хоть и там страшные случаи бывают. Вот поэтому и отправляет поездной диспетчер локомотивную бригаду на отдых. Или гонит «пузырем» локомотив за сотню с лишним километров.

        А у Сергея Георгиевича здесь всегда и во всем была масленица. Готовый состав по Москве его смены дожидается. В Можайске состав тоже все глаза проглядел, ожидая его. Приехал в Можайск. С пути на путь переставил локомотив – и снова в путь! А оба состава тяжеловесные! Тонно-километры так и наматываются, приближая Сергея Георгиевича к заветному рубежу. Да и зарплата хорошая. С каждым тонно-километрам все увесистее и увесистее становится.

        И вот как-то случился такой инцидент. Прихожу я на работу в ночную смену. Как обычно, пообщался по селекторной связи со всеми дежурными по станции, выясняя поездное положение. Оказалось, что по Москве и в Можайске уже стоят два готовых к отправлению тяжеловесных состава. А Сергей Георгиевич то ли сегодня. то ли завтра до них доберется.  Ну, стоят себе и стоят. Дело привычное.

        А тут машинист ведет в Можайск состав с порожними вагонами. Хороший такой машинист, «тяжеловесник». Вот он звонит мне по радиотелефону прямо из кабины локомотива и интересуется своими перспективами. А у меня, кроме того тяжелого состава, предназначенного для ударника труда, ничего и нет. В перспективе часов через  пять составчик на Москву должен подойти. Так что этому машинисту надо либо отдых оформлять, либо «пузырем» в Москву следовать.

        А он просит меня душевно очень. Говорит, что на больничном два месяца просидел. Вот вышел на работу - и как назло в этом месяце то порожняк везет, то «пузырем» едет. Никакого заработка.

        Я проникся его сложностями и решил отдать ему состав, приготовленный для Сергея Георгиевича. Как-нибудь разберемся – подумал я себе. Возможно, Ицков  сегодня и не поедет, а там другой тяжеловесный поезд  может подойти, или по Можайску новый состав ему сформируют. Отдал я этому машинисту заготовленный для Ицкова состав.

        А тут – закон бутерброда сработал! Только мой машинист из Можайска на Москву тронулся, как Сергей Георгиевич нарисовался. Нарисовался в Москве. А там-то уж состав стоит и его третий день дожидается.

        Ну, я молчу пока. Хотя нерадостные для себя перспективы селезенкой  чувствую. Связался с дежурным по Управлению дороги. Какие, мол, перспективы о подходе ко мне поездов. Никаких. Дела!

        Вот подъезжает Сергей Георгиевич в Можайск и, видимо, из кабины машиниста бросает привычный взгляд на путь, где обычно стоит ожидающий его состав. А там – пусто! Сергей Георгиевич мне по связи звонит и выражает свое недоумение. Тем более, что он по пути видел встречный состав в Москву с хорошими тяжелыми вагонами.

        Я объясняю Ицкову, что состава пока никакого нет. Пусть он идет и оформляет отдых. У меня есть информация о подходе поездов. Первый же поезд будет ему.

        Сергей Георгиевич выслушал все молча. Отдых оформил. Оформил, наверное, в первый раз за несколько лет. Обиделся, видно. Ведь к хорошему привыкаешь быстро. Он уже и забыл о том, что машинисты порой оформляют отдых, что они возят составы с порожними вагонами. Что обычное дело, когда одиночные локомотивы  «пузырем» следуют в Москву или в Можайск. Это же все не для него – ударника.

        Я смену сдал, отчитался и пошел домой отдыхать. А Сергей Георгиевич прибыл в Москву с обычным грузовым поездом ( не тяжеловесным), и направился прямиком к начальнику Отделения с жалобой на меня. А начальник Отделения, так, между прочим, это генеральская должность в нашем железнодорожном масштабе. Так он прямо к нему. Как говорится «дверь ногой открывает».

        Я пока ничего не знаю и живу спокойно. Но вот, прихожу через два дня на дневную смену – а меня прямиком к начальнику Отделения вызывают. А там уже актива человек пять собралось. Сам начальник, его замы, парторг, профорг, кто-то из руководства депо «Имени Ильича».

        И пошло…  И поехало…

        Как ни крути, как ни верти - а враг я кругом получаюсь. И срываю выполнение обязательств по пятилетнему плану в стране,  И вообще, провокатор, подрывающий моральные устои государства. Что гнать меня надо поганой метлой и так далее…

        И все это хорошо поставленными начальственными голосами. Один говорит – другие тут же в унисон подхватывают. Песочили меня, песочили и, наконец, отпустили на рабочее место. Дескать - ступай работать, а мы тут еще посоветуемся, что с тобой делать.

        И тут, словно вожжа мне под хвост попала. И я своим петушиным голоском закукарекал. Прокукарекал, что дескать – это не я устои подрываю, а они сами! Что Владимир Ильич Ленин в своей исторической статье об организации Социалистического соревнования ясно указал, что для всех его участников должны быть равные условия соревнования. А они что вытворяют? Извращают учение Ленина! Только называетесь святым именем «Депо Ильича»!  Откровенной показухой занимаются. А то народ этого не видит! Да я письмо в «Правду» напишу и многие машинисты под ним подпишутся. Как вы здесь "героев" делаете за их счет. На одном дыхании откукарекал свое и на рабочее место побежал.

        Мои коллеги меня успокаивали. Дескать, никто тебя не выгонит. Ты – молодой специалист и ничего особенного тебе не будет. Ну, может быть, премии лишат или «скостят» ее. Вот и все.

        Не знаю, чего и как там начальство решало, но мне и вправду ничего не было. Об этом случае как бы забыли. Даже премии не лишили. Может быть и вправду подумали, что вот напишет дурачок в "Правду", а им потом расхлебывать. Не знаю. Все было тихо.

        А Сергей Георгиевич обязательства свои перед партией и народом конечно выполнил. Получил звание Героя Социалистического труда. На радостях и ко мне на рабочее место заглянул. Да не пустой, а с бутылкой коньяка. Веселый такой был. Звезда Героя социалистического труда на груди прицеплена. Только я коньяк не принял. Не хотелось как-то размениваться.

        Вот вам и пример Социалистического соревнования. Сомневаюсь, что это вдохновляло народ на трудовые подвиги. Очень сомневаюсь.

        Продолжение   http://proza.ru/2020/01/29/661