Кудесник

Александр Сеземин
На Первомай мы сорвались в Ижевск. Взяли в прокат машину и поехали вдвоем с женой. Целых четыре дня выходных. Можно отвлечься от работы, забыть о мелких про-блемах, отдохнуть в другом месте, другой обстановке, среди другого круга людей. А круг людей у нас в Ижевске определен давно, вся родня жены. Нас всегда ждут, нам рады и, самое главное, нас любят. В этот приезд мы решили остановиться у ее младшей сестры Натальи и мужа Андрея. Они недавно переехали из Ижевска в его пригород. Год назад купили участок в коттеджном поселке, построили дом и стали настоящими селянами. Огород, куры, планы по развитию хозяйства, красота. Разговаривая о таком решении, круто поменявшем их образ жизни, мы с женой понимаем его, но сами на такое бы не решились. У нас другие планы на жизнь.
Триста километров пути от Перми за разговорами пролетело незаметно, половину дороги за рулем я, половину жена. Тепло, светит солнце, дорога сухая, машин не так мно-го, что еще надо. До места оставалось километров десять, зазвонил телефон жены, я от-ветил.
- Вы где? Куда потерялись? Мы вас уже ждем, все остынет - слышу голос Натальи.
- Да рядом, рядом, скоро подъедем - отвечаю я.
- Что, волнуются? – спрашивает жена и добавляет газу.
- Говорят уже опаздываем.
Вот и поселок, домов построено пока мало, часть в стадии завершения. Подъез-жаем к красному кирпичному дому, сигналим. Высыпали все, семья Натальи, родители жены. Мы выходим из машины, разминаем ноги, обнимаемся и целуемся со всеми. Здесь нет поддельных эмоций, натянутых улыбок, дежурных фраз. Все искренне, душев-но. И мы, и встречающие рады. Поэтому и любим сюда ездить. Все хорошо.
- Как доехали, нормально? – утвердительно спрашивает меня тесть.
- Нормально – отвечаю я.
Его и тещу я называю папа и мама, так повелось со дня нашей женитьбы с Леной. Они довольны. Да и я не лукавлю, и при таком обращении не делаю над собой усилие, это от сердца, я их люблю. Наши отношения сразу выстроились легко и просто. На них перешла часть моей любви к Лене. Мне просто повезло.
Все вместе разгружаем привезенные вещи, заносим в дом. Лена с сестрой посто-янно чем-то обмениваются, туда и обратно возим мешки с барахлом, одеждой. Ну, это на мой взгляд, барахло, для них все ценно, нужно, и процесс этот никогда не закончится.
Дальше застолье, разговоры, близким людям всегда есть о чем поговорить, что рассказать. Слова говорящего всегда самые важные, бывает мнения разойдутся, заспо-рим. Но это так, не серьезно. Намечаем, чем займемся в ближайшие дни. В разгаре по-севной сезон, надо помочь привести в порядок огород, заложить будущий сад.
- Пока народу много, посадим картошку - вставляет свое слово мой свояк Андрей.
- Съездим за саженцами к Кулькову – почти одновременно предложили отец и Наталья.
Между тем, за разговором время уже за полночь. Расходимся в приготовленные Натальей  для сна места, раскладываем постели и ложимся. За окнами темно и тихо. Лишь еле, еле доносится шум далекого  шоссе, как шорох ветра. Есть своя прелесть в сельской жизни. Из-за стены сладко похрапывает Андрей. Храп не раздражающий, уми-ротворяющий, усыпляющий. И мы с Леной под него крепко засыпаем.
Утро. Сквозь закрытые веки пробивается свет, я выспался, пора вставать. На кухне слышу движение и тихий разговор мамы с Натальей, встали первые и готовят завтрак. Лена рядом пока не подает никаких признаков пробуждения. Осторожно встаю, одева-юсь и выхожу из комнаты. Здороваемся. Мама с Натальей уже за столом, на плите уютно шумит чайник. Быстро умываюсь и сажусь вместе с ними. Завтракаем, о чем-то говорим. Я здесь тоже дома. Бывает так.
Хлопает дверь из другой комнаты, появляется Макар, сын Наташи, наш племянник второклассник. В руках гаджет, с остервенением давит кнопки, на нас ноль внимания.
- Сын, кашу будешь? - спрашивает Наташа.
- Буду – невнятно отвечает Макар.
- Быстро умываться! – посылает его мать. Не поднимая головы от экрана нехотя развора-чивается, уходит в ванную.
Постепенно встают остальные. Умываются, подсаживаются за стол. Становится шумно, людно, решается вопрос, куда поедем? Отхожу в сторону и сажусь на диван перед телевизором, без цели переключая каналы, останавливаюсь на европейских новостях. Про себя думаю - я бы сегодня лучше дома посидел. Состояние у меня благодушное, рас-слабленное, не то что делать, даже двигаться не хочется. Но, не тут–то было. Все-таки собрались за саженцами к Кулькову.
- Саш, ты съезди тоже – просит меня Лена. Вопросительно смотрю на нее - зачем?
- Я хочу, чтобы ты тоже поехал и посмотрел, может быть увидишь что–то интересное для нас.
- Ладно - соглашаюсь я, хотя пока не понимаю зачем мне ехать. Но, Лена обладает пора-зительным чутьем. Часто брошенные ей слова, фразы, могут позже обрести совсем дру-гой, смысл. Главное, не задумываться, а просто следовать им, в большей части идут на пользу, в точку попадают.
Решаем, как и на чем поедем. Отец хочет на своем, как он его называет «раирите-те», москвиче иж-комби. Все же договариваемся так, я с ним едем на нашей прокатной машине, Наталья с женщинами - на своей. Андрей с Макаром остаются на хозяйстве. Они довольны, хлопот меньше.
Пока едем отец рассказывает мне о Кулькове, его нелегкой судьбе, связанной с неудавшейся карьерой руководителя, увлечении садоводством и огородничеством. Это не просто выращивание готовых садовых культур, а выведение своих сортов, скрещива-ние, прививки, культивирование яблонь, груш, слив, винограда, овощей на Урале. Из рассказа у меня уже складывается впечатление о фанатичном человеке, нашедшем все же свое призвание в жизни.
Доехали до садово – огородного кооператива, где участок Кулькова. Таких хо-зяйств вокруг Ижевска множество, участки по три сотки, строго регламентированные по размерам маленькие домишки. Все это наследие старых времен, когда действовало множество ограничительных и запретительных мер. Но тогда люди и этому были рады. Подходим  к участку Кулькова. Он с женой копаются на огороде, увидев нас, бросают ра-боту, выходят навстречу. Отец нас знакомит. Я и Кульков протягиваем друг другу руки, здороваемся.
- Александр.
- Иван Васильевич - из-под прищуренных век сверкнул неуловимый, но цепкий, прони-кающий взгляд, легкий ток проскочил через рукопожатие.
И тут Кульков начинает рассказ о своем увлечении. Раскрывает перед нами свои секреты, все у него легко и просто, вроде бы так может сделать каждый. Но я чувствую, здесь не все очевидно. Вот яблоня, на которой привито около десятка различных сортов. Попробуй сделать так, чтобы все эти веточки от разных яблонь прижились на одном стволе! Груши, привитые на рябине. И много еще чего удивительного. Такое может сде-лать только очень талантливый человек, получивший свой дар от земли. А как обо всем этом Иван Васильевич рассказывает! В этом тоже его призвание.
Отхожу в сторону, неожиданно закружилась голова, придавило странной тяжестью. Неужели нахождение рядом с Иваном Васильевичем так на меня подействовало. Через этого удивительного человека проистекает необъятная сила. Отдышался, отпустило.
В это время его жена начала показывать альбомы фотографий с растениями. Наши столпились вокруг нее, слушают, выбирают. А Иван Васильевич опять подошел ко мне, словно понял мои ощущения. Опять этот быстрый пронзительный взгляд. Вдруг неожиданные вопросы ко мне о нашей жизни, планах. Завязывается разговор. Мы топ-чемся на небольшом свободном от посадок пятачке, и меня словно притягивает к нему, даже невольно соприкасаемся локтями. Но я теперь настороже, пытаюсь не дать за-хлестнуть себя его силе, правда это плохо получается.
Рядом на забор села трясогузка, искоса поглядывает в нашу сторону. А Иван Васи-льевич уже рассказывает про нее, прилетающую к ним на лето несколько лет подряд. Она не боится хозяев, берет корм с руки, участвует во всех садовых работах. Особенно любит, когда вскапывают землю, и она выхватывает насекомых и червячков. Присут-ствие посторонних ее явно тревожит, но любопытство все же пересиливает страх, и она далеко не отлетает. Кстати, животные очень хорошо чувствуют человека, здесь еще один дар Ивана Васильевича.
Наконец, наши женщины определили свой выбор. Мы все вместе переходим на отдельный участок, ближе к лесу, где расположен питомник фруктовых деревьев. Иван Васильевич занялся откапыванием выбранных саженцев, приготовленных для продажи. У меня же опять есть возможность передохнуть, и я хотел отойти к нашей машине. Но, не тут то было.
На краю питомника меня остановил крик ворона. Подняв голову, я увидел, как от леса высоко летит огромный  ворон, почти не двигая широко расправленными крыльями. Он начал кружить надо мной, издавая гортанный крик, разносящийся по окрестностям. Над кромкой леса показался еще один, поменьше, отвечая кликом большому, семья.  Зачем они здесь. Что хотят сказать. Ворон, вещая птица.
Так я стоял в раздумьях, глядя на ворона, а он все кружил и кружил надо мной, не отпуская. Лена издали почувствовала мое замешательство и вопросительно посмотрела. Вороны - также ответил я ей взглядом, поднимая голову.
- Иди к кудеснику, будь рядом - донеслось сверху, и я пошел к Ивану Васильевичу. Воро-ны улетели и скрылись за лесом.
Иван Васильевич уже откопал саженцы, сам пошел мне навстречу, продолжая рас-сказывать, словно наш разговор и не прерывался. Я слышу его речь, но не могу понять.  Сад, деревья, да, все правильно, но это только оболочка. За ней лежит главное, непроиз-носимое, чего я не понимаю. Может этого и нельзя постичь нашим разумом, но я чув-ствую, как в меня входит и входит что–то новое, возможно какое–то знание.
Но, пришло время вернуться к обыденному. Заворачиваем саженцы в мешки, укладываем в машину, Наталья расплачивается за покупки, тонкие прутики с корешка-ми. Прощаемся. Ивана Васильевича уже ждут следующие садоводы.
Закончилось время прикосновения к непознанному. Есть ли цена за чуть приот-крывшуюся тайну. И если есть, когда придется ее заплатить.
Обратно на нашей машине едем вдвоем с Леной, нам надо купить на местном рынке картошки, потом еще заехать в город в магазин за продуктами. Отец сел в машину к Наталье, они поехали сразу домой.
Купили картошки, по дороге в город делимся своими первыми впечатлениями от встречи с Кульковым. Лена тоже что–то почувствовала. И еще, до меня вдруг доходит - Кульков, очень хорошо встраивается в мои литературные планы. Нельзя пройти мимо такого яркого и оригинального человека.
- Не зря я настояла на том, чтобы ты поехал! – подвела итог довольная собой Лена, и тут же спросила – Как это все работает?
Ее вопрос повис в воздухе, я улыбнулся и пожал плечами. Мы замолчали и заду-мались, каждый о чем-то своем, лежащем в до конца неизведанной человеческой душе.
Впереди у нас было еще два прекрасных дня отдыха в кругу самых близких и лю-бимых нами людей, с добрыми и открытыми душами.