Путешествие длиною в год

Александр Сеземин
Вот и еще один год минул. Пролетел столь стремительно, что я успевал замечать только смену его времен. Многое изменилось за этот год, не меняется только одно, изо дня в день, в одно и то же время, рано утром, я иду по скверу центрального проспекта нашего города, 7 кварталов, два километра.
Солнце, ясное небо, тепло, зелень деревьев, лето,
свинцовое небо, дождь, шуршит золотая листва, осень,
холод, скрип снега, далекие звезды мерцают сквозь прутики ветвей, зима.
Сейчас весна опять уступает место лету, замкнулся еще один круг.
Декорации фантастично меняются, мир вращается, а я все тот же, иду по беско-нечной аллее вне пространства и времени.
Сквер обладает удивительным свойством полностью отгораживать от внешнего мира. Липы смыкаются надо мной, здесь своя аура, тихая и, вместе с тем, торжествен-ная, город остается далеко, пропадают его звуки. Сквер никогда не спит, ни зимой, ни летом, только дыхание его то замедляется, то учащается. И утром, оно неспешно, разме-ренно, сумасшедший ритм города, не может прорваться сюда.
В эти ранние утренние часы людей в сквере почти нет. Пустые скамейки, иногда с остатками вечерних и ночных пиршеств. Сквер всем дает приют. Редкий прохожий слу-чайно забредет сюда, торопливо пройдет один квартал и убежит на ближайшую оста-новку, дела, работа. Таких сквер не принимает. Но есть люди, вставшие пораньше, про-ходящие по нему из квартала в квартал, так же, как и я. Они прочувствовали, может и не сознавая этого, красоту, силу сквера и не спешат окунуться в круговерть ежедневных за-бот.
Сколько интересных мыслей, нужных решений, порой неожиданно, пришло мне под этими липами. Сколько воображаемых диалогов с друзьями, недругами я прокрутил в голове, сколько рассуждал сам с собой. О чем, обо всем. И удивительно, многие из мо-их рассуждений воплотились, помогли по жизни, а в чет-то меня мягко поправили. В лю-бом случае, это была неоценимая помощь. Как это работает, я не знаю. Но поверьте, это правда.
Какие же люди утром проходят по этому скверу?
Кто-то погружен в себя, как и я. Окликни его, он не сразу услышит и поймет, что обращаются к нему. Но вот какие мысли одолевают человека, можно догадаться.
Легкая походка, улыбка– добрый знак, добрые мысли, приятные воспоминания, позитивный жизненный настрой, вера в свое хорошее будущее. Пройдет мимо такой че-ловек, и сам улыбнешься, настроение поднимется. Но самое главное, порадуешься за не-го. Тогда его позитив, которым он не думая одаряет людей, вернется ему сторицей. Эх, если бы все человеческие отношения были только такими!
Туча накрыла не только лицо, всего человека. Он и идет тяжело, ему не хочется двигаться вперед, ничего хорошего сегодня не произойдет, а может, будет еще хуже. Неурядицы дома, проблемы на работе, беда с близкими. Всякое в жизни бывает. Важно как человек ко всему этому сам относится и преодолевает трудности. Кстати, многие трудности перерастают в проблемы только по воле самого человека, либо вообще могут существовать лишь в его сознании. Не подумайте, это еще не болезнь, но уже натура, ха-рактер. А к чему в конечном итоге может привести, кто его знает. Здесь наоборот, хочет-ся подбодрить его - Эй! Встряхнись, гони от себя прочь тоску и печаль, улыбнись, все бу-дет хорошо! Если бы это помогало, но я по крайней мере стараюсь.
На встречу женщина с собакой, тоже гуляют. Здороваемся, невольно улыбаемся, были когда-то знакомы. Позитив, эта улыбка будет со мной весь день и в чем-то мне по-может, а от меня еще кому-то подарит хорошее настроение. Вот так, много ли человеку надо, а ведь это так просто, улыбнись встречному!
Две женщины среднего возраста, под руку, редко обмениваются словами, только им понятными междометиями. Повыше и покрупнее - всегда слева, вторая, ниже ростом и более женственная – справа. Одно время я встречал их чуть ли ни каждый день. Ну, ходят и ходят, что здесь такого, сестры, подружки. И лишь позднее понял - семейная па-ра. Что–ж, так тоже бывает, бог им судья.
Фея. Она словно на крыльях пронеслась мимо, обогнав меня и окатив волной све-жести. Лица ее я так и не увидел. Стройная фигура, тростиночка, воздушное полупро-зрачное платье до земли, летящая походка, русые волосы, хитро уложенные на затылке. Я ускорил шаг, но как ни старался, не смог приблизиться к ней ближе. А как хотелось еще вдохнуть хотя бы глоток исходящей от нее утренней бодрости и чистоты. Настоящее наваждение, кто или что это было, узнать не дано. Расстояние между нами увеличива-лось, несколько раз мелькнув впереди, она навсегда пропала.
Мужчина. Его взгляд устремлен вперед, губы непроизвольно двигаются в такт мыслям, бурлящим в голове, отдельные слова вырываются вслух. Это сила сквера, захва-тившая человека, а он, как и я, с кем-то говорит, стараясь доказать свою точку зрения. Готовится к работе.
Женщина. Одета странновато, за спиной рюкзак, на согнутой в локте правой руке большая спортивная сумка, в левой – два полных полиэтиленовых пакета, идет быстро прямо навстречу мне. Во всем ее облике заложен сильный диссонанс и непонятная тяже-лая энергия. И идет она не одна! Правда, кто ее спутник, не увидеть. Но с ним она разго-варивает громко и очень интенсивно, поворачивая голову в его сторону, кивая в такт своим словам, следя за его реакцией глазами. Между ее фразами есть перерывы, она слушает, что ей отвечают. В этом разговоре, только с ей ведомым существом, она явно одерживает верх, доказывая свою правоту! На миг она выключилась из диалога, увиде-ла меня, шарахнулась в сторону и прошла мимо.
Начальник. Здесь главное мне вовремя отойти в сторону. Снесет и не заметит. Уверенный насмешливый взгляд поверх голов. Мысли тоже не здесь, на каком– то важ-ном совещании, и по пунктам выстроены важные указания подчиненным. Каждому свое.
Вот и последний квартал сквера. Здесь еще одна встреча с семейной парой, кото-рую я вижу с давних пор. Грустное, тяжкое впечатление. Это мусорщики, собирающие бутылки и металлические банки из-под напитков. Несколько больших пакетов у них уже подготовлено к сдаче на пункт приема. Они сидят на лавочке, отдыхают и завтракают, надеюсь не отбросами из мусорных бачков. К закуске есть и выпивка, в небольшой поли-этиленовой бутылке светлого цвета жидкость. Еда разложена по пластиковым тарелоч-кам, пьют по очереди из маленького полиэтиленового стаканчика. Стол на скамейке сер-вирован. Сквер тоже дал им свой временный приют. Это не бомжи, одеты боле–менее прилично, от них нет тошнотворного запаха, ночуют явно не в подвалах, видимо есть ка-кое–то постоянное жилье. У мужчины вообще вид интеллигентного в прошлом человека, умный, проницательный взгляд, открытое не испитое лицо. Длинные вьющиеся, начи-нающие седеть волосы до плеч, и что немаловажно для его образа, чистые. Кожаная куртка, слегка потертая, джинсы. Женщина попроще, жизнь потрепала ее сильнее, да и пристрастие к алкоголю оставило свои следы на лице, потухший безразличный взгляд. Отношения между ними хорошие, давно сложившиеся. О любви судить не берусь. Идил-лия! Да, пришли они к такому, пусть пока промежуточному итогу своей жизни. В чем причина их положения, так ли уж роковым образом сложилась их жизнь. А может они сами выбрали свой существующий уклад. А чем, он плох. Жилье есть, промысел обеспе-чивает средствами к существованию. Свобода, независимость, в ладах с Законом. И сколько раз я к ним не приглядывался, нет в них фатальной обреченности, негативного отношения к себе, жизни, окружающему миру. Они довольны своим положением, хотя и находятся на низшей ступени социальной лестницы. Быть может счастливы! Конечно, ничего нельзя сказать об их духовной жизни. Все их стремления ограничены сугубо мате-риальными мизерными потребностями. Никакой пользы обществу они не приносят. Можно ли их назвать асоциальными элементами. Не знаю. По крайней мере, глядя на эту пару, я испытываю смешанные чувства. Я ведь так не могу позволить себе позавтра-кать в сквере на лавочке. На меня наложена масса ограничений моим социальным по-ложением, воспитанием, собственными комплексами, да мало ли еще чем. В чем то, я обладаю меньшим уровнем свободы, чем эта пара, но конечно ни в коем случае не хочу на их место.  Боже, упаси! Ну, хватит. Я прошел мимо и уже выхожу из сквера.
Последний перекресток, красный свет на светофоре, таймер отсчитывает секунды до смены сигнала. Я остановился и почувствовал, как за мной закрылась невидимая дверь в сквер. Тот особый мир остался позади, а я снова в шумном суетливом городе, несутся машины, спешат люди. Обернулся и на какой-то миг увидел весь свой сегодняш-ний путь по аллее, как фотографию, замерших встреченных людей, глядящую мне вслед последнюю пару. Только нигде не было видно феи, видения, пронесшегося мимо меня.
У сквера своя память, но и она не властна над всем.