Глава 35. Экспертиза. Профессиональный отбор

Нелли Фурс
          

  В этой главе объединены вопросы, касающиеся  экспертизы стойкой,  временной нетрудоспособности и профессионального отбора  жителей Барановичской области.

  12 сентября 1944 года был издан совместный приказ по областным отделам социального обеспечения  и здравоохранения Барановичской области «О порядке проведения утверждённого постановлением Совнаркома СССР от 5 декабря 1942 года №1936 положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях». Этим приказом в области была создана экспертная комиссия из 3-х врачей: Вольский, Пупко и Белослюд. В приказе были оговорены задачи, стоящие перед областной экспертной комиссией. Прежде всего - это рассмотрение жалоб на неправильные решения городских и районных ВТЭК.

 В городе Барановичи была организована городская ВТЭК при поликлинике. В городах Лида, Слоним, Новогрудок были созданы городские ВТЭК, которые одновременно  являлись и районными. Во всех остальных районах были организованы районные комиссии при амбулаториях. При комплектовании штатов комиссии обязательным было наличие основных специалистов: терапевта и хирурга, по возможности – невропатолога. Председателем назначался наиболее опытный в вопросах врачебно-трудовой экспертизы врач. Списки состава ВТЭК при поликлиниках и амбулаториях утверждались Народным комиссариатом социального обеспечения БССР. Оплата труда работников врачебно-трудовых экспертных комиссий осуществлялась по смете отдела социального обеспечения.
 
  Изучая приказы по областному отделу здравоохранения первых послевоенных месяцев, обратила внимание на некоторую их обыденность, приземлённость. Думалось, что после такой героической, выстраданной победы и приказы будут соответствовать духу времени, нацеливать медицинских работников на трудовые подвиги. Увы, ошибалась…

 В приказе заведующего Барановичским облздравотделом от 19 октября 1945 года было отмечено некачественное ведение экспертизы временной нетрудоспособности отдельными врачами. На Миловидском больнично-амбулаторном участке «выдаются справки-освобождения по уходу за больными родителями, например:
  Жданович Любе выдано 2 справки об освобождении от работы по уходу за больной сестрой на 12 дней;
  Стрельчик Жене – об освобождении от работы для ухода и помощи в хозяйстве;
  Стрельчик Александре на длительное время освобождение от физических работ…
 Заведующим Ишколдьским ФАПом выдана справка гражданину Лашук Иосифу по уходу за больным сыном».

 Содержание приказа вызвало недоумение: в нём нет упоминания о больных родителях, для ухода за которыми выдавались справки-освобождения. Возникли сомнения: не подменяет ли облздравотдел районные отделы здравоохранения, выполняя несвойственные областному уровню функции?

 Оказалось, что и в последующие годы заведующим облздравотделом периодически издавались  приказы о совершенствовании врачебно-трудовой экспертизы с указанием частных случаев нарушения медицинскими работниками действующей Инструкции о порядке выдачи больничных листков.
 
 В приказе от 28 апреля 1947 года было отмечено: «В результате произведенного анализа выданных справок об освобождении от работы рабочих и служащих узкой колеи (так в тексте – Н.Ф.) за период с 1 января 1947 года по 1 апреля 1947 года установлено, что медицинскими работниками Барановичской центральной поликлиники, Кривошинского врачебного участка и Островского ФАПа Ляховичского района, Миловидского врачебного участка и Туховичского ФАПа Бытенского района выдавались справки о временной нетрудоспособности рабочим и служащим узкой колеи вместо положенных больничных листков. Кроме того, текст некоторых справок написан безграмотно, справки не заверены печатью.

 Такое положение свидетельствует о халатной преступности со стороны целого ряда медицинских работников, которые необоснованно освобождают рабочих и служащих от работы и неправильно оформляют документацию, чем создают условия для разложения трудовой дисциплины и подрыва работы производства».

 Заведующий облздравотделом поручил руководителям районных отделов здравоохранения проработать на производственных совещаниях со всеми медицинскими работниками Инструкцию о порядке выдачи больничных листков и категорически запретить медицинским работникам выдачу рабочим и служащим справок о временной нетрудоспособности. Заведующий Островским ФАПом Ляховичского района фельдшер М. «за систематическую выдачу незаконных и необоснованных справок об освобождении от работы рабочих и служащих узкой колеи, неграмотное их заполнение» был снят с работы. Заведующему Кривошинским врачебным участком Ляховичского района врачу К. «за нарушение закона выдачи больничных листков» был объявлен строгий выговор. Заведующий Миловидским врачебным участком Бытенского района врач П. и эпидемиолог Ляховичской районной  СЭС К. были предупреждены, «что если ими в дальнейшем будут допущены случаи выдачи незаконных справок, то на них будут наложены строгие административные взыскания». Заведующего Барановичской центральной поликлиникой врача Алютенок Ф.Ф. обязали «прекратить выдачу поликлиникой необоснованных справок, заменяющих больничные листы».

 В папке с документами под грифом «секретно» хранится совместный приказ по областным отделам здравоохранения и социального обеспечения Барановичской области от 11 августа 1948 года. В приказе дана оценка работы врачебно-трудовых экспертных комиссий.
 
 «Квалификация врачей ВТЭК по некоторым районам недостаточная для проведения этой ответственной работы. Не привлечены к работе ВТЭК лучшие хирурги и терапевты районов… Недопустима практика работы ВТЭК, когда на ВТЭК являются подлежащие переосвидетельствованию инвалиды Отечественной войны, а их не подвергают медицинскому обследованию, не проводят рентгенисследования, лабораторных анализов, а инвалидность устанавливают только на основании документов, выданных в 1942-1943 годах. В некоторых комиссиях имеют место случаи её завышения…
 Врачебно-отборочная комиссия в области плана оздоровления инвалидов не имеет, работа эта проводится в порядке самотёка».

 Другие замечания касались учёта инвалидов, нуждающихся в лечении и оздоровлении, отсутствия плановой работы с этим контингентом.

 Для устранения недостатков был пересмотрен состав всех районных ВТЭК, комиссии были укомплектованы «проверенными, квалифицированными» врачами всех необходимых специальностей (хирург, невропатолог, терапевт). Списки нового состава ВТЭК с краткой характеристикой на каждого из членов были представлены в областной отдел здравоохранения для утверждения.

 Был налажен полный учёт инвалидов Отечественной войны, нуждающихся в лечении, составлен план их лечения с учётом коечного фонда госпиталей инвалидов Отечественной войны. В областной, городских и районных больницах были выделены отдельные, хорошо оборудованные палаты для лечения данного контингента. В палатах был создан необходимый уют и уход; обеспечены улучшенное питание и квалифицированная медицинская помощь.  В поликлиниках и амбулаториях области был налажен приём обращающихся за лечебной помощью инвалидов Отечественной войны вне очереди; на них была заведена отдельная картотека.

 Заведующими районными отделами социального обеспечения был установлен строгий контроль расходования бланков ВТЭК; всё делопроизводство было передано председателям ВТЭК под их личную  ответственность за его ведение.
   
 5 ноября 1948 года было принято постановление СМ СССР, согласно которого состав областных врачебно-трудовых экспертных комиссий должен включать специалистов ведущих специальностей. В этой связи 12 июня 1949 года был изменён состав областной врачебно-трудовой экспертной (конфликтной) комиссии:

- Вольский А.И.     председатель комиссии
- Голубцов М.О.    областной хирург, член комиссии
- Козыренко Г.И.   терапевт, член комиссии.

  C марта 1950 года началось проведение союзной кампании по переселению жителей Белоруссии в малонаселённые регионы Российской Федерации. В  1950 году  в Карело-Финскую Республику было отправлено 8, в Иркутскую область – 1 эшелон переселенцев. Эшелоны формировались на железнодорожной станции Барановичи-Центральные. Для медико- санитарного обеспечения переселенцев в пути следования первоначально выделялись врач и фельдшер; в последующем эшелоны переселенцев сопровождал только фельдшер. На главного врача областной СЭС возлагалось обеспечение изолятора эшелона с переселенцами комплектами постельных принадлежностей за счёт эпидфонда, санитарно-просветительной литературой, необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.
 
 Ежегодно, с 1951 по 1953 год от 6-ти до 11-ти эшелонов переселенцев отправлялось в Россию, преимущественно в Карело-Финскую Республику, Иркутскую область и Южный Сахалин.

 В конце 1950 года начальник управления городских больниц МЗ БССР М. Тур направила письмо заведующему облздравотделом С. Ковалёву. В нём говорилось о поступившей в МЗ СССР жалобе начальника Карело-Финского Управления трудовых ресурсов на неудовлетворительную работу медицинских комиссий в БССР по призыву в школы ФЗО. Из Белоруссии в 1950 году прибыло 940 человек, из них 69 человек были признаны негодными по состоянию здоровья для обучения в школах ФЗО. Среди недопущенных были выявлены подростки с заболеваниями глаз, ЛОР-органов, хирургическими заболеваниями, а также с инфильтративными формами туберкулёза лёгких. Часть призванных имели справки за подписью лишь одного врача, без прохождения осмотра врачей-специалистов и проведения рентгеноскопии.
   
 Специалисты областного отдела здравоохранения в пояснительной записке по данному письму отмечали, что «при осеннем наборе 1950 года в школы ФЗО прошли комиссию по сборному пункту 508 человек. Из них направлено в Ленинград – 261 человек, в Карело-Финскую Республику – 142, Архангельск – 8 человек, всего 411 человек. Областной медицинской комиссией при наборе было недопущено в школы ФЗО 97 человек по различным заболеваниям. Они возвращены обратно в районы Барановичской области по месту жительства.

 Из Ленинградской судостроительной школы ФЗО №30 обратно отправлено 14 человек по причине юношеской гипертонии, ушным и глазным болезням. Из Карело-Финской Республики и Архангельска возврата юношей не было».

 Справочно. 2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Он обязывал «ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путём обучения городской и колхозной молодёжи определённым производственным профессиям в ремесленных и железно-дорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения».

 Эта задача была решена за счёт введения платного обучения в старших классах школы, техникумах и высших учебных заведениях. Эта непопулярная мера была объяснена «возросшим уровнем материального благосостояния трудящихся и значительными расходами Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений».
 
 С 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также вузах, стало платным.

 Учёба в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год; в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик – 200 рублей в год, в высших учебных заведениях – 300 и 400 рублей в год соответственно. Средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составлял чуть более 300 рублей, в 1945 году – 430 рублей. Сельские труженики в те времена работали за трудодни, не получая заработной платы.
 
 Платное обучение было отменено постановлением Совета Министров СССР в 1956 году (информация А.Крючковой).