41. Внутренний взгляд на бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Внутренний взгляд на бытие
(Бытие с точки зрения человека).

Из самой сути третьей предпосылки можно понять, что «возникновение сознания как феномена разумности», происходит вовсе не из «практических и прагматических целей необходимости возделывания эдемского сада» - преобразования «первой природы» во «вторую природу». В этом случае, следовало бы согласиться с мнением о том, что «трудовая деятельность является главным фактором пробуждения сознания»! Но, в таком случае, «окончательной идей смысла существования сознания становится сам труд»: - «предназначение сознания состоит всё в большем и большем совершенствовании самого сознания, путём всё большего усложнения труда и тех инструментов, которые сознание использует для его исполнения». И здесь, даже красивый лозунг о - «призвании сознания ко всё большему, всеобъемлемейшему и совершеннейшему познанию материи», становится лишь «декорацией», попыткой скрыть за красивыми словами и образами, скучнейшую истину о «приговоре сознания к бесконечному труду, смысл которого заключается в нём самом».
И вот здесь необходимо отметить несколько моментов.
Во-первых, конечно же, всем очевидно, что это не так! Ибо, практически, никто из людей, за исключением некоторых, именуемых «трудоголиками», не страдает подобным «особенным поведением, общепризнаваемым и опознаваемым как некоторое расстройство психики». Хотя общепризнано и мнение, рассматривающее «труд», как «один из путей духовного совершенствования». То есть, «труд», на самом деле - это» один из инструментов совершенствования сознания»! А «цель и смысл существования сознания» находятся в чём-то таком, что может быть достигнуто, на первоначальном этапе, только с помощью «труда».
Наверное, невозможно спорить с тем, что «труд» сыграл определяющую роль в «анатомической эволюции морфологии человеческого тела». Если рассматривать «биологическую эволюцию жизни» с точки зрения её «анатомической приспособленности к труду», в том виде, конечно же, этого понятия, которое нам известно, то «вся биологическая эволюция выстраивается в единую смысловую цепь», в финале которой располагается «прямохождение» и «превращение передних конечностей в руки», приспособленные к «универсальному трудовому поведению», которое уже превращается в не только «феномен зоопсихического выживания и приспособления животного к окружающей его среде», но в «феномен пневмологический», имеющий «самостоятельную и несомненную ценность», вне всякой его связанности с «практической полезностью в выживании отдельного индивида».
И вот тут-то, можно сказать, что «индивид» и превращается в «индивидуума», ибо - «произведение труда одного животного индивида, становится пригодным к использованию не только им самим, но и другим животным индивидом». Затем эта «пригодность» становится «удобством», а потом и «красотой», скрывающейся в «целесообразности» и за «целесообразностью» изготовления того или иного «инструмента». - «Красота исходит из этой целесообразности и труд превращается в искусство, наглядно показывающее нам, что мы имеем дело с творением рук, а не лап»!
Вероятнее всего, именно это «реальное историческое содержание» скрывается за библейской фразой о «вдуновении жизни». Именно эта библейская фраза показывает нам «религиозный аспект» и «религиозное содержание» этого «реального исторического процесса» - превращения лап в руки, целесообразности в красоту и труда в искусство, иллюстрируя то, как в «животной психике пробуждалось сознание». Из «психического отражения окружающей среды рождалось пневмологическое отражение мира», включающее в себя «смысл и цель бытия родившегося сознания» и «желания узнать» их и «задать вопрос» о них - «тому, кто находится где-то рядом». Это «желание задать вопрос» и означало «вступление психики в диалог с причиной своего появления - духом», то есть – «появлением и пробуждением пневматики внутри психики».
И надо, с очевидностью, признать то, что, если бы «пневматика родилась из психики», а не была бы «даром духа из вне материи», то в «пробудившемся сознании не возникло бы надсознательного ощущения своей надмирности и внемирности», а царило бы только «подсознательное ощущение своей принадлежности миру и материи»; и «не родился бы вопрос о цели и смысле своего существования», как он не рождается и у «сложнейших современных суперкомпьютеров»; и не родится, да же если эти «суперкомпьютеры будут созданы из «выращенных биологических материалов», составляющих его «живые детали - органы» и «живые системные схемы - ткани».