Икар. Фантастическая сказка

Влад Веклич
В один летний солнечный день, 1959 года, дверь городского магазина «Промтовары» открылась и внутрь вошла пожилая пара, явно приехавшая из деревни, судя по простой незатейливой одежде и удивлённым взглядам, с которыми старики рассматривали полки магазина.
- Доченька – обратилась к продавщице старушка. – А где здесь роботов продают?
- Это вам в отдел бытовой техники. Вон туда пройдите – показала рукой продавщица и закричала в сторону зычным голосом – Вася, к тебе покупатели!
Из подсобки вынырнул маленький мужичок в очках, стряхнул пыль с ладоней и, подойдя к старикам, спросил:
- Чем могу помочь?
- Сынок, нам бы робота купить. По хозяйству чтобы помогал, а то мы уже сами не справляемся. Года не те, здоровье подводит.
- Так нет роботов, мамаша, разобрали давно. А новый завоз не скоро.
- Ну как же так? Нам председатель совхоза, Никифор Петрович, сказал, что для ветеранов труда всегда есть в наличии роботы.
- Да так-то оно так, только вы не первые ветераны в этом месяце, а роботов завезли мало. Разобрали. Правда, остался один, но он бракованный. Видимо в конце квартала делали.
- А что с ним, сынок? Не работает?
- Да работать-то работает, только чудной он какой-то. Может микросхему ему не ту впаяли, а может контакты где-то перепутали, но только ведёт он себя странно, подпрыгивает всё время и руками машет.
- Покажи нам его, сынок, мы посмотрим. Может и возьмём, а то больно далеко нам сюда второй раз ехать.
- Ну, как знаете, наше дело не хитрое!
Василий выволок из подсобки небольшой ящик, поставил его вертикально и отбил молотком деревянную крышку. Внутри ящика, среди липовых стружек стоял, поблёскивая металлом, средних размеров робот. Он был неподвижен, хотя вольтметр на груди показывал наличие заряда в батареях. Василий щелкнул тумблером, переведя его в положение «ВКЛ» и глазные индикаторы робота засветились мягким светом.
- Выходи, пионер, – сказал Василий. – За тобой приехали.
Робот вышел из ящика, посыпая пол стружкой, осмотрелся по сторонам и вдруг, увидев что-то, подбежал к стеклу витрины.
- Солнце! Солнце! – прокричал робот довольно звонким голосом и, замахав руками, начал подпрыгивать. – Солнце!
- Ну, вот, я же предупреждал. Бракованный он, не годный.
- Ну почему же, - ответил продавцу старик. – Он просто солнышку радуется. Это же хорошо. Романтик он значит.
- Ему работягой надо быть, а не романтиком – усмехнулся Василий. – А то он у вас только за зря электричество потреблять будет.
- Господи, - прошептала старушка. - Прямо как наш Ванечка в детстве.
Она прослезилась и достала носовой платок, чтоб утереть щёки.
- Чего это она? – спросил Василий.
- Сын наш, Иван, был летчиком-испытателем, - ответил старик. - Погиб он десять лет назад, разбился на самолёте. А робот ваш прыгает как Ванюша в детстве. Тот тоже очень любил солнце и всё улететь пытался.
- Сочувствую, - ответил хмуро Василий. - Так, что? Брать будете? Он как уценённый идет, так, что раза в три дешевле обойдется.
- Мы возьмём его, - ответила старушка. – А помогать нам - научим.
- Тогда идите в кассу, оплачивайте. А я ваш товар обратно упакую.
Так началась эта удивительная история про робота, который хотел летать…
В конце 50-х годов, советская робототехника достигла весьма широких размеров. Роботов производили много, использовали во всех отраслях и даже выпускали специальную «деревенскую» серию, модели которой были обучены всем премудростям сельской жизни. Роботы могли колоть дрова, носить воду, пасти скот, косить траву и исполнять множество других работ, изобилие которых присутствует в деревенском хозяйстве. В основном таких роботов приобретали пожилые люди, которым уже трудно было самим управляться с делами, а помогать им было некому. И именно этой серии робота и приобрела пожилая чета Семёновых из деревни Крутые Горки. Деревня их, находящаяся далеко от райцентра, была немногочисленна, но весьма красива и уютна, с множеством цветущих совхозных садов и полей. Дом Семёновых располагался на самом краю деревни, а от него вела дорога на близлежащий холм с берёзками, за которым текла небольшая и прозрачная речушка.
Грузовик сельпо, ездивший в город за товаром и заодно привезший Семёновым покупку, прибыл в деревню вечером. Молодой улыбчивый водитель выгрузил ящик из кузова, затащил его во двор и, помахав на прощание мазутной рукой, дал газу, умчавшись по улице в центр.
Старик Семёнов достал гвоздодёр, аккуратно вскрыл ящик и, включив робота, сказал:
- Выходи, теперь это твой дом.
Робот шагнул вперёд, огляделся по сторонам, но глядя на заходящее солнце, не стал прыгать и махать руками, а просто прошелся по двору, при этом внимательно изучая всё вокруг.
- Ишь ты, - усмехнулся старик, показывая жене на робота. – А заходящее солнце-то его не интересует. Высокого полёта птица наша.
- А как мы его назовем?
- Назовём его Икар. Видишь, как он на солнце улететь хочет? Прямо как сын Дедала.
- Ну, ты у нас не Дедал, а всего лишь бывший сельский учитель, но имя мне нравится, – сказала старушка и позвала робота – Икар, внучок, пошли в дом. Будем тебе место искать…
Со временем жизнь Семёновых и робота Икара довольно быстро сделалась привычной и обыденной, хотя и не лишенной всяческих интересных моментов. Икар быстро научился управляться с домашней работой, лихо колол дрова, кормил кур, поил водой козу Зорьку и подметал голиком двор. Старики относились к нему как к внуку, не заваливали слишком работой, и у Икара было довольно много свободного времени. Так и останется тайной, что же там, на заводе, перепутали внутри робота но, по сути, сознанием и поведением Икар был похож на ребёнка, который быстро обучался, научившись помимо хозяйственных дел даже читать газеты и книги.
Каждое утро Икар выходил на крыльцо и, глядя на восходящее солнце, прыгал, махая руками. Он был очень неравнодушен ко всему, что летало и часто, увидав в небе что-то новое, прибегал с вопросом к старику.
- Дедушка, это что?
- Это птица.
- Почему она не падает?
- Она умеет летать.
- Как интересно! Я тоже хочу быть птицей, хочу летать!
- Ты слишком тяжелый для полётов – усмехался в ответ старик Семёнов.
Через время Икар опять бежал к старику и, показывая в небо, спрашивал:
- Дедушка, а это что?
- Это самолёт, он наши сады опрыскивает от вредителей.
- А он летает?
- Конечно.
- Но ведь он тоже тяжелый, почему он не падает?
- Потому, что у него есть крылья и мотор.
- Как интересно! Я тоже хочу быть самолётом, хочу летать. Хочу на солнце.
- К сожалению, самолёт не сможет долететь до солнца, а если поднимется слишком высоко, то земля притянет его обратно и он упадёт. Но, даже если каким-то чудом ты и долетишь до солнца, то оно обожжёт тебя и, ты исчезнешь, ведь оно очень горячее.
- Все равно, я хочу летать, хочу на солнце, - говорил звонким голосом Икар и подпрыгивал на месте.
- Если кто-то очень сильно мечтает летать, - отвечал ему старик, - то он обязательно полетит. Главное стремиться к этому!
Но особое внимание Икара привлекали бабочки. Бабочек он очень любил и часто просиживал возле клумбы, заворожено наблюдая за тем, как они перепархивали с цветка на цветок.
- Хочу быть как бабочка, хочу летать – часто негромко повторял он. – Я буду как бабочка.
12 апреля 1961 года вся деревня с песнями и плясками вышла на улицу. Люди радовались, обнимались, целовались и кричали «Ура»! Икар, сидевший на крыше сарая, спустился вниз по лестнице и спросил сидящую на скамейке старушку:
- Бабушка, а чему они все так радуются?
- Ну, а как же не радоваться, внучок? Ведь сегодня человек впервые полетел в космос! Наш, советский человек! Юра Гагарин!
- В космос? Это высоко?
- Да, это выше облаков, выше неба. Так высоко, что туда не долетал ни один самолет.
- А дедушка говорил, что если подняться сильно высоко, то земля притянет тебя обратно и можно упасть. И разбиться.
- Правильно дедушка говорил, только Гагарин полетел не на самолёте, а на ракете. А ракета настолько сильная, что может преодолеть земное притяжение.
- И на ракете можно полететь к солнцу?
- Конечно, можно и когда-нибудь человечество обязательно туда полетит.
После этого разговора Икар очень полюбил Гагарина, с уважением слушал по радио все передачи про него, читал статьи в газетах и даже повесил портрет в чулане, рядом с розеткой, от которой подзаряжался каждую ночь.
Однажды по радио передали, что Гагарин будет участвовать в торжественном параде, на Красной площади, в Москве. После этого Икар исчез. Искали его долго, всем совхозом, прочесывая окрестности и близлежащие сады. Нашел Икара участковый, в нескольких километрах от деревни, замершего в неподвижности от того, что иссяк запас энергии в батареях. Когда робота «оживили», то старики, со слезами на глазах спросили его:
- Икар, внучок, зачем же ты убежал? Мы так переживали, места себе не находили, думали, что больше тебя не увидим.
- Я хотел добраться до Москвы и увидеть Юру Гагарина! Я бы потом обязательно вернулся.
- Но Москва очень далеко, мы и до райцентра добираемся долго, а уж до столицы тем более так просто не дойдёшь. Тем более у тебя аккумуляторы слабые, без подзарядки пропадешь. А ты нам очень дорог.
- Простите меня, я не подумал. Больше не буду убегать.
Шло время, Икар жил со стариками, по прежнему исправно помогал им по хозяйству, читал по вечерам дедушке газеты, наблюдал за бабочками, а по утрам так же выходил во двор и, подпрыгивая, махал руками, радуясь восходящему солнцу. Вечерами, в чулане, когда Икар становился на подзарядку, он подолгу смотрел на улыбчивый портрет возле розетки и о чем-то думал.
Внешне Икар конечно же не изменился, но можно сказать, что он возмужал внутренне, постоянно развиваясь и узнавая новое. Он интересовался практически всем, но особое внимание его привлекали новости о космонавтах, космических полётах, ракетостроении и освоении космоса. Икар даже записался в деревенскую библиотеку, перечитывая все немногочисленные книги, а также уговорил дедушку выписать ему журналы «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи» и «Юный моделист-конструктор», которые хоть и с опозданием, но всё-таки периодически приносил деревенский почтальон. В свободное время Икар таскал разный металлолом с совхозной мастерской и гаража, а после подолгу стучал молотком и точил напильником, изобретая и собирая что-то в старом сарае.
Прошло семь лет и однажды, войдя во двор дома, Икар увидел плачущих стариков.
- Бабушка, дедушка, что случилось? – спросил Икар.
- Ох, внучок, горе-то какое. Юра, Юрочка Гагарин погиб. Только что по радио передали, – сказала старушка.
- Как погиб?
- Разбился на самолёте. Прямо как наш Ванечка.
- Что же теперь делать?
- А, что тут уже сделаешь? Человек не робот, его не починишь. Исправить уже ничего нельзя. Горе-то какое…
- Как же так? – свет индикаторов робота сделался ярче и заморгал. – Почему же нельзя ничего исправить?
- Такова наша жизнь. Гагарин теперь улетел слишком далеко, туда, откуда не возвращаются. Туда, куда когда-то улетел наш Ванечка.
- На Солнце! Он улетел на Солнце! – тихо сказал Икар. Потом вдруг затрясся, развернулся вокруг своей оси и, выскочив во двор, бросился к сараю. Старики удивлённо смотрели ему вслед, ничего не понимая, а из-за дверей сарая раздались звон металла, бульканье жидкости и скрежет закручиваемых гаек. Через некоторое время Икар вышел во двор в странном облачении. За его спиной находились крылья, похожие на крылья бабочки, а дальше был прикреплен непонятный аппарат с трубой и двумя соплами. Аппарат гудел и потрескивал, выкидывая наружу клубы черного дыма.
- Внучок, что ты собираешься сделать? – перекрикивая шум, спросил старик.
- Бабушка, дедушка, простите меня! - прокричал в ответ Икар. – Я обещал вам больше никогда не убегать, но я должен, должен полететь туда, куда улетел Он!
Робот повернул поясной вентиль и шум двигателя зазвучал ещё громче. От горячих струй воздуха, которые выбрасывали сопла, во дворе поднялась пыль, и Икара стало практически не видно. Лишь яркий свет глазных индикаторов и блеск металла, указывали на то, что в середине пыльного клуба находился робот.
- Я вернусь, я обязательно к вам вернусь! – прозвучал сквозь шум звонкий голос Икара. – Но сейчас я должен лететь. Я обязательно должен лететь туда, на Солнце!
- Икарушка, внучок, как же так? – прослезилась старушка.
Гул сделался невыносимо громким, аппарат за спиной робота завибрировал от распирающей его энергии, сопла плевались пламенем, а дым с пылью создавали бешеный круговорот непроницаемых частиц. Медлить дальше было нельзя и, повернув до отказа вентиль, робот поднял голову вверх.
- Юра, я лечу к тебе! – негромко произнёс Икар, с силой дёрнул стартовый рычаг и оттолкнулся ногами от земли…