Благовещенск - город-купец

Александр Щербаков 5
Работая над историей своего родного края, в частности, Херпучинского прииска, где я родился и прожил до 18 лет, я узнал, что человеком, который организовал золотодобычу в наших местах  в большом масштабе,  был купец из Благовещенска Харлампий Тетюхов. Вот что написано в моей статье под названием «Херпучинский прииск», относящейся к появлению российских золотодобытчиков на берегах Амгуни.

«В результате большой исследовательской работы офицерами Амурской экспедиции было произведено географическое описание приамгуньской земли, её рек, стойбищ, озер, горных хребтов, выявлены ценные природные богатства – наличие строевого леса, обилие и разнообразие рыб, зверей, птиц, пригодность земли к пашне, наличие сенокосов, выпасов.  Участники экспедиции описали жизнь народов Приамгунья, доказали, что Приамгунье не принадлежит  Китаю. И как завершающий итог Амурской экспедиции – Приамгунье навечно становится составной частью России.

В 1850 году штейгер Блинников в реке Иски, впадающей в Сахалинский залив, нашел золотинки. Весть о наличии золота в Приморской области, куда входило Приамгунье, быстро распространилась. Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский в 1857 году направил горного инженера Аносова обследовать эту местность на предмет наличия золота.  После завершения экспедиции Аносов дал положительную оценку наличия золота в Приамгунье. В ней указывалось, что золотоносными являются горные ключи и реки Керби, Херпучинка, Уда и другие. Позже данные о наличии золота в Приамгунье были подтверждены геологом Шмидтом.

В России до 1865 года право на разведку и добычу золота принадлежало царю и членам царской семьи. По их повелению открывалась и велась добыча золота на новых приисках. С 1865 года царское правительство разрешило частное предпринимательство в золотодобывающей промышленности Дальнего Востока. На смену царедворцам и высшей дворянской знати пришли торговые и промышленные капиталисты.  Это ускорило разведку и промышленное освоение золотоносных площадей Приамгунья.

В числе первых начал разведку и добычу золота в низовьях Амгуни благовещенский купец Тетюхов. Он подкупом сумел одним из первых ознакомиться с трудами экспедиции Аносова и в 1869 году сделал заявку на горный отвод в Приамгунье.  Именно в эти годы появились сведения о  наших поселках. Пока о Резиденции и Главном Стане.  Именно сюда  Тетюхов направил свою разведочно-поисковую партию, зная, что в верховьях реки Херпучинка, притоке реки  Сомня, находятся «благонадежные» россыпи. Россыпи по этой речушке и её притокам, особенно Тальмаку, оказались богатыми, хотя рядом не обнаружили ни одного питающего их рудного месторождения.  Мнения по поводу названия местности разделились. Некоторые считают, что  «Херпу Чи»  в переводе с китайского языка звучит как «Золотые россыпи».   Но более распространенное мнение, что это название переводится с негидальского языка, а негидальцы являются аборигенами этих мест, как «деревянная лопата».  Вообще многие названия речек и распадков имеют чисто местное название.

В 8 км от нынешних Херпучей  Тетюхов основал первый Спано-Дмитрие-Харлампиевский прииск, который явился началом промышленной золотодобычи в Приамгунье. В последующие годы он открывает еще группу приисков, открывает новые прииски в верховьях Гайфона и Кайгачана. Первый золотопромышленник преуспевает, берет только сливки – самое богатое золото.  Полученные горные отводы со средним и низким содержанием золота не разрабатывает.  Нажив приличное состояние, Тетюков в 1893 году сворачивает дело, и свои прииски передает в казну.  На херпучинской группе приисков, кроме Тетюкова, имели горные отводы и вели добычу золота и другие золотопромышленники, представители столичной дворянской знати. Среди них были княгиня Суворова-Рымнинская (потомок генералиссимуса  Суворова) и барон Беренгейм.»

Написав историю своего родного прииска, я решил узнать больше о Харлампии Тетюхове, но о нем почти ничего не написано в интернете, как и о втором купце,  Иване Ельцове,  который организовал добычу золота на кербинской  группе приисков. Только то, где они жили. И что за учреждения располагаются в домах, построенных этими купцами в городе Благовещенске. Но зато много что узнал о самом городе, где я был четыре раза за свою жизнь.

Города, как и люди, бывают разные — есть пахари и воины, интеллектуалы  и  трудяги. Благовещенск с его 165-летней историей — город-торговец, город-купец.  Выгодное положение на слиянии двух великих рек — Амура и Зеи, а также геополитический акцент в виде Китая на противоположном берегу  с первых десятилетий обусловили его рыночный характер и коммерческие привычки.

Имя города

Имя — это часть судьбы. С этой частью городу повезло. Благовещенской станицу, растущую на глазах на месте Усть-Зейского казачьего поста, предложил назвать Святитель Иннокентий (Вениаминов). В названии совпали  благая  весть о заключении Айгунского договора и православный праздник Благовещения, на который пришлось  это долгожданное  событие. Пафосное, даже помпезное  имя Россияславль, как один из вариантов прозвучавшее из уст  графа Муравьева-Амурского, было отклонено.
Время показало, что многообещающее и задушевное название  «Благовещенск» подходит городу как нельзя лучше. 

И хотя в 1920-е была попытка переименовать его в Мухинск, в честь местного революционного деятеля, но эту мысль не додумали до конца  — Благовещенск так и остался на карте России городом-обещанием всяческих благ.   

Хотя начиналась история города совсем не  мажорно, а даже трагично. Первым строением  Благовещенска стала не лавка, не контора и не казарма, а «мертвокладная».  Из 60 забайкальских казаков во главе с сотником М. Травиным, основавших Усть-Зейский пост на пустынном берегу Амура в 1856 году,  не все пережили суровую морозную зиму.  Их тела положили в избушку, сложенную из бревен бывших плотов, на которых и приплыли сюда казаки.  Весной, когда останки предали оттаявшей земле, из этих же бревен сложили  Свято-Никольскую церковь. Она-то и стала первым настоящим зданием Благовещенска, его первым  домом и свидетельницей исторических событий. В 1858 году именно в этом храме Святителем Иннокентием в присутствии Муравьева-Амурского  был отслужен благодарственный молебен по случаю заключения Айгунского договора, согласно которому левобережье Амура воссоединялось с Россией.

В 1980-е  этот дом, уже давно не культовое здание, несмотря на табличку  о том, что это памятник архитектуры, власти признали ветхим и снесли.  Все, что осталось от него — два бревна, которые экспонируются в областном краеведческом музее. 

А в  2005, когда Благовещенск  готовился  праздновать 150-летие,  предприниматели города, объединившиеся вокруг Благовещенской епархии РПЦ, решили:  первый дом нужно восстановить.  И восстановили почти на историческом месте, воссоздав его проект по дореволюционным фотографиям.  Сейчас это действующий православный храм.

Рядом с кафедральным собором и первым домом, объединенными общей оградой, появился памятник основателям города графу Муравьеву-Амурскому и Святителю Иннокентию работы амурского скульптора Валерия Разгоняева. Теперь на месте, откуда начался Благовещенск, находится  историко-культурный комплекс.   

Американские темпы

Первые 50 лет своей истории  Благовещенск развивался американскими темпами, как отмечают историки. К концу 19-го  века в городе было до 30 крупных торговых фирм и  сотни мелких торговцев. Торговый оборот наиболее крупных фирм составлял до десяти миллионов рублей.  Благовещенские купцы поставляли товар не только в соседние российские регионы, но и активно осваивали  Маньчжурию.

Купеческий след прекрасно  сохранился в архитектурном облике сегодняшнего  города.  Бывшие торговые дома  купца Ивана Чурина, пионера русской торговли на Дальнем Востоке,  и сегодня являются красивейшими зданиями Благовещенска, памятниками архитектуры.  В одном из них, на набережной Амура — Центр эстетического воспитания, во втором — Дом офицеров Российской Армии, а третий  так и остался любимым горожанами  торговым центром. В общем, если что и  вызывает в Благовещенске восторг у  туристов, так это построенные Чуриным  магазины.  И недавно на одном из них наконец-то появилась памятная доска с  портретом  купца первой гильдии.

Торговать на Амур охотно ехали и иностранцы,  российское государство в конце 19-го века  предоставляло им огромные льготы, поставив цель привлечь зарубежных коммерсантов на Дальний Восток.  Еще один красивейший памятник архитектуры, ныне в нем Амурский областной краеведческий музей — был торговым домом гамбургских купцов Кунста и Альберса.  Это если говорить об архитектуре. А если о судьбах —  потомки  зарубежных предпринимателей  и сегодня пишут письма в Благовещенск в надежде отыскать здесь следы пребывания своих предков.

Предприниматель из Германии Отто Тимм 23-летним юношей приехал в Благовещенск в 1880 году. Здесь он женился, завел несколько паро-вальцевых мельниц и магазинов.   
Бизнес у молодого коммерсанта складывался успешно. Он продавал американские земледельческие машины, стройматериалы, охотничьи принадлежности и оружие.  Несмотря на немецкое происхождение,  Отто Тимм оказался  большим патриотом своей новой Родины — известно, что в  1900 году во время русско-китайского военного конфликта он принимал участие в обороне Благовещенска и даже был ранен.  Но Россия не стала ему матерью — в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, он, как немец по национальности, был вынужден ежедневно отмечаться в местной полиции.  В 1915 году  Тимма вместе с младшей дочерью (супруга его к тому времени уже умерла)    депортировали  из Благовещенска в Иркутск, а затем  отправили  в лагерь в Якутск. Через год им удается  бежать из холодного Якутска, и 25 февраля 1917 года бывший купец с дочерью прибывают в Швецию.  Меньше чем через месяц 60-летний Отто умирает от острой пневмонии в Стокгольме.  Его правнучка Ингрид, киноактриса,  спустя сто лет, заинтересуется  семейной историей,  чтобы воплотить ее на экране и начнет писать письма в далекий Благовещенск.

Молоканский след

Амурское купечество  уникально  влившейся в него изрядной  долей крестьян  из числа духовных христиан-молокан. Непьющие и трудолюбивые, они, начиная с нуля, добивались огромного достатка и становились владельцами заводов и пароходов, динамично меняя крестьянское сословие на мещанское, а мещанское на купеческое. И глядя на молоканские усадьбы на старых фото, трудно представить, что родители этих купцов в первом поколении по три года обозами шли «встречь солнцу», и что  единственной едой первых молокан-поселенцев на Амуре был суп из воробьев, пойманных в поле.

Здание АмурКНИИ на Набережной Амура —  как раз бывшие молоканские торговые ряды. Памятник той эпохе, когда своим трудом крестьяне, бежавшие от религиозных притеснений на край России, обретали здесь невиданную свободу и негаданное богатство.

В начале ХХ века купцы из числа христиан-молокан  составляли приличную прослойку в городской думе, и даже дерзнули настоять на том, чтобы городские власти разрешили им в 1908 году построить молитвенный  дом.  В день его открытия члены общины поднесли тогдашнему губернатору  роскошную Библию, где на кожаном переплете вытиснена золотом дарственная надпись. Эта книга сегодня – один из наиболее ценных экспонатов областного краеведческого музея, а Благовещенск обрел еще один красивейший памятник архитектуры. Сегодня в этом здании работает кардиоцентр. 

Но думать, что торговали в Благовещенске  только купцы, было бы неправильно. Находящийся буквально в сотне метров Китай изначально весьма располагал к форме взаимоотношений «купи-продай». Стихийный и бесконтрольный товарообмен между населением бурлил, подобно быстрому течению Амура. И фраза «десевле мозна!», которую мы сегодня так часто слышим в китайских торговых центрах, наверняка звучала актуально и сто лет назад.

К каким только ухищрениям не прибегали контрабандисты  вековой давности!  Они использовали для провоза нелегального спирта в своих целях  пароходы, отдельных людей и даже религиозные праздники. Например, на Крещение, когда весь город выходил на лед Амура, где была вырублена крестообразная прорубь-иордань, туда же устремлялись и контрабандисты. И пока честной народ запасался «святой водой», те успевали, смешавшись с толпой,  незаметно прогуляться на соседний берег и вернуться с водой отнюдь небезгрешной (а именно - с водкой-харбинкой). 

Набережная – лицо города

Если имя города – это его душа, то лицо города — набережная Амура.  А для китайского соседа с того берега набережная  - это лицо России. Сегодня ведутся работы по берегоукреплению Амура в рамках федеральной программы, в том числе идет и реконструкция набережной. Лицо обещает обрести достойный вид.  Ведь в городе к его юбилею все должно быть прекрасно – и душа, и тело, и одежда,  и мысли.

Особая страница биографии Благовещенска связана с императором Николаем Вторым, который, будучи цесаревичем, приезжал в Благовещенск. К его встрече на берегу Амура в 1891 году была выстроена Триумфальная арка.  В 1930-е годы  сооружение, пострадавшее от наводнения, снесли. В 2000-е его восстановили на народные средства.

Впрочем, если говорить о душе города – его православных храмах, то из более чем десятка зданий с куполами  после эпохи богоборчества в Благовещенске не осталось ни одного. Все, что есть, построено заново.  Сейчас идет работа над восстановлением Шадринского собора. Шадрин был известным амурским промышленником, владельцем литейно-механических  заводов (на их базе был создан современный судостроительный завод). На его средства и был построен собор  в честь Святой Животворящей Троицы, который современные архитекторы называют жемчужиной не только дальневосточной, но и российской  архитектуры того времени. О том, насколько он был красив, можно судить по его сохранившимся копиям – Софийском соборе в Харбине и храм Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Правда, в Харбине Софийский собор начали строить в 1923 году и закончили в 1932-м, когда под благовещенский собор уже  закладывали взрывчатку.

Благовещенск и сегодня живет с купеческим размахом —  по количеству торговых центров на душу населения он занимает одно из лидирующих мест в России и превышает норматив (400 кв. метров торговых площадей на тысячу жителей) как минимум вдвое.

Стала ежегодным событием Международная выставка-ярмарка «АмурЭкспоФорум», которая собирает большое число участников из разных стран.

И  именно  торговый характер помог благовещенцам пережить лихие 90-е, когда слова «челнок» и «кирпич»  прочно вошли в обиход. Кстати, памятник амурскому челноку, как напоминание об  этом периоде современной истории, появился в центре Благовещенска. После открытия моста на китайскую сторону объем товарообмена между Благовещенском и китайским городом Хайхе возрос.  Появился даже еще один вид бизнеса. Наши пенсионеры сдают свои  большие квартиры  китайским торговцам, а сами живут в более дешевых квартирах меньшей площади на китайской стороне, имея при этом неплохой барыш.
 
И в заключение своего материала о человеке, который начал золотодобычу в наших местах, купце первой гильдии Харлампии Тетюхове.  Кто он и когда появился в Благовещенске,  найти не удалось. Только то, что он жил в своем доме,  который существует до сих пор, по адресу ул.Первомайская, дом 25.  Сейчас в  этом здании располагается Дальневосточный окружной медицинский центр.