Спектакль длиною в жизнь

Венера Петрова
Классика жанра уходит в небытие. Скрипя зубами «любили» тещу, молча воевали со свекровью. Но теща есть теща, это своего рода глыба, ее не передвинуть, можно только обходить. А свекровь, как обычно, сущая язва, но терпели и ее.
Время неумолимо движется вперед и вносит свои коррективы в житейские правила. Правила игры меняются, как и сами игроки. Сейчас тещи молодятся, свекровь тоже не отстает. Дитя так просто бабушкам не оставишь. А куда его девать-то? Для себя любимой время времени не хватает, муж – это уже другая история. Появлению ребенка все были рады, но карапузик-то растет, за ним глаз да глаз нужен, но все, кроме тебя, вечно заняты. Еще молодой и красивой обидно, что жизнь кипит да бурлит, и уже без тебя. Жалко тратить свою, без других жизнь, на быт и все, что с ним связано. Обида копится, как беспросветные дни и месяцы. Время неумолимо движется вперед, а тебе кажется, что оно застыло, ребенок ну никак не подрастет. Второго надо рожать в угоду демографии, а это тебе надо? Начнется второй круг ада… Копится злоба, обида на всех.
Ребенок, муж да и ты сама – маленькая автономия, которой правишь ты и это уже хорошо. А обиды? Это так, это своего рода отдушина.
Ну, а если нет никакой автономии, и не ты правишь «балом»? Вы живете вместе со свекровью и свекром? Свекра можно в счет не брать, он обычно придерживается полного нейтралитета. А свекровь – дело другое. Бог велел терпеть… И не более. Но наш случай уникален. Или сто раз переписанный сценарий совместного проживания на одной территории двух молча враждующих сторон дает весомое преимущество уже другой стороне? Ведь испокон веков все козыри были у свекрови, тем более, если действие житейского спектакля происходило на ее законной территории. Свекровь можно не любить, даже люто ненавидеть, если на то есть причины, но молча, скрипя зубами. В нашем случае все наоборот.
В один прекрасный день она появилась у них и осталась, можно сказать навсегда. Для хозяйки, скоропалительно ставшей законной свекровью для Вали, с тех пор время будто остановилось. Жила ведь, бед не знала, вот тебе и проблема прикатилась на своих ножках, с одним единственным чемоданчиком. Это тоже классика – принять невестку можно, но любить ее никто и не обязывает. Рада была, что сын женился, вскоре и внучка родилась, вся в папу, ее кровиночка, да радость была недолгой. Валя, то бишь, Надя оказалась с норовом. Представилась она Валей, по паспорту оказалась почему-то Надей. Нестыковка, однако. Бог с ней, пусть хоть Палашей бы оказалась. Да так у нее такого рода нестыковок много. Она тщательно скрывает факты своей биографии. Какая у нее может быть биография – родилась там то, училась, где все учатся, да и замуж вышла, что скрывать-то? Свекрови по сути все равно, она, в отличие от остальных, не любитель совать нос в чужие дела. Она вообще человек удобный во всех отношениях, никому не мешает, живет сама по себе. Да нет же, невестке она одним своим видом, присутствием мешает. Другая знала бы свое место, жила бы припеваючи при удобной свекрови, которая и приготовит вкусненькое, и приберется после них, ведь ей в этом очень повезло. Надя (или все же Валя) нутром, видать, почувствовала весь расклад, и взяла бразды правления в свои холеные ручки. Бразды словесного правления. Все хлопоты по дому по-прежнему на свекрови. Она и не ждет благодарности, лишь бы всем было хорошо, но ведь Валюхе-Надюхе не угодишь. Воевать с ней бесполезно, и играет невестка не по правилам.
Номинально свекровь вроде хозяйка в своем доме, да неуютно ей уже давно. Или молодая взбесится ни того, ни с сего, или оба выжидают, предугадывая тактику друг друга.
И тихо у них дома, и эта тишина порой пугает. Будто выпроваживает немолодую женщину из своего же дома. Это хуже, чем крики и упреки изнывающей, может быть, от ничегонеделания Вали-Нади. Неуютно всем. Спектакль длиною в жизнь, а зрителей-то нет…