Эффект Пигмалиона и эффект Голема

Аида Нейтенс
В наше время так много говорят о материализации мыслей, об изменении жизни силой подсознания, мысли и слова, что диву даешься. Можно оставаться скептиком и думать, что это все ерунда, но, мне кажется, что лучше знать об этом, чем не знать. А если подумать логически, то почти каждый человек так или иначе испытывает такой феномен, даже если в него не верит. А уж если верит, то тут можно горы свернуть… Психологи говорят, что наша жизнь – это результат наших мыслей, ожиданий, убеждений. Мы получаем то, что ожидаем от других людей. И программируем то, о чем думаем.

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя известен давно. Назван он в честь героя древнегреческих мифов, скульптора Пигмалиона. ЭП – это явление, которое возникает, когда ложное убеждение одного человека заставляет другого человека действовать так, что от него ожидают. Иногда его еще называют эффект самосбывающегося пророчества.

Роберт Розенталь, который впервые его описал, проводил эксперименты с простыми детьми. И доказал, что они показывали удивительные способности, когда к ним относились, как к одаренным детям.

Если вы от человека не ожидаете ничего хорошего, относитесь к нему с подозрением, то тот человек будет вести себя в соответствии с вашей установкой. Поэтому, советуют психологи, нужно избавиться от негатива, от прочно засевших в нашей голове убеждений. Убеждения менять – труднее всего. В нашем подсознании это сидит на клеточном уровне. Если не менять укоренившиеся убеждения, то изменить что-либо невозможно. Негатив, он такой живучий, что трудно от него избавиться. Так как он часто переплетен, как паутина, с нашим характером. Негативно мыслить – гораздо проще. К этому не надо прилагать усилий. А мыслить правильно – это большой труд. Существует масса практик избавиться от подводных камней в нашем подсознании. И они вам известны лучше меня. Психологи говорят, что необходимо быть уверенным в себе, знать, что ты хочешь, работать над своими сильными сторонами. Эффект Пигмалиона можно применять в разных сферах нашей жизни. Если вы еще и учитель, то с помощью него можно добиться очень многого.

Есть еще один термин – эффект Голема, отрицательный эффект ожиданий. Некоторые называют его обратным эффектом Пигмалиона. Согласно легенде, Голем – это мистическое существо еврейской мифологии, которое боролось со злом.

П. Якобсон, российский психолог, который много писал о мотивации, и Р. Розенталь, американский психолог, изучали эти эффекты в сфере образования. Вывод такой, что дети, которые получали более сильную стимуляцию или больше внимания, достигали лучших результатов в учебе. Эффекты Розенталя и Голема – виды «программирования успехов, поведения людей». Конечно, эти эффекты применимы во всех сферах жизни. И такое «программирование» должно осуществляться очень тонко, мудро. И это, поверьте, не всегда легко.

Как жаль, что нет в школе предмета детской психологии или уроков по мотивации. Чтобы детям в легкой и доступной форме рассказать, как в жизни добиться успеха, стать человеком, чтобы у них было желание учиться. Ведь если мы читаем современную научную литературу, то прогнозы для человечества не утешительные. Только маленький процент мирового населения будет что-то творить и жить, а другие будут не у дела. Будут просто сидеть у компьютеров и проводить время в виртуальном мире, ничего не делая. Уже сейчас, пишут ученые, человек проводит свое время в интернете каждый день 3 часа. Вы помните, когда не было интернета, чем вы занимались в эти 3 часа?