Пожар на Останкинской телебашне

Анатолий Арзамасцев
Пожар на Останкинской телебашне с 27 по 28 августа 2000 г — одна из крупнейших техногенных катастроф, произошедших в Москве после распада СССР. В результате пожара погибли три человека, вещание большинства российских телеканалов на Москву и Московскую область было приостановлено.
Пожар начался около 15 часов, причиной стало короткое замыкание фидеров передающей аппаратуры (устройств, с помощью которых сигнал передается от передатчика к антенне) между отметками 454 и 478 метров над землей. Примерно за месяц до этого также наблюдались возгорания и пожарные приезжали тушить пожар и особ проблем с тушением пожара -не было.
В городе в это время из-за пожара прерывается трансляция некоторых каналов, таких как НТВ, ТВ-6, ТВЦ, «Культура».
Пока огонь еще не разбушевался всех туристов и посетителей башни успешно эвакуируют. Люди спускаются вниз пешком, так как лифты сразу же отключают.К 16 часам к башне съезжаются пожарные машины, прилетает специальный вертолет и они начинают тушить огонь. Однако пока их действия не приносят желаемого результата – они не могут остановить распространения огня.В это время по двум каналам ОРТ и РТР выходят спецвыпуски о пожаре. Константин Эрнст заявляет, что «передатчикам первого канала пожар не угрожает». Однако, после 18 часов оба канала отключаются.

Так же из строя выходит системы связи медицинских и милицейских служб Москвы. Прекращают работу некоторые пейджинговые и сотовые системы, чьи ретрансляторы находятся на телебашне. Единственным источником информации для жителей Москвы и Подмосковья остается канал ТНТ.

В 18 часов очевидцы замечают, что белый дым, валивший от шпиля телебашни, принимает оттенки от оранжевого до голубого и постепенно становится сизо-черным.

Огонь в это время беспрепятственно распространяется по хорошо вентилируемой шахте, где спрятаны высоковольтные кабели. От высокой температуры лопаются тросы, удерживающие лифты, в которых находятся люди. Появляются первые сообщения о пропавших без вести и погибших пожарниках.

К 9 часам вечера пожарным удалось ненадолго приостановить движение пламени вверх и вниз. Появляются сообщения о том, что внутри телебашни лопнуло несколько тросов, которые предназначены для укрепления конструкции, и специалисты не исключают возможности падения шпиля.
Огонь уже свирепствует в ресторане «Седьмое небо». Из башни начинают вырываться языки пламени. Пожарные предпринимают тщетные попытки проникнуть к очагу пожара — в результате решают перерубить кабели и установить заграждения огню на высоте триста пятьдесят метров. Несмотря на это, огонь опускается до отметки 280 метров.
В понедельник, 28 августа в час ночи обрушиваются все 6 лифтов башни. Людей внутри не обнаруживают. Отпадает версия о том, что пропавшие без вести находились именно в этих лифтах. Пожарные продолжают разведку внутри горящей башни. Им удается выйти на отметку 167 метров — там зафиксированы самая высокая температура и сильное задымление.
Кабели, по которым в основном распространяется пламя перерубают на высоте около 120 метров. Пожарные продолжают поиск пропавших людей – пожарных и женщины-лифтера и пытаются остановить распространение огня. Верхняя граница огня к этому моменту находилась на уровне 330 метров.
К 09 утра огонь «съезжает» до отметки 60 метров — именно в этом месте установлены передающие устройства основных каналов. Пожарные пытаются создать кордоны внутри башни. Двух уровней защиты, по мнению пожарных, достаточно, чтобы предотвратить распространение пожара. К этому моменту по некоторым данным, внутри башни уничтожено до 50% крепежных тросов.

Постепенно Останкинская башня наклоняется в сторону Ботанического сада. Наклон верхней части виден уже невооруженным глазом. Как сообщают специалисты, отклонение верхушки башни от оси составляет примерно два метра. Это отклонение является необратимым, башня сама по себе выпрямиться уже не может, так как произошли нарушения в конструкции.

В 12:30 МВД сообщает, что пожар локализован. Задымление на башне исчезло. К этому времени на тушении пожара одновременно работают 32 пожарных расчета, каждые 10 минут сменяя друг друга. Всего задействовано 240 сотрудников УГПС, 60 основных и специализированных пожарных машин, использовано 2500 различных огнетушителей.
Около 14 часов МВД сообщает, что ситуация на Останкинской телебашне полностью находится под контролем. Три человека — двое гражданских и один пожарный — погибли в результате отравления угарным газом при пожаре на Останкинской телебашне. Еще не известно, идет ли речь о тех людях, которые оказались заблокированными в лифте.

К 6 часам пожар в Останкино ликвидирован. Проводится детальная проверка всех помещений.

Возле лифта, рухнувшего в шахту, обнаружены фрагменты тел полковника Владимира Арсюкова, заместителя начальника УГПС ГУВД Северо-Восточного административного округа, и лифтера Светланы Лосевой.
Утром во вторник опознали третьего погибшего – это сотрудник Останкинской телебашни сантехник Александр Шепицын.

В это же время в башне находится рабочая группа Минсвязи, которая анализирует ущерб, нанесенный передающему оборудованию.
Геодезисты официально заявляют, что отклонение Останкинской телебашни от вертикальной оси не превышает предельно допустимой нормы. Вероятность падения почти отсутствует. При этом повреждена половина удерживающих башню тросов.
К этому времени пожар стабильно локализован. За ночь в шахтах установлены огнеупорные перемычки, и распространение огня через них уже маловероятно. Вновь прибывшие команды, однако, продолжают заливать кабельные шахты.
В 19 часов Останкинская башня передана из «чрезвычайных рук» МВД и МЧС в руки Минпечати и Минсвязи. Принято решение снять оцепление. Башня находится в устойчивом положении и можно вести восстановительные работы.

Причину пожара установили быстро – это самовозгорание. Так из-за чего же оно произошло?
— Оказалось, что кабели в башне не были рассчитаны на перегрузки, которые они получали. «Кабельное хозяйство телевышки испытывало страшные перегрузки, хотя оно на это и не было рассчитано,— рассказывал о итогах расследования генерал Коротчик.— Даже при проектной перегрузке кабели и фидеры выделяли тепло. И чем выше перегрузки, тем сильнее они грелись. Из-за перегрева и начался пожар».
— Как установило расследование, при эксплуатации радиотелевизионной станции были нарушены требования противопожарной безопасности. Например, шахта, в которой расположены кабели и фидеры, не была оснащена автономными системами пожаротушения, и только поэтому, сделали вывод пожарные, огонь не удалось остановить в самом начале. УГПС не раз выносило предписания руководителям телецентра о необходимости установить системы, штрафовало виновных, но всякий раз получало в ответ фразы о нехватке средств. Следствие сделалало вывод, что основная вина в том, что пожар не смогли остановить вовремя лежит на гендиректоре Главного центра радиовещания и телевидения (ГЦРТ) Вячеславе Мисюлине.
— Кроме того, по мнению следователей, при проектировании и строительстве радиотелевизионной башни в Останкине в 1962 году были допущены отступления от норм при размещении оборудования лифтов. Это послужило причиной гибели людей.
Останкинскую телебашню, уникальное архитектурное сооружение, возвели в 1967 году. И поскольку в нашей стране подобных сооружений не было, специалисты не знали, как в полной мере обеспечить ее пожарную безопасность. Именно поэтому в 1967 году на территории ГЦРТ была организована специальная воинская часть номер 111. Тридцать четыре года люди неукоснительно получали жалованье. Даже в 1998 году, когда все в одночасье освободились от лишних ртов, руководство ГЦРТ не поднимало вопроса о том, чтобы избавиться от 16 огнеборцев.

В мае 2000 года пожарные провели обследование башни, которое производится каждые два года. Руководству ГЦРТ было предъявлено предписание из 38 пунктов. 18 были выполнены в течение двух месяцев, у остальных срок реализации, согласно документам, два года. Впоследствии пожарные сослались на это как на возможную причину возгорания.
Несмотря на то что Останкинская телебашня — единственная в своем роде и, если бы она, не приведи создатель, выгорела до основания, миллионы людей оказались бы отрезаны от радио и телевидения, — все это на самом деле пустяк по сравнению с гибелью трех человек: лифтера Светланы Лосевой, электромонтера Александра Шепицына и полковника Владимира Арсюкова.
Светлана Лосева три дня назад вышла замуж, а в тот день работала не в свою смену — так получилось.

Александра Шепицына, у которого был выходной, разбудила жена, увидевшая в окно, что из башни валит дым. Он мог остаться дома — но не остался. О Владимире Арсюкове, которого посмертно наградили орденом Мужества, написано уже много. Но — не все.
Приблизительно в 18.30 полковник Арсюков, Лосева и Шепицын оказались в холле возле скоростного лифта (при этом надо знать, что без лифтера кабина с места не тронется). Из штаба пожаротушения поступила команда найти и доставить к месту горения асбестовое полотно. Арсюков сказал, что знает, где его найти, и вскоре появился у лифта. В это время там же находился начальник лифтовой службы ГЦРТ Василий Гольцов. Арсюков сказал, что ему нужно подняться наверх, на что Гольцов ответил, что движение лифтов необходимо прекратить.

От пожарных команды об отключении лифтов не поступило — решение принял сам Гольцов. В этот момент Гольцов услышал, что двигается кабина другого лифта, и побежал туда, чтобы любой ценой остановить движение, а электромеханика Байчева послал в штаб, чтобы предупредить о том, что лифтами пользоваться нельзя. Как только Гольцов ушел, Светлана Лосева сказала Арсюкову: “Давайте я вас отвезу”. Шепицына никто не звал, просто он считал, что его помощь может понадобиться наверху.

Прежде чем закрыть дверь, Светлана спросила: “Кто-нибудь еще поедет?” Все это видели многие сотрудники ГЦРТ, толпившиеся внизу. И лифт стал подниматься, а потом встал. Через несколько минут Арсюков сообщил в штаб, что наверху сильное задымление и что все трое по очереди пользуются одним противогазом. Это было в 19.22. После этого связь прервалась.

Лифт с Арсюковым, Лосевой и Шепицыным уже не двигался, а пожарные все еще продолжали требовать подъема к 340-й отметке.

В первый раз Гольцов и Байчев пытались добраться до лифта по внутренней лестнице, но пожарные их не пропустили. Второй раз они все же поднялись до 300-й отметки, но лифта уже не было.

По-видимому, в течение часа, когда лифт был виден, людей еще можно было спасти. Но пожарные были заняты другим.

Теперь уже мы никогда не узнаем, почему полковник Арсюков вошел в лифт и поехал навстречу смерти. Начальство ли приказало или сам принял решение — нам остаются лишь догадки. Но одно известно определенно. Полковник Арсюков, находясь на боевом посту, мог распоряжаться лишь собственной жизнью.

Это записано в пожарном уставе. И ясно, что он не имел права брать с собой сотрудников ГЦРТ, людей, которые, в отличие от пожарных, выбрали себе другую профессию и в силу этого не в состоянии были оценить масштаб происходящего. Он геройски погиб, выполняя долг, но людьми рисковать не имел права.
Так же как и во время событий августа 1991г в Москве -когда погибли так называемые "Защитники Белого Дома и Свободной России"-три человека,так и в августе 2000г снова были три человеческие жертвы.Вновь заговорили о ритуальном убийстве.
 
Восстановительные работы продолжались вплоть до 2016 года.Сперва было восстановлено вещание с Останкинской телебашни.Дольше длилось восстановление Смотровой площадки и ресторана.Площадка была закрыта сразу после начала пожара. После ликвидации последствий возгорания она, как и ресторан, была реконструирована. К январю 2008 года смотровая площадка была отремонтирована полностью.

27 марта 2008 года смотровая площадка открылась для пилотных экскурсий, однако ресторан был ещё закрыт на реконструкцию. Открытие обновлённого ресторана «Седьмое небо» после реконструкции состоялось в 2016 году