Как рождалась моя первая книжка

Елена Плюснина
Рождалась моя первая книжка в муках и достаточно болезненно. Почему? Потому что приходилось подстраиваться под «рынок». Его Величество Рынок.

Сначала меня просили сделать книгу как можно больше по объему – до 200 страниц. И я старалась это сделать – придумывала новые задания для чтения. Затем начались споры с ответственным за выпуск книги, который мне начал диктовать свои правила составления книги, тем самым покушаясь на отдельные методические принципы, которые, по моему мнению, должны были соблюдаться в книге.

В результате наших дебатов – мы не успели книгу сдать в срок и ее отложили в долгий ящик. Примерно через год я все-таки поинтересовалась, будет ли книга издаваться. Мне ответили положительно и начались мучения «в обратную сторону» - нужно было все сократить до 64 страниц, потому что рынок «не проглотит» толстую книгу.

Как мучительно больно было расставаться с  теми заданиями, важность которых ты понимаешь. Но… Его Величество Рынок диктует свои правила, и нужно было «переболеть» всеми этими урезаниями. Мне казалось, что из той системы, которую я создавала, ровным счетом ничего не осталось. И если раньше я была точно уверена, что дети, прочитав книгу от корки до корки, овладеют навыками понятийного, осмысленного чтения, то после урезания, я уже ни в чем не была уверена, и успокаивало меня только одно: эта книга не для учителей, а для родителей. Она издается в помощь учителям и на раскрытие всей системы чтения не претендует.

Когда книга появилась на свет, в целом она мне понравилась, поскольку ее оживили рисунки, которые дети могли раскрашивать. И кроме этого описание двух способов работы с книгой внесло некоторую новизну, и я успокоилась. Я поняла, что даже в таком виде книга может быть полезной.

Это сейчас, спустя полгода после выхода книги под названием «Учимся читать и понимать прочитанное», когда ее уже не стало на складе и она разошлась по магазинам, я могу так спокойно описывать весь этот процесс. А тогда – это были действительно муки, переживания. Я сердилась на этот проклятый рынок, который не позволяет представить всю технологию обучения чтению. И успокоилась я только тогда, когда смогла в другое издательство предложить оставшиеся материалы, и тогда получалось бы, что одна книга дополняет другую.

Однако первая книга уже вышла, а вторая, в которой описана почти вся технология обучения – задерживается, поскольку наступил финансовый кризис. Но… нет худа без добра. Я стала переиздавать свои старые книжки, которые выпускались небольшими тиражами, и тем самым перестала быть зависимой от издательства. Теперь в какой-то мере я даже и не очень заинтересована, чтобы эта книжка выходила, потому что самой издавать значительно выгодней. 

Вот и получается, что для получения прибыли, мне выгодней издавать самиздатом, а для того, чтобы вся технология обучения распространялась значительно шире и была полезна большему количеству людей, мне невыгодно ее издавать в издательстве.  Вот вам парадоксы рынка.  Издаешь 100 штук и имеешь прибыль, издаешь 6000 и получаешь смешной гонорарчик. Выходит, что авторам совершенно невыгодно заниматься этой деятельностью. Вот что делает наш прославленный рынок. Это во мне, видимо, еще сидит обида, которая разъедает радость от издания книги. Обида, которая, к сожалению, становится тормозом для создания других книг. А ведь каждая книга требует длительного времени для созревания, вдохновения, требует определенного положительного настроя и, конечно же уверенности, что она будет востребована обществом. А когда такой уверенности нет, то «в стол» писать не хочется.  Понимая все эти трудности, я все-таки зачем-то написала для студентов практикум по совершенствованию навыков чтения. Но почему-то это не вдохновляет и не радует. 
2009 г.    

Прим. Практикум для студентов так и не вышел.
2020 г.

2023 год.Продолжение. Практикум вышел под названием "Тренинг осмысленного и быстрого чтения" в издательстве "Ридеро"