От добра добра не ищут

Елена Бекиш
по мотивам рассказа В. Сутеева «Хвосты»





Действующие лица:
1. Сорока__________________________________________
2. Заяц ____________________________________________
3. Зайчиха _________________________________________
4. Зайчата _________________________________________
5. Ёж _____________________________________________
6. Лиса ____________________________________________
7. Волк ____________________________________________
8. Белки ___________________________________________




КАРТИНА ПЕРВАЯ.
Лес, дерево, гнездо сороки. ФОН: 0001 (коротко), и сразу  - 0002 (Сорока вешает табличку),  0003 -коротко, и сразу – 0004.
Собаки гонят Лису, убегают. На сцене остаётся лисий хвост. За этой сценой наблюдает из гнезда Сорока.
СОРОКА: Ой, что-то случилось!!! Ах, что-то случилось!!!  … Да… И Лиса теперь без хвоста, и хвост без Лисы… А жаль, хороший хвост зря пропадает! Себе его, что ли, взять? (примеряет). Шикарно! Эх! Жаль, тяжеловато украшение. Пусть себе лежит, а мы посмотрим, что дальше будет.
ФОН: 0001.   Выходит Ёжик.
Ёж: Ишь, все грибы потоптали… ой… а это что?
СОРОКА:  Чего смотришь? Видишь, хвост лисий, совсем новый. Бери его себе, носи на здоровье!
ЁЖ: Нет… хвост, конечно, хороший, но он мне ни к чему.
СОРОКА: Бери-бери скорее, колючая твоя душа! Ну, какой у тебя хвост? Так, фитюлька.
ЁЖ: Не годится мне лисий хвост. Не свернёшься, не развернёшься. (Уходит).
СОРОКА: Ишь, какой важный! Видно, себе на уме. Гордый!
ФОН: 0005. Бежит заяц, останавливается у пенька и барабанит по нему. ФОН. выключить. Потом замечает хвост, пугается, прячется за пенёк.
ЗАЯЦ: Ой!
СОРОКА: Ну, чего испугался! Бери хвост себе, носи на здоровье. Такие хвосты на улице не валяются.
ЗАЯЦ: А лисы-то поблизости нет?
СОРОКА: Да нет, нет, её уж и след простыл!  Берёшь хвост-то?
ЗАЯЦ: Ой, да он же лисий!
СОРОКА: Ну, и что ж такого? С этаким хвостом тебе никто не страшен. Все тебя уважать, бояться будут!
ЗАЯЦ: Да я сам боюсь…
СОРОКА: Бери! Бери, тебе говорят!
ЗАЯЦ: Эх, была не была! Возьму…  (меняет хвост).
СОРОКА: А ну-ка, пройдись!
ФОН: 006. Заяц демонстрирует хвост, останавливается. Фонограмма на паузе.
ЗАЯЦ:  Ну, как? Хорошо?
СОРОКА: Куда там! Крррасавец! Форменный! 
ФОН: 006.  Снять с паузы. Заяц   уходит. Выключить.
Сорока спускается с дерева, поднимает заячий хвостик.
СОРОКА: Ну, вот!  Сначала была мне морока с лисьим хвостом, теперь началась канитель с заячьим! А хвостик-то куцый, никудышный хвостик… Разве что пыль им в гнезде смахивать. (Забирается в гнездо).
ФОН: 0001. Бежит Лиса, ищет хвост, Сорока выходит из гнезда. Выключить фон.
ЛИСА: Сорока-белобока, ты здесь моего хвоста не видала?
СОРОКА:   Да вот, завалялся тут хвостик. Не твой?
ЛИСА: Да что ты! Это какой-то заячий хвостишко.
СОРОКА: А, по-моему, очень изящный модный хвост. Теперь все такие носят.  Бери его, кума, бери, носи на здоровье.
ЛИСА: Модный, говоришь? (Берёт хвост, разглядывает). Да, ничего.  А что же ты себе его не взяла?
СОРОКА: Хотела, милая, хотела! Но, раз уж ты совсем без хвоста, так я его тебе уступаю, по дружбе!
ЛИСА: Ну, спасибо, Сорока-белобока, удружила. (Надевает хвост). А что, мне нравится!
ФОН: 0007.   Лиса красуется перед Сорокой, останавливается.  Поставить на паузу фон.
ЛИСА:   Ну как?
СОРОКА: Стильно! Легко! Элегантно! Не то, что твоё помело!
ЛИСА: Ну, я пошла!
ФОН: 007.  Снять с паузы. (Лиса уходит). Выключить фон.
СОРОКА: (Смеётся). Модница!
КАРТИНА ВТОРАЯ
Сорока вешает табличку - ФОН: 0002.  «Нора зайца»
 ФОН: 006. Выход и проход Зайца. Выключить.
Заяц барабанит лапами, вызывая Зайчиху и зайчат. Выходят Зайчиха и зайчата.
ЗАЙЧАТА: Папа!  Папа!
ЗАЯЦ: Але-оп! (Демонстрирует лисий хвост).
ЗАЙЧИХА: (Осуждающе). Дети, смотрите, у вашего отца лисий хвост!
ЗАЙЧАТА: Ура!
ЗАЯЦ: Да! Вот какой хвостище отхватил ваш отец! Уж теперь  мне повсюду почёт и уважение! Всякий лис мне и кум и брат!
ЗАЙЧИХА: Да ты с ума сошёл! Откуда у тебя такая гадость?!
ЗАЯЦ: Понимаешь… это мне Сорока присоветовала…
ЗАЙЧИХА: Ах, Сорока! Понятно!
ЗАЯЦ: Она говорит, меня теперь все бояться будут…
ЗАЙЧИХА: Бояться?
ЗАЯЦ: Ага…
ЗАЙЧИХА: Уважать?
ЗАЯЦ: Ну, да, почёт и всё такое…
ЗАЙЧИХА: До чего докатился! Сороку слушать! Марш отсюда, негодный! И без своего заячьего хвоста домой не возвращайся!
ЗАЙЧАТА: Папа! Папа, куда ты?
ЗАЙЧИХА: Папа отправился наше заячье достоинство возвращать! (Уходят).
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Фон 0002 – Сорока вешает табличку «Лес».  Выключить и сразу ФОН: 007.  Выходит Лиса с заячьим хвостом, из-за ёлок появляются  белки. Как только белки выйдут на линию, где стоит Лиса, фон. выключить.
I БЕЛКА: Смотри, смотри! Лиса с заячьим хвостом!
IIБЕЛКА: И правда! Вот потеха!
ЛИСА: Кто бы что понимал! Сейчас мода на заячьи хвосты. Это, можно сказать, последний писк!
I БЕЛКА: Ой, умора, у Лисы вместо хвоста писк!
II БЕЛКА: Последний писк!
ЛИСА: Тьфу на вас, отсталые!
БЕЛКИ: Лиса – заячья краса!
ЛИСА: А-ну, кышь отсюда! Вот я вам!
ФОН: 008  Белки разбегаются.    Выключить фон.
ЛИСА: Ну, белки мне не указ. Это они от зависти, у самих-то хвосты как помело.
ВОЛК: Здорово,  кума.
ЛИСА: И тебе не хворать.
ВОЛК: Позволь, позволь… А что это у тебя такое?
ЛИСА: А, это? Так теперь все носят. Это модно. И кур хватать удобно. Подойдёшь этак к курице, хвостиком вот так помашешь, она, глупая, думает, что перед ней заяц, а я её… цап!
ВОЛК: Ух, ты! Сила!!! Стратегия, понимаешь! И модно, говоришь. Эх! Мне бы такой хвостик!
ЛИСА: Ну, что ж, может быть… может быть я и обменяюсь с тобой…
ВОЛК: Вот спасибо, кума.
ЛИСА: (разглядывает хвост Волка). Ой, он у тебя какой-то драный… с таким хвостом и на зверях показаться стыдно.
ВОЛК: Бери, кума, хвост, что надо! Я тебе в придачу целого барана притащу, честное волчье слово!
ЛИСА: (В сторону). Уж лучше волчий драный, чем такая заячья срамота, над которой даже белки смеются. (Волку). Ну, ладно, ладно, давай меняться.
Меняются хвостами.
ВОЛК: Ну, сила! И модно, и коров хватать удобно. Подойдёшь этак-так к бурёнке, этак хвостиком махнёшь, она, глупая, подумает заяц,  а ты её хап! (смеётся).
ЛИСА: Видишь, как я тебе удружила, себе в ущерб. Так что смотри, Серый, про барана не забудь!
ФОН: 0001. Расходятся в разные стороны.
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
Лес. Дерево, гнездо Сороки ФОН:  002 – Сорока вешает  табличку и сразу 0001.  Бежит Заяц, замечает Сороку. Выключить.
СОРОКА: Меня потерял, Косой? Я тут! (спускается). Поди, мало одного такого хвоста, небось, и для Зайчихи своей пришёл красотищей разжиться?
ЗАЯЦ: Что ты! Зайчиха меня из дома прогнала. Говорит, без своего хвоста назад не возвращайся. Я его здесь, на пенёчке оставил, ты не видала?
СОРОКА: Не знаю, милый, не знаю, много тут разного зверья ходит. (уходит в гнездо).
ФОН: 0003 -коротко, и сразу – 0004. Пробегает  Волк, за ним гонятся собаки, убегают. Выключить.
ЗАЯЦ: Во-во-во-во… Хво-во-во-во…
СОРОКА: Что «во-во-во»?
ЗАЯЦ: Ой… привиделось, наверно, от страха…
СОРОКА: Волка то видел? Волк с заячьим хвостом был!
ЗАЯЦ: Ой! Пропал я, совсем пропа-а-ал! (плачет). Ну как мне теперь у Волка мой хвостик выручить?
ЁЖ: (подходит к Зайцу). Не плачь, Косой,  я помогу тебе. Дай мне лисий хвост, я пойду у Волка твой хвостик добывать. Посиди тут немножко, подожди меня.
ЗАЯЦ: Как же ты к самому Волку пойдёшь? Ведь он тебя съест.
ЁЖ: Ничего! Я колючий! (Уходит).
СОРОКА: Глупый ты, Заяц, надул тебя Ёж, он теперь с лисьим хвостом будет щеголять!
ЗАЯЦ: Как же это? И что мне делать теперь?
СОРОКА: Сиди уж, видишь, какое тут место интересное, хвосты к себе так и притягивает, может ещё кто-нибудь хвост обронит.
ЗАЯЦ: Да уж, может…. только я лучше Ёжика подожду.
СОРОКА: А на хвосты нынче повышенный спрос. К чему бы это?
КАРТИНА ПЯТАЯ
ФОН:  0002, Сорока вешает табличку «Лес», уходит, сразу  0001. Выходит Волк, садится на пенёк, воет. Из-за ёлок появляются  Белки, прыгают к Волку.Выключить.
I БЕЛКА: Волчишка, заячий хвостишка!
ВОЛК: У-у-у-у! Отстань, хвостатая!
I БЕЛКА: Я-то хвостатая, а ты – куцехвост!
ВОЛК: У-у-у-у!  Уйди, говорю, по-добру,  по-здорову!
II БЕЛКА:  Сначала хвост отрасти, а потом грозись!
ВОЛК: Вот я вас, попрыгуньи!
БЕЛКИ: Волчишка-заячий хвостишка!!! (кидаются в Волка шишками).
ВОЛК: Ну, всё, сейчас я вас на уши-хвосты поделю!!! ФОН: 0008 (Волк бросается на белок, они убегают).  Выключить, и сразу 0001.
К Волку подходит Ёж. Волк кидается на Ёжика, колется об иглы. Выключить.
ЁЖ: Что-то ты, Серый, сегодня не в настроении. Какая беда с тобой стряслась?
ВОЛК: У-у-у! Подвела меня Лиса, всучила мне этот модный заячий хвост! Меня волки чуть не растерзали, из стаи выгнали, говорят, не за Волком идём, а за заячьим хвостом тянемся! А в деревню сунулся, так собаки чуть не загрызли, еле ноги унёс! И белки! Белки, и те надо мной смеются!
ЁЖ: Не печалься, Волчок, давай сменяем заячий хвостик на лисий.
ВОЛК: Вот спасибо, удружил, колючий! Он мне в самый раз будет! (меняют хвосты). Теперь мы с Лисой в расчёте будем!
Ёж уходит, Волк красуется с лисьим хвостом. Ему навстречу идёт Лиса.
ЛИСА: Здравствуй, Серый! Я вижу, ты хвостик сменил. Где-то я такой видела… А, может быть, поменяемся, а?
ВОЛК: А ну ко, повернись, покажи свой хвост. У-у-у, он у тебя какой-то облезлый!
ЛИСА: Бери, кум, бери! Настоящий волчий хвост. Я тебе в придачу гуся принесу.
ВОЛК: Это не хвост, а драный веник!
ЛИСА: Веник? Да как же тебе не стыдно? Свой собственный хвост не признаёшь?! Отдавай мне мой хвост!!!
ВОЛК: Кукишь тебе, а не хвост, поняла, рыжая!!
ФОН: 0008. Волк и Лиса вцепляются друг в друга, дерутся, скрываются за занавесом. Выключить.
КАРТИНА ШЕСТАЯ
ФОН: 0001. Лес, гнездо Сороки. Заяц сидит у дерева, Сорока выходит, объявление. Выключить.
 СОРОКА: Косой, а Косой…
ЗАЯЦ: А? Что? Ёжик вернулся?
СОРОКА: Как правильно пишется «хвастоф» или «хвостоф»?
ЗАЯЦ: Хвостов. А что?
СОРОКА: Не твоё дело… не мешай… «оф».
Сорока устанавливает табличку «Обмен-продажа хвостов»
ЗАЯЦ: Что это ты, белобока, затеяла?
СОРОКА: Вот, пункт обмена хвостов открываю, потому как это дело теперь очень даже перспективное. Видишь, какой спрос на хвосты пошёл?
ЗАЯЦ: Вижу, вижу… Что-то Ёжик не идёт…
СОРОКА: Что тебе Ёжик? Ты меня держись, со мной не пропадёшь! Я тебе ещё львиный хвост приделаю!
ЗАЯЦ: Да мне бы мой хвостишко вернуть…ой… кажется Ёжик возвращается…
ФОН: 0008. На сцену выбегают Волк и Лиса, они дерутся. Заяц прячется за пенёк.  ФОН: 0003 - коротко, и сразу 0004. Появляются собаки. Волк и Лиса убегают, оставив хвосты. Собаки гонятся за ними. Выключить.
СОРОКА: (поднимает хвосты). Ага! Что я говорила? На том же месте и сразу два хвоста!
ЗАЯЦ: Не мой ли там хвостик?
СОРОКА: Нет, косой, не твой. Понапрасну свой куцый заячий хвостик не жди, покупай у меня новый из того, что имеется!
ЗАЯЦ: Как покупай?
СОРОКА: А так, я теперича задаром хвосты раздавать не собираюсь!
ЗАЯЦ: Ой-ёй-ёй! Что же мне делать? Я ж вовсе без хвоста, мне теперь и  обменять и купить не на что.
СОРОКА: Да, косой, от такого покупателя как ты мало толка. Отойди в сторону, товар не загораживай.
ЗАЯЦ: Ёжик вернулся!!!
ЁЖ: (Входит). Вот тебе твой хвостик. Носи на здоровье. И больше не меняй его, даже на павлиний.
ЗАЯЦ: Спасибо тебе, Ёжик!
На сцену выходит Зайчиха с зайчатами.
ЗАЙЧИХА:  Его дети дома ждут, а он тут хвостами меняется!
ЗАЙЧАТА: Папа! Папа! И нам, и нам новые хвостики!
ЗАЙЧИХА: А ну, цыц! Что удумали! Ты родной хвост вернул?
ЗАЯЦ: Вернул!
ЗАЙЧИХА: Домой!
ЗАЯЦ: Иду, иду.
ЗАЙЧАТА: Идём, идём.
Заячье семейство уходит. Ёжик рассматривает хвосты.
СОРОКА: Чего смотришь? Видишь, хвосты хорошие висят. Выбирай любой, колючая твоя душа, покупай и носи на здоровье.
ЁЖ: Нет. Ни к чему мне чужие хвосты. От добра добра не ищут! (Уходит).
СОРОКА: Это мы ещё посмотрим! На хвосты нынче спрос!
На сцену с двух сторон выбегают Волк и Лиса.
СОРОКА: А вот хвосты! Добротные хвосты! Рыжие! Пушистые! Серые! …Тоже ничего… Налетай! Покупай!
ЛИСА: Смотри, Серый, это же наши хвосты.
ВОЛК:  Наши? Ну, да, наши!
СОРОКА: Были ваши, стали наши! Чего смотрите? Покупайте, да и носите на здоровье.
ЛИСА: Покупайте, говоришь?
СОРОКА: Покупайте, покупайте! Последний писк! Возьму не дорого…
Лиса и Волк медленно надвигаются на Сороку.
СОРОКА:  Договоримся… по сходной цене…
ВОЛК: Ну, белобока, держись!
Волк и Лиса бросаются на Сороку, выхватывают у неё хвосты, хватают за крылья и тянут каждый в свою сторону.
СОРОКА: А-а-а! Помогите!
ФОН: 0003 – коротко, и сразу - 0004. На сцену выбегают собаки и прогоняют Волка и Лису, убегая за ними. Сорока сидит у пенёчка. Выключить.
СОРОКА: Ух! Говорил же Ёжик…
На сцену выходят все герои спектакля.
ВСЕ:  … от добра добра не ищут!
ФОН:  0005.  Поклон.