О пустоте в буддийском смысле

Дмитрий Саночкин
(Из архива X-files)

X: Почему человек бежит от себя внутреннего во внешнюю активность?

Y: Ответ прост: человек бежит от пустоты, которая внутри. А знаешь, в чем прикол? Снаружи тоже пустота. Поэтому некуда, некому и незачем бежать. Вот, если это осознать... если...

X, а мы есть вообще, или это все только проекция? Скажи мне.

X: Буддисты считают, что простое я существует. Это факт, который мы сами можем ощутить. Не существует лишь "условное я", т.е. некое представление о себе, как о чем-то обособленном. Мы специально разбирали этот вопрос в группе ФПМТ на основе модулей их программы обучения "Открытие буддизма".

И еще такой момент. Пустота в буддийском смысле не обозначает отсутствие чего бы то ни было. Пустота, пустотность есть специальное философское обозначение, термин, для того чтобы передать понятие взаимосвязи и относительности всех вещей и явлений. Буддолог Щербатской предлагал переводить санскритское слово "шуньята" с помощью понятия "относительность". И он был прав, но только его не поддержали другие ученые, исходя их того, что "шунья" дословно переводится как "нуль", "пустота", и они хотели сохранить дословный перевод.

Пример суждения о пустоте: мы думаем, что некий человек злой, но в нем есть и что-то доброе, следовательно он не злой в абсолютном смысле, он пуст, то есть в нем есть как те, так и другие качества, которые зависят от причин и условий. Но он не пуст в том смысле, что он вообще отсутствует как субъект. Если он, к примеру, ударит тебя палкой, то ты почувствуешь зло, которое в нем есть, но потом он может извиниться, и ты почувствуешь добро. Значит зло в нем пусто от самобытия, от абсолютности и иногда оно перекрывается добром. Примерно такой стиль мышления.

Представление типа "этот человек злой" существует лишь в условном смысле, оно не существует в абсолютном смысле, потому что нет вещи или состояния в человеке, которое бы ему соответствовало, потому что человек не может быть постоянно злым, это и называется пустотой. Теперь ты поняла?

Понятие пустоты очень близко к понятию непостоянства, этот родственные понятия, и одно можно понять через другое. К сожалению, многие понимают подобные понятия неправильно.

В то же самое время, как гласит Сутра сердца: "Форма есть пустота, пустота и есть форма". То есть ты не можешь сказать "вот пустота", потому что это в то же самое время есть и форма... Иными словами даже пустота это не пустота в абсолютном смысле. Это уже философия праджня-парамиты, или запредельной мудрости.

В буддизме разработана ювелирная техника ухода от страдания. Начинается все с постижения пустоты, а заканчивается преодолением отрицательных эмоций, которые обычно служат причиной страданий.

Y: Ну, как тебе сказать, кое что я поняла. Что пустота не пустота, как отсутствие объектов. А как отсутствие самосущего бытия. И это применимо ко всему. Универсальный принцип.

X: Да.