Ч. 6 Воевали мужчины и женщины

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/01/26/1855

Жандармы узнали о «Патриотическом обществе» во время следствия по делу декабристов, которые поддерживали с ним связь. Следственная комиссия обвинила членов общества, во главе которого стоял полковник Северин Кшижановский, в государственной измене, поскольку они хотели присоединения бывших земель Речи Посполитой к Польскому Королевству.

По конституции такие преступления рассматривал сеймовый суд. Но, к возмущению Николая I и наместника в Польском Королевстве великого князя Константина Павловича, суд снял с участников «Патриотического общества» обвинение  в государственной измене и наказал лишь незначительным штрафом за принадлежность к тайному обществу.

Летом 1830 года в Париже началось восстание, монархия была свергнута, над зданием французского консульства взвился трёхцветный флаг. Восстали и бельгийцы в Голландии, чтобы создать собственное государство.

Эти восстания произвели большое впечатление на польское общество. Николай I решил восстановить порядок, установленный Венским конгрессом, а для этого распорядился направить польские войска для подавления восстания бельгийцев. А вместо польской армии на территорию королевства ввести русские войска.

Этот приказ был как спичка для пороховой бочки. В Варшаве началось восстание, сигнал к которому подал поручик Пётр Высоцкий. Он служил инструктором в Школе подхорунжих пехоты и руководил созданной в ней в 1828 году тайной организацией.

Вечером 29 ноября 1830 года четырнадцать заговорщиков ворвались в резиденцию великого князя Константина, Бельведерский дворец. Обер-полицмейстер Любовицкий, который приехал во дворец с докладом, успел криком предупредить Константина.

Тот резво выскочил из кабинета и спрятался в тайнике. Любовицкого закололи штыками. Погиб заколотый штыками и генерал Жандр, приехавший вместе с Любовицким.  Ночью великий князь вместе с женой полькой, княгиней Лович, сумел пробраться к русским войскам, которые находились в казармах, не получая никаких указаний.

На призыв заговорщиков «поляки, к оружию!» откликнулось население Варшавы и часть регулярных войск. Восставшие убили шесть польских генералов, включая военного министра, обвинив их в предательстве.

Ночью весь город был в руках восставших, кроме района, где находились русские войска и колеблющиеся польские части. Константин с русскими войсками отступил к русской границе. Заговорщики, сознавая свою неопытность в государственных делах, передали власть опытным политикам, которые были недовольны правлением русских.

В литературе иногда их называют «красными» и «белыми». Красные – это представители бедных слоёв, радикалы, а белые – крупные землевладельцы, высокопоставленные чиновники. Созданный восставшими Административный совет состоял из тех, кто хотел немедленно, мирным путём завершить восстание.

Но под давлением членов «Патриотического общества» им пришлось отступить. Создали временное правительство во главе с Ежи Чарторыским. Командующим повстанческой армией назначили участника наполеоновских войн  генерала Юзефа Хлопицкого.

Хлопицкий попытался вести переговоры с Николаем I, но тот потребовал безоговорочной капитуляции. Правительство созвало сейм. 25 января 1831 года сейм провозгласил низвержение Николая I с польского престола. На том же заседании сейма сформировали Национальное правительство.

В первых числах февраля русская армия, превосходившая польские войска по обученности и вооружению, вошла в пределы Польского Королевства. Поляки защищались отчаянно. Из-за больших потерь русским войскам под командованием генерала Ивана Ивановича Дибича-Забалканского пришлось отступить от Варшавы.

Покончить с восстанием одним ударом, как обещал царю Дибич, у него не получилось. Восстало население всех земель, включённых в состав России. Среди повстанцев было много женщин. Одним из повстанческих отрядов в Литве командовала двадцатипятилетняя графиня Эмилия Плятер.

Она участвовала в нескольких сражениях. После вступления со своим отрядом в регулярную армию генерала Дезидерия Адама Хлоповского получила звание капитана. После разгрома русскими войсками армии Хлоповского она не захотела отступать в Пруссию и с двумя спутниками направилась в осаждённую Варшаву.

В пути заболела и умерла. Адам Мицкевич посвятил ей стихотворение «Смерть полковника».
 Оно оканчивается так:
...
Утром рано в селе зазвонили.
Часовых уже нет на поляне,
Так как русские тут уже были.
К телу рыцаря шли поселяне.
 
Он на лавке покоился в мире, -
Крест в руке, в изголовье седёлко,
Рядом сабля его и двустволка.
Но у воина в строгом мундире
 
Облик нежный, - ему бы косынка.
Грудь девичья... Ах, это литвинка,
Это девушка в воинском платье -
Вождь повстанцев, Эмилия Плятер!

Перевод Семёна Кирсанова.
 

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/28/1225