Малоизвестные татарские разности - 615

Альтаф Гюльахмедов
Малоизвестные татарские разности – 615


***

Компиляции

***

‘’Ведь я татарка по маме’’

***

05.02.2014
Елена ФЕДОРЕНКО

Юлия Лежнева: «Мой прадед лечил Ленина»

Юлию Лежневу называют надеждой, вундеркиндом, сенсацией. Звездное жюри Конкурса Елены Образцовой еще в 2007-м решило, что юная певица — вокальный феномен, чудо-ребенок. Сегодня, к своим 24 годам, Юлия — победительница многих конкурсов, достигла международной известности, выступала в лучших залах мира, ее голос «ангельской чистоты» покорил Зальцбургский фестиваль.

А скоро ее сольным концертом «От барокко до Моцарта» с оркестром Musica Viva под управлением маэстро Александра Рудина откроется новый Международный фестиваль «Опера Априори». Он пройдет с февраля по июнь 2014 года в Большом зале Московской консерватории, представив меломанам пять уникальных концертов, имена и программы, редко или никогда ранее не звучавшие в столице России. В перерывах между репетициями Юлия Лежнева ответила на вопросы «Культуры».

культура:
Вы открываете «Оперу Априори» сольным концертом. Насколько он важен для Вас?

Лежнева:
Каждое выступление в Москве и Петербурге для меня событие особое — общение с самой любимой публикой, которая интеллигентна и в то же время очень эмоциональна. Фестиваль проводится впервые, и мне понравилась сама идея — составить программы из редко звучащих произведений. Мой особый интерес — концерт немецкого тенора Йонаса Кауфмана и пианиста Хельмута Дойча с камерной музыкой, очень хочу послушать в их исполнении «Зимний путь» Шуберта. Мне кажется, этот вечер станет настоящим украшением сезона — сейчас Кауфман находится на пике карьеры, он в невероятной вокальной форме. Когда я узнала, что на фестивале выступят еще Суми Чо и Стефани д’Устрак, то с радостью приняла приглашение участвовать в «Опере Априори».

культура:
Как Вы, девочка, родившаяся на далеком Сахалине, стали музыкантом с мировым именем?

Лежнева:
Думаю, помогли два обстоятельства: переезд нашей семьи в Москву (мне тогда было семь лет) и мамина инициатива отдать меня в музыкальную школу. Сначала в Южно-Сахалинске, а потом в столице — в школу имени Гречанинова. Я нахожусь в самом начале пути, нужно еще многому учиться.

культура:
Место определяет характер? Я знала уроженку Сахалина, замечательную мхатовскую артистку Елену Майорову, она была человеком целенаправленным, бескорыстным и умеющим удивляться. С гордостью говорила, что у нее сахалинский характер.

Лежнева:
Никогда об этом не задумывалась… Все мои друзья, живущие и сейчас на Сахалине, люди упорные, невероятно добрые и отзывчивые. Наверное, определенная сахалинская закалка есть и во мне. Еще я чувствую, как во мне «бурлят» разные крови. Ведь я татарка по маме, а в папе соединены русские и польско-литовские корни.

культура:
Увлекаетесь историей своих предков?

Лежнева: У нас удивительная родословная. Папа давно занимается изучением семейного генеалогического древа. Оказывается, в нашем роду семь поколений священников. Вообще, я должна была бы носить фамилию Попова. Мой дедушка по отцу Юрий Попов был сыном знаменитого врача-невропатолога, Николая Попова.

культура:
Который, если не ошибаюсь, лечил Ленина?

Лежнева:
В последний год жизни Ленина, когда его уже возили в коляске, прадед восстанавливал нарушенную речь вождя. Потом, после смерти Ленина, проводил исследования его мозга. В 1938-м прадеда расстреляли. Его жена, моя прабабушка, Идалия Антоновна Станкевич, долго думала, что он сослан в лагеря. От нее мне остались старинные носовые платочки и крошечные книжки для путевого досуга. На обложке одной из них — маленькое фото новорожденного дедушки.

культура:
Голос — инструмент сложный и непрогнозируемый. Его, как кларнет или скрипку, не купишь. Когда он у Вас появился?

Лежнева:
Я с раннего детства пела в хоре. Когда исполнилось 11 лет, то неожиданно — не только для мамы, но и для себя самой — стала пародировать оперных певцов, чьи выступления транслировались по телевизору. Вот тогда и решили, что нужно начать заниматься сольным пением.

Фото: ИТАР-ТАССкультура:
Примадонны старшего поколения говорят, что до двадцати лет серьезно учиться вокалу не стоит. А Вы в этом возрасте уже выступали на самых престижных сценах.

Лежнева:
Действительно, я запела очень рано. Благодарна Богу, что одарил меня способностью наслаждаться музыкой и петь. Стараюсь беречь этот дар: выступать относительно немного. Ограничение — основополагающее требование для молодого вокалиста, помимо правильно выбранного репертуара. Считаю, что певец всегда должен иметь право отменить выступление, если он чувствует, что не в состоянии в этот день петь. Сейчас многие театры планируют репертуар на 4–5, а то и на 6 лет вперед. Для них такая система подходит, но для певцов не всегда — голос меняется, трудно спрогнозировать свой аппарат. Сейчас непростое время — мир летит стремительно, а ведь тридцать лет назад один Паваротти знал свое расписание на перспективу, и то — только на год вперед.

культура:
Вас сравнивают с Чечилией Бартоли. Довелось встречаться с итальянской примадонной?

Лежнева:
С Чечилией мы виделись несколько раз. Впервые в 2009 году, когда я должна была петь на мастер-классе ее матери. Но, услышав мои записи, Чечилия пригласила меня к себе. Это было замечательно — помню, в Цюрихе стояла страшная августовская жара, невероятно счастливая Чечилия только вернулась из морского круиза (кажется, это был ее медовый месяц с мужем Оливером) — мы пели друг другу и общались несколько часов в домашней атмосфере. Затем виделись за кулисами после спектаклей в Зальцбурге. Получилось, что тогда мы пели две оперы Генделя. Я участвовала в «Тамерлане», где выступали Доминго, Мета, Фаджоли под управлением Марка Минковского, а Бартоли исполняла Клеопатру в «Юлии Цезаре» с Жарусски, Шоллем и дирижером Джованни Антонини. Замечательное время!

А про сопоставления я обычно забываю, запомнилось одно — немецкий критик сравнил мой голос с голосом Ирмгард Зефрид. Я не знала ее, а когда послушала, то была очарована — Зефрид стала для меня эталоном свежести и качества звучания. Это была величайшая певица, и Зальцбургский фестиваль невероятно ей обязан — она пела там около двух десятилетий подряд.

Фото: Markus Nassкультура: Появился у российской девочки в семье геофизиков голос — и отлично: в Отечестве много театров и концертных организаций. У Вас же сразу сложилась международная карьера. Как это получилось?

Лежнева:
Никогда не думала о карьере как таковой, тем более на Западе. Так случилось, что жизнь сама меня вела, а я потихоньку плыла по течению. Встретились несколько людей, которые мне помогли, среди них Кири Те Канава и Марк Минковский. Он с самого начала поверил в меня, услышав мою запись с арией Россини, которую я исполняла в финале конкурса Образцовой. Марк пригласил меня на первый европейский ангажемент — концерт с «Мессой си-минор» Баха — это была моя мечта, с детства любила ораториальную музыку. Затем Марк помог мне дебютировать в Зальцбурге. И еще какие-то события удачно совпали: выступление в Королевском Альберт Холле на церемонии «Classical Brit Awards» (вручение самой престижной британской награды в области классической музыки.— «Культура») и окончание обучения в Кардиффе, где меня услышали представители звукозаписывающей компании.

культура:
Вы — русская певица, и вдруг учеба в английском Кардиффе?

Лежнева:
Сначала я закончила колледж при Московской консерватории, где училась у Ирины Михайловны Журиной. Ей я безумно благодарна — она позволила мне исполнять музыку барокко, Россини, несмотря на программу, основанную по преимуществу на русском репертуаре. Потом решила поучиться за границей. Наиболее значительными были два года в Кардиффе под руководством Денниса О’Нейла. Он опекал меня, как отец: нашел учительницу английского языка, специально приглашал пианистов, знакомил со многими знаменитостями, которые были его друзьями и коллегами: Ричардом Бонингом, Джоном Фишером, Илеаной Котрубаш. Впервые в Кардиффе я почувствовала, что раскрепощаюсь, и c 2010 года начала активно совмещать учебу с гастролями.

культура:
Мне о Вас рассказывала много доброго Елена Васильевна Образцова. Как Вы встретились? Поддерживаете ли отношения?

Лежнева:
Общение и занятия с Еленой Васильевной оставляют сильнейшее впечатление. Кажется, она была шокирована, когда я исполнила арию из оперы Вивальди «Гризельда» на ее детском конкурсе. Она поверила в меня, дала мудрые советы по фразировке, произношению, музыкальным нюансам. Елена Васильевна обладает невероятной энергией, я все время жду новой встречи с этим невероятно светлым, жизнерадостным человеком и великой певицей.

культура:
Где Вы живете — в России или за границей?

Лежнева:
Полгода или чуть больше провожу за границей, остальное время в Москве или в Татарстане. Слушателей, наверное, больше всего в Германии, где неожиданно успешным оказался диск «Аллилуйя», Франции и Великобритании. В марте впервые собираюсь в Австралию, там сейчас невероятно развивается культура барочной музыки…






Анор Тукаева


Как некрещеная татарка спасала храм из «Калины красной»

***

По данным общества охраны памятников истории и культуры, каждый год Россия теряет примерно 200-300 деревянных и каменных храмов.

Храм Рождества Христова в селе Крохи¬но у Белого озера был затоплен при строительстве Волго-Балтийского канала в 1963 году.

По оценкам экспертов, к настоящему времени церковь уже должна была погибнуть.

Однако усилиями неравнодушных людей ситуация вокруг храма стала прецедентом.

...

Анор Тукаева закончила магистратуру Высшей школы экономики, работала там же. А еще интересовалась историей строительства Волго-Балтийского ка¬на¬ла, в ходе которого были затоплены тысячи деревень и сел.

Документальный фильм о том, как выселяли жителей и взрывали храмы в ходе строительства канала, потряс Анор в юности.
...
В 2009 году она увидела ее – церковь Рождества Христова, единственный в России храм на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балта.
...
Софья Стебловская





Тукаева Анор Рашитовна

***

27 февраля 2018

Учредитель и директор благотворительного фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино», общественный деятель, лауреат российских и международных наград в сфере культуры
• два высших образования по инженерной и гуманитарной специальностям;
• автор более 10 научных публикаций, в числе которых 2монографии истатьи в изданиях ВАК;
• более 6 лет опыта работы в сфере государственного и муниципального управления;
• более 10 лет опыта работы в социокультурных проектах
• значительный опыт лекционной и просветительской работы, включая открытые лекции в МАрхИ, высших и средних образовательных учреждениях, а также в рамках Летней
образовательной программы ВДНХ;
• инициатор и руководитель проектов по содействию развитию социально ориентированных
некоммерческих организаций, работающих в сфере сохранения культурного наследия,
получивший государственную поддержку;
• инициатор ряда встреч с участием министра культуры и других представителей
профильного федерального министерства, повлекших положительные изменения правоприменительной практики по вопросам сохранения объектов культурного наследия;
• организатор и спикер экспертных мероприятий в сфере благотворительности, добровольчества, культуры и сохранения наследия (спикер итогового форума «Сообщество» и всероссийского форума «Российское село», ежегодных всероссийских съездов градозащитников России, инициатор и спикер слушаний в Общественной палате
Российской Федерации, участник встреч в формате «Час с министром», заседаний Общественного совета при Минкульте РФ, спикер семинаров и круглых столов в Культурном центре НИУ ВШЭ, «Школе наследия», резиденции ВООПИиК, Российскоминституте стратегических исследований и др.);
• основные сферы интересов: социокультурные проекты в малых городах и сёлах, развитие
добровольчества и благотворительности в сфере сохранению культурного наследия.
Профессиональные достижения:
2018.02 – диплом лауреата Международной премии «За верность призванию»,
учрежденной Императорским Православным Палестинским Обществом.
2017.12 – диплом номинанта премии «Золотая Вышка» в номинации «Успех выпускника»
среди выдающихся выпускников НИУ ВШЭ, достигших успехов в сфере общественнойдеятельности.
2017.05 – диплом лауреата Национальной премии «Культурное наследие».
2016.12 – диплом номинанта Национальной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие».
2016.11 – диплом номинанта ежегодной премии в области гражданской активности «Я – гражданин!» в номинации «Культура».
2016.05 – диплом лауреата международной общественной Премии им. А.И. Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России».
2015.05 – именная статуэтка победителя открытого голосования международного конкурса «I Sustain Beauty» («Я сохраняю Красоту») в номинации «Художественная красота».
2008.06 – грамота по программе «Российские интеллектуальные ресурсы» за лучшие достижения в учебе и науке в 2008 году.
Профессиональная биография:
в 2006 году закончила обучение на факультете Кибернетики Московского Государственного Института Радиотехники, Электроники и Автоматики (Технический Университет).
в 2008 году – закончила обучение на факультете Государственного и муниципального управления Государственного Университета - Высшей Школы Экономик (магистр менеджмента).
в 2009 году – закончила обучение в Аспирантуре Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, на факультете Государственного и муниципального управления.
с 2006 года по 2010 год – социолог и научный сотрудник Лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ.
с 2008 года по 2014 год – эксперт Отдела организации государственного и муниципального управления Аудиторско-консультационной группы «Развитие Бизнес Систем».
с 2009 года по н.в. - директор Благотворительного фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино», руководитель и куратор культурных проектов фонда.

https://icrt-russia.ru/experts/tukaeva-anor-rashitovna/