Отзыв-рецензия на фильм Аэронавты

Анна Иванова
Отзыв-рецензия на фильм «Аэронавты», (английский режиссер Том Харпер -Tom Harper, английский композитор Стивен Прайс -Steven Price), вышедший осенью 2019

Фильм, вышел под следующим анонсом: «Богатая молодая англичанка, увлеченная управлением воздушных шаров, и исследователь-метеоролог, готовый на все, чтобы совершить научный прорыв. Судьбой им предназначено взлететь выше, чем кто-то либо». 

Я была очарована идеей, но совершенно очевидно ожидала увидеть легкую романтическую историю, в меру правдоподобную, но изысканно красивую, но, главное, в английском стиле, т.е. созданную с безупречным вкусом. И действительно чувством меры, художественным вкусом, правдоподобностью фильм даже превзошел все ожидания. Также, как реальная жизнь порой больше похожа на сказку, чем самый изощренный вымысел, она полнее, интереснее, красивее, потому что это живая история, а не выдуманная. А научные достижения  более захватывают воображение, чем фантастические сюжеты. Как однажды сказал писатель- фантаст Станислав Лем, настоящая фантастика – это наука.

Так и этот фильм рассказывает лишь об одном эпизоде из жизни двух выдающихся исследователей. Это настоящие романтики неба -  ученый, стоявший у истоков самой науки метеорологии Джеймс Глейшер и первая женщина-воздухоплаватель отважная Софи Бланшар.

 Фильм основан на реальных событиях, рассказывает о подъеме на воздушном шаре, который в 1860 году побил все рекорды высоты и поднялся на 9000 м.  Единственное отступление от реальной истории–то, что этот полет совершил Джеймс Глейшер вместе с другом и напарником Генри Коксвеллом. А в фильме роль друга отдана вымышленному персонажу Амелии, прототипом которой послужила, как раз, Софи Бланшар, первая женщина-аэронавт.
Фильм идеальный в плане режиссуры, все продумано, выверено до мельчайших деталей-каждый жест, каждая реплика на своем месте, уместна и звучит достоверно. 

Кроме того в нем целая серия достоинств. Во-первых, красивый литературный английский язык, а не его американский вариант. 
Во-вторых, великолепные виды. Полет на воздушном шаре – само по себе захватывающее зрелище, даже если мы, глядя из 21 века, привыкшие к авиаперелетам, небо вблизи видели не раз, но воздушный шар – это все равно другие ощущения. Все сцены неба просто изумительны и по красоте, и по переживаниям, волнением за героев, когда налетает гроза или когда они, в своем стремлении к познанию, поднимаются все выше и выше, рискуя жизнью.
Удивительно и то, что все, показанное в фильме, все невероятные события, происходили в свое время наяву.  Я не поленилась поинтересоваться личностями героев, и была потрясена историями их жизней, скорее похожей на подвиг, чем на приключение. Глейшер – английский метеоролог и аэронавт, несмотря на многочисленный риск, прожил долгую жизнь, 93 года. Именно благодаря его исследованиям, метеорология и стала действительно наукой. Он не только лично проводил многочисленные наблюдения за погодой, поднимаясь на воздушных шарах, но и оформил все свои открытия в систему, создал первые гидрометрические таблицы, помогающие предсказывать течение ветров и изменения погоды. Во время этого рекордного полета, показанного в фильме, поднялся на высоту 9000 метров, рискуя жизнью, потерял сознание от разреженного вдвое давления и понижения температуры до -12 градусов.

Софи Бланшар после трагической гибели мужа – аэронавта, которому была соратницей в совместных полетах, долго не могла оправиться, но потом сама стала подниматься в небо, часто тоже рискуя жизнью  - несколько раз теряла сознание из-за низких температур, однажды чуть не утонула в болоте при неудачном приземлении.
Всего она совершила 67 полетов, часть из них по заказу Наполеона Бонапарта, который плененный ее храбростью и красотой, назначил ее аэронавтом всех официальных мероприятий. Современники писали, что по натуре она была тонкой душевной организации, ранима, даже пуглива, боялась громких звуков и поездок на каретах, но при этом совершенно преображалась в воздухе, словно попадала в свою стихию.

В небе была бесстрашна, стремилась полететь все выше и дальше, при этом проводила разные опыты и эксперименты. То проверяла, как работают парашюты, спуская на них щенков, то проводила всю ночь в воздухе, ночуя в воздушном шаре и проверяя выносливость организма, то устраивала почти цирковые представления на праздниках, запуская из воздушного шара фейерверки.
 Ее жизнь была полна отчаянных приключений. Однажды, по заказу Наполеона, она даже пересекла Альпы, пролетев на воздушном шаре из Франции в Италию. При этом чуть не погибла, от холода у нее кровь шла из носа и были сильно отморожены руки. Отчаянная маленькая женщина, первая женщина-пилот собственного воздушного шара, однажды, действительно, поднялась выше грозовой тучи, чтобы избежать шторма, при этом поднялась так высоко, что от разреженного воздуха потеряла сознание.

Удивительно точно в фильме воссозданы все эти детали – и подъем выше тучи, и цирковые номера, и отвага, граничащая с безрассудством. Но при этом зритель понимает, что именно так, благодаря энтузиазму, героизму, отваге нескольких безумцев и создавалась настоящая наука, и совершались открытия.
Софи Бланшар трагически погибла всего в 41 год. Обидно не только потому, что так рано, но жаль, что так нелепо. Ее 67-ой показательный полет оказался последним. В этот раз ее воздушный шар был заполнен водородом, и дул сильный ветер. Для увеселения публики она должна была запускать фейерверк, подбрасывать бенгальские огни, и шар загорелся, она очень неудачно приземлилась на крышу и разбилась при падении.
 
 В фильме режиссер соединяет судьбы этих двух первооткрывателей, и это, в целом, оправдано, т.к. все исследования неба и начинались с героических  поступков ученых и исследователей. А с 1820-х годов началась целая эпоха подъема на воздушных шарах, и по тем временам это был такой же вызов небу и прорыв в науке, как в 20-м веке первый полет в космос. Столько же энтузиазма, ликования народа, удивления ученых и недоверия в официальной науке.
Мечта молодого ученого предсказывать погоду по тем временам казалась неслыханной дерзостью, в Британской Академии наук жестко высмеяли саму идею наблюдения за погодой, не говоря уже о финансировании проекта. Амели, молодая вдова, едва оправившись из-за затяжной депрессии после трагической гибели мужа, сначала наотрез отказывается подниматься снова в небо, но затем находит в себе силы и мужество не только поддержать фантастичный проект, но и создает для этого предприятия свой воздушный шар. 

Благодаря режиссеру, внимательному не только к истории, но и к воссозданию психологического соответствия героев, фильму удалось не опуститься до простой романтической истории, как бы правдоподобна она не казалась. Он хорош как раз своей реалистичностью, ведь жизнь этих двоих была сама, как захватывающий фильм.

Великолепна игра актеров (Эдди Редмейн- Eddie Redmayne и Фелисити Джонс- Felicity Jones), их герои убедительны и достоверны, им веришь. Веришь его горению идеей и нетерпению воплотить свою мечту, веришь ее горю и сомнениям, нужно ли пускаться в новое рискованное приключение. Убедительна его чисто британская сдержанность и скромность, на фоне которой таким ярким становится восторг человека, поднявшегося впервые в мире выше облаков и увидевшего красоту земли сверху!
Красота, действительно, необыкновенная – и сверкающих внизу огней большого города, Лондона, и летящих по ветру белых, пушистых облаков, и даже угрожающей черной грозовой тучи.

Еще больше изумляет героизм девушки, совершившей невообразимое – высоко над землей карабкаться вверх по воздушному шару, забраться на самую его макушку, чтобы открыть клапан и спасти жизнь другу!
Но вся ее жизнь была таким подвигом, да и вся эпоха осуществления первых полетов даже сейчас кажется полной романтики и отваги. И если бы не эта глубокая преданность идеалам таких настоящих романтиков, не на словах, а на деле, то прогресс и огромный прорыв в науке и технике в 19-м веке не был бы таким стремительным.

 И по моему мнению, эти первооткрыватели Неба заслуживают еще большей памяти, больше захватывающих книг и красивых фильмов. Здесь целый простор для творчества!

Таких фильмов, как «Аэронавты», в котором удачно сочетается романтизм эпохи и признание заслуг ученых и аэронавтов, а также очень трепетное отношение к истории, с передачей даже психологической точности в создании характеров. Без слащавости, без преувеличений, в целом, это прекрасная работа.
Больше бы таких фильмов – ярких, поэтичных, красивых, позитивных и удивительно реальных.

Декабрь 2019
Анна Кшишевска Иванова