Белые дороги России

Тара-Роуз Уилаби
Путешествие в Новый год.

  Наше путешествие началось с легкого снегопада в Москве. Предстоящая поездка волновала и будоражила. Россия - захватывающая, прекрасная страна с удивительной природой и очень древней историей.
  Наша группа состояла из 24 человек, включая гида, очень милую и приятную женщину, и шофера. Снаружи экскурсионного автобуса все еще было темно, хотя приближалось к семи утра. Зимой в Москве ночи длятся по 12-15 часов. Людей, непривычных к долгим зимним ночам, это очень нервирует. Моя мечта - увидеть белые ночи в Санкт-Петербурге. Но, к сожалению, летом - в разгар туристического сезона в Болгарии - я не имею возможности посетить этот прекрасный город на Неве.
  Большую часть пути экскурсовод рассказывала нам историю Московской области или как ее называли в царское время - Московской губернии. Повествование было увлекательным, и я почти не заметила, как мы добрались до нашей первой остановки. В поле, запорошенном снегом, находились небольшой придорожный магазинчик с кафетерием для желающих подкрепиться, стоянка автобусов и автомобилей и две бензоколонки.
  Кроме нас здесь остановился автобус с туристами из Белоруссии. И вся эта масса невыспавшихся людей устремилась в магазинчик, где выстроилась длинная очередь перед дверью единственного туалета. Желающих позавтракать почти не было.
  Снег прекратился, все вокруг покрылось белой пеленой. Ледяной ветер щипал щеки, и мама-Елена пошутила, что с красным носом я похожа на Рудольфа, одного из девяти оленей в упряжке Санта Клауса.
  После небольшого отдыха мы отправились в первый город нашего путешествия – Калугу, расположенного в 190 километрах к югу от Москвы. Калуга – один из городов, основанный еще во времена древнерусских княжеств. Город встретил нас в равной степени бледным солнечным светом и таянием снега.
   Калуга - город Космоса. Здесь в начале двадцатого века жил и преподавал Константин Эдуардович Циолковский, по мнению россиян, - отец космических технологий.
   Имевший дворянское происхождение К. Э. Циолковский получил хорошее образование и строгое дворянское воспитание, что, однако, не помешало ему мечтать, глядя на звезды. Благодаря этому отважному мечтателю, современники которого считали фантазером, люди теперь строят космические корабли, отправляют ракеты к другим планетам. Разработки К. Э. Циолковского позволили Главному конструктору С. П. Королеву создать первый космический корабль и отправить первого человека в космос.
   Калуга - город тихий и спокойный, в нем ощущается атмосфера вечности, как будто вы находитесь в месте, где отсутствует время.
   Наша экскурсия предусматривала посещение Музея истории космонавтики. Мне было любопытно, как космическая отрасль развивалась на протяжении многих лет.
   В музее было шумно. Кроме нас здесь находились еще три группы, включая курсантов Военной академии. Рассказ экскурсовода был немного сух и наполнен научными терминами. Вскоре мне стало скучно, и я решила самостоятельно изучать экспозицию, тем более, что к каждому экспонату прилагался развернутый пояснительный текст.
   С одной из витрин мне улыбался первый космонавт в мире - Юрий Гагарин. Я смотрела на портрет этого знаменитого человека и думала о том, насколько велика русская земля. Она рождала, рождает и будет рождать героев на все времена.
   Мы покинули Калугу в конце дня. В воздухе парили синие вечерние сумерки. Я задумчиво смотрела в окно автобуса на заснеженные поля, которые простирались, как бесконечный белый океан. Калуга необычный город. Это и город будущего, где Космос раскрывает свои вековые тайны, и, одновременно, место, где ощущается дух древней Руси, где еще хранят исконно человеческие ценности
   В следующей город Тулу мы прибыли вскоре после захода солнца. Город встретил нас большим количеством огней, музыки и веселья. Украшенный сверкающими гирляндами он был похож на Новогоднюю сказку. Самое большое впечатление на меня произвел декор, напоминающий огромную медаль «За отвагу». Наш экскурсовод пояснила, что Тула получила право размещать подобное украшение после того, как получила звание Города-героя. Я с восхищением слушала рассказ экскурсовода об ожесточенных боях, проходивших вокруг города в дни битвы под Москвой в 1941 году. Две долгих недели Тула защищала подступы к столице с юга, сковав две вражеские армии. Здесь враг не прошел.
   После того как нас поселили в отеле в центре города, мы отправились на ужин в Большой Кремлевский ресторан. Я была удивлена, узнав, что Кремль есть не только в Москве. Чуть позже мне рассказали, что в древности каждый город, являвшийся столицей отдельного русского княжества или административного центра, имел свой Кремль, где жили представители светской и церковной власти.
   После ужина мы прогулялись по праздничному базару в центре Тулы. Он значительно меньше, чем на Красной площади в Москве, но Тула - не Москва, хотя очень похожа.
   Над базаром носился сладкий аромат чая и пряников. Для русских тульские пряники - необыкновенное лакомство. Тула - единственный город, в котором этот рождественский пирог готовят по старинному рецепту. По традиции пряники пекут с яблочным мармеладом, но сейчас их делают с любым фруктовым или ягодным вареньем. Я купила несколько видов. Мне очень понравился тот, который был с вишней. Достаточно кусочка пряника и стакана Иван-чая - и попадаешь в рай.
   Смех людей смешивался с музыкой из аттракционов и новогодними детскими песнями с эстрады.
   В гостиничный номер мы вернулись поздно, но долго не могли уснуть из-за впечатлений от прекрасной Тулы.
  На следующее утро я встала вместе с солнцем. Никак не могла дождаться продолжения путешествия.
   «Ясная поляна» находится в 14 км от Тулы. Здесь среди нетронутой природы, расположенной на невысоких холмах, находится особняк Льва Толстого. Ночью выпал снег, и теперь он скрипел под моими ногами.
   Я почти не слушала, что нам рассказывала девушка-экскурсовод. Мысль о том, что я нахожусь в усадьбе, где был написан бессмертный роман «Война и мир», наполнила меня особым чувством. В отличие от А. С. Пушкина Л. Н. Толстой был домоседом. Он не любил шум светских собраний, предпочитал тишину семейного уюта. Я читала роман несколько раз и на болгарском, и на русском, но только сейчас поняла смысл. Через описание персонажей писатель рассказал о своей семье, о нравах тогдашнего общества Царской России.
   В особняке нас ждал сюрприз. После прогулки по парку мы посетили домик кучера, где нас встретила хозяйка, одетая в народный костюм. После обычного приветствия и поклона она пригласила всех зайти внутрь. Какое наслаждение пить горячий чай с пирожками и слушать рассказы о деревенской жизни в далеком прошлом!
   После обеда в тульском ресторане мы направились в Музей оружия. Тула - город, в котором оружейное мастерство превратилось в индустриальную отрасль благодаря оружейнику Никите Демидову, памятник которому установлен перед входом в музей.
Музей оружия, действительно, захватывающее место. Здесь можно увидеть все - от вооружения античного воина до реактивных установок наших дней. Я была немного разочарована, узнав, что в музее нет "Катюши" – легендарного миномета времен Великой Отечественной войны. А так хотелось ее увидеть!
   В Музее имеются несколько виртуальных залов, где посетители могут пилотировать военным вертолетом над пустыней Мохаве, или управлять подводной лодкой в боевых условиях, или просто пострелять из автомата Калашникова.
К сожалению, время поджимало нас, и я не могла воспользоваться этой уникальной возможностью. Мое разочарование быстро испарилось, когда гид подвела нас к заключительному этапу тура. Тяжелые ракеты, танки, бронетранспортеры – все это стояло во дворе Музея под открытым небом. Я пришла в восторг от младшего брата «Катюши» - реактивной системы залпового огня «Смерч».
   Мы покидали Тулу в сумерках. Я молча смотрела в окно автобуса: город покорил меня своим величием. Тула, действительно, заслужила звание Города-героя. Я мысленно пообещала себе, что когда-нибудь снова побываю в Туле и полностью погружусь в ее мистичность.
   Последнее место нашего путешествия - Рязань. Мы приехали в город поздно вечером и сразу заселились в отель. В программу следующего дня входило посещение Константинова, место рождения великого русского поэта Сергея Есенина, и обзорная прогулка по Рязани.
   В России есть одна очень интересная традиция: каждый год выбирается город в качестве Новогодней столицы. Русские любят шутить, что Россия настолько велика, что ей нужны три столицы.
   Хотя Рязань и была выбрана в качестве новогодней столицы, она встретила нас меланхолией и серыми облаками. Несмотря на щедрое украшение, город выглядел тихим и унылым.
  Здесь бытует пословица: в Рязани грибы с глазами - их едят, а они глядят. Эта пословица появилась в глубокой древности, когда Рязань являлась пограничным городом, а селянам было категорически запрещено собирать грибы, росшие в изобилии в сосновых лесах. По сбитым шляпкам пограничные посты определяли, кто проник на территорию княжества.
   После визита в Рязанский Кремль мы вернулись в автобус и направились в Константиново.
   Село находится в 43 км от Рязани. Сейчас это маленькая деревня, погруженная в тишину, самое подходящее место для творчества. И я случайно спросила себя, а сколько здесь будет стоить дом?
   Наш визит предусматривал посещение родного дома Сергея Есенина и двора, где возвышается двухметровый памятник поэту. В отличие от других писателей, Есенин родился бедной крестьянской семьей.
   Дальше наш путь лежал в земскую школу, которую окончил поэт с Похвальным листом. Есенин не был самым послушным и прилежным учеником. Ему приходилась по два года сидеть в одном классе.
   Напротив здания школы располагается усадьба купца Ивана Кулакова. Здесь поэт бывал частым гостем: хозяйка усадьбы Лидия Кулакова в замужестве Кашина являлась горячей поклонницей поэтического творчества Сергея Александровича.
   Когда мы покинули Костантиново, наступила ночь. Я глядела в окно автобуса, а мои мысли летели вперед в прекрасную Москву. Я уже скучала по шумному городу. Всю дорогу размышляла о том, что услышала и увидела в этой поездке. И с каждой мыслью мне становилось яснее, как велика Россия!
Земля Бога.
Земля, родившая и продолжающая рождать ученых, инженеров-строителей.
Земля героев.
Земля, сохранившая истинные, исконно человеческие ценности.