Ночное небо Токио

Людмила Куликова-Хынку
(О японском фильме режиссера Юа Исии.2017 г.   Оригинальное название на английском - "The Tokyo night sky is always the densest shade of blue".)


Японское кино не смотрела давно. Со времен «Легенды о Нараяме». Но это было в конце 80-х.
Было интересно, что же представляет кинематограф современный. Тем более, появилась возможность. В кишиневском кинотеатре «Одеон» проходит фестиваль японского кино.

Действие фильма «НОЧНОЕ НЕБО ТОКИО» происходит, конечно, в Токио.
Трудно представить, что это грандиозное детище современной цивилизации некогда было небольшим рыбацким поселком. Какими только превосходными эпитетами ни описывают мегаполис: безопасный, процветающий, креативный. Восставший из пепла после Великого землетрясения и бомбежек американской авиации в конце Второй мировой войны. Город, где исполняются мечты и живут бок о бок люди самого разного социального происхождения; где нет преград новым творческим идеям, технологиям, процветает торговля и вездесущая реклама – ее вечный двигатель.


Но в фильме Токио – другой. Не фасадный, а изнутри. Не площадь перед старинным храмом, где толпятся туристы, а строительная площадка, где господствует ручной труд. Тяжелый и опасный. Не роскошные апартаменты с панорамными окнами и минималистичным интерьером, а крохотные заставленные комнаты в общежитиях для одиноких мужчин и женщин.

Монстр цивилизации, который охлаждает души, забирает здоровье и уносит жизни. В час пик превращает людей в безликую человеческую массу. У входа в метро раздается звонкий голос девушки-барда. Ее никто не слушает.


Внезапная смерть от переработки – обычное явление.  Так случилось с молодым парнем, чернорабочим на стройке. А его немолодой коллега «сорвал спину». Босс уволил его сразу после курса реабилитации. Ведь даже один слабый винтик запущенного механизма мог привести к cбою всей системы.  Управляющий поблагодарил за труд. Вежливо и с поклоном предложил подписать необходимые бумаги.

Невидимая нить соединяет город и его жителей. В них город черпает свою силу, платя благами цивилизации, надеждой или разочарованием. Но и блага цивилизации требуют фидбэка.


Деньги – все, что нужно, чтобы выжить. И платить по счетам. Их много: вода, электричество, аренда жилья. Пожилой одинокий мужчина умирает в своей каморке от теплового перегрева. Комфорт с включенным кондиционером для него был бы слишком дорог.

Мика, девушка из провинции, как и многие другие, попадает под жернов мегаполиса. Она работает няней в токийской больнице и видит смерть каждый день. Сама пережившая в детстве уход матери, девушка с трудом переносит страшные больничные будни. Душа ее наполняется предчувствием. Тяжелым.  Она уходит в себя, но подспудно ищет контакта с другим существом, способным не только слышать, как черепашка в ее домашнем террариуме, но слушать, понимать и отвечать.

После окончания дневной больничной смены Мика подрабатывает барменом в ночном баре. 
Шумные разговоры, шутки, караоке. Посетители, уставшие от работы и социальной динамики, поглощают с аппетитом рис, пьют саке и пиво. Расслабляются, чтобы утром вновь стать винтиками слаженного механизма. Кто-то ищет девушку на одну ночь, а кто-то – любовь всей жизни.

Здесь Мика встречает  Синджи. Он работает на стройке. Перенес производственную травму, потерю друга. Он садится отдельно. В переполненном баре видит пустоту, а его душа наполнена ожиданием.
 
Никакой love story.  Или love story (в ее привычном представлении) не состоялась.
Есть предчувствие любви. Вернее, та близость душ, когда два человека просто сидят рядом, смотрят на ночное небо и чувствуют единение. Это совсем не похоже на ночь, проведенную в одной постели, когда чувств нет. Или, когда двое странно встречаются, проводят девять с половиной недель и легко расстаются.

Это то, что не отталкивает, а сближает. Не проходит до конца, живет внутри обоих. Заставляет предчувствовать в унисон. И предвкушать добро. Даже в том случае, когда доброе предчувствие не оправдано. И раздаются подземные толчки. Но остается надежда. Потому что даже в черно-лиловом небе есть яркие голубые блики.

Современная драма на фоне великолепного неба ночного Токио.


P.S. В холле кинотеатра было несколько японцев из посольства. Они улыбались и вежливо кланялись, приветствуя входящих зрителей.
При выходе из зала остался один из них, он также, провожая взглядом уходящих зрителей, слегка кланялся. Народ, как правило, не реагировал. Это не значит, что он не был благодарен. Просто другая в стране культура. Более суровая или сдержанная. В общем, другая.
Кстати, зал был заполнен где-то наполовину. Возможно, из-за отсутствия титров на русском языке (только на английском и румынском), а может быть, потому что был будний день.