Алтан Сэргэ

Венера Петрова
Алтан Сэргэ

Я не фотогенична, потому дорожу редкими удавшимися кадрами. А на этом фото я даже без макияжа. Фотограф, остановивший это мгновение, потом гордился моим же портретом, мне самой не очень нравится. Но фото обрамлено, все привыкли к нему на книжной полке, что я не решаюсь менять его на какой-нибудь другой. Помню, Валентина подарила мой портрет мне же в день моего рождения. И пылится портрет уже целых двадцать лет! Даже не верится. Одно утешает - годы идут, а мы не меняемся. Не случайно, я в одно время выбрала себе ник – Ветер. Этим все сказано. Какой была я ветряной, такой и осталась… А Валентина? С тех пор тоже мало что изменилось, разве что у нее внуков прибавилось. И дети все устроены. Ее богатство – это ее дети. Благодарные, благополучные. В то время, когда амбициозный фотограф ловил момент и поймал удачу в моем лице, она была для других ходячей проблемой. Вдова с пятью детьми, без прописки, жилья, работы и абсолютно никаких перспектив, а радуется жизни! И откуда она черпала силы и веру в лучшее завтра? Проблема, обрамленная позитивом – вот кем она была. Потому, потихоньку все проблемы рассосались, дети устроились, и сама вроде нашла свое женское счастье.
Валентина – редкостный оптимист. Ее рецепт счастья прост. Она любит жизнь, умеет радоваться малому. Слишком наивна, но и это для нее плюс. Не усложняя и без того непростую жизнь, она верит в лучшее. Не только для себя, для своих близких, но и для всех остальных. Умеет радоваться за других. Как никто другой умеет утешать в трудную минуту, поддерживает, чем может. С ней легко и ей живется легко и радостно.
Она так и не нажила ничего. Нет своего угла, пенсия, как у всех. Зато каждое вкусное блюдо, отведанное в гостях, событие и приятное воспоминание. Сапожки, приобретенные на распродаже – большая удача. И она сама – лакомый кусочек для других. Ее простотой и наивностью пользуются все, кому не лень. Она может угодить в любую пирамиду, аферу. Сетевики жаждут вовлечь ее в свои сети. Ее вера в людей не раз подводила, но она не иссякает. Ее оптимизмом пользуются в основном нигилисты, но Валентина и не думает меняться.
Ее внутренняя батарейка заряжается, бог знает чем. Ее жизненная энергия подпитывает теперь и так называемого мужа. В шутку Валентина называет себя Алтан Сэргэ (священная для саха медная коновязь). Старик целыми днями вьется вокруг нее.
- Так загладит, что скоро отполирует тебя, как китайского божка, - я, шутя-любя.
Встретившись с Валентиной на улице, соглашаюсь зайти к ней на чай. Открывает дверь сияющий старик, увидев меня, тут же меняется в лице.
- Хотел прислониться к Алтан Сэргэ, а не тут-то было, - комментирует Валентина.
Да, старик меня не любит. Он считает, что я плохо влияю на Алтан Сэргэ.
- Вот увидишь, угодишь ты с ней в плохую компанию, познакомит с молодыми парнями… - ворчит старик.
Какие, спрашивается, молодые парни? Они вряд ли согласятся поиграть с нами в Алтан Сэргэ, подпитывать нас хоть иногда своим молодым задором. Да и постарше вряд ли кто согласится заняться благотворительностью, как Валентина.
Так что старик зря обижается, что я занимаю его Алтан Сэргэ. Останется и для него кое-что, энергии у Сэргэ, видать, много.
- Как прихожу с работы, начинает суетиться вокруг меня, гладить… Это начинает утомлять. Чувствую себя опустошенной.
Ей-то заряжаться не у кого, а старику все мало.
- Зато я сыта, обута, одета. Есть крыша над головой.
Пенсию свою она отправляет младшей дочери, которая и учится, и замуж успела выскочить, и ребенка родить.
- Если отправленного не хватает, они говорят, что памперсы закончились. Для любимого внука ничего не жалко, они этим и пользуются…
Алтан Сэргэ и материально подпитывает.
- Свои дети уже не совсем твои дети. У дочерей мужья, у сыновей жены, а внуки – это другое дело.
О своих внуках она готова говорить часами. Со стариком об этом не поговоришь, он ревнует свое сэргэ к ее детям и внукам.
- Ты все помогаешь, куска недоедаешь, а им до тебя дела нет.
По его мнению, Валентина некий благотворительный фонд, обязанный помогать всем. А он кто? Почетный попечитель этого фонда. Еще неизвестно, кто кого и чем подпитывает. Даже добро имеет свою цену…
Благотворительный фонд «Алтан Сэргэ» на сегодняшний день процветает. Даже мне перепало – накормила меня Валентина, чем бог дал. Пожалела Ветра, советов на дорогу дала море. Не нуждаюсь я в советах, а за хлеб да соль благодарствую. Не буду долго занимать Алтан Сэргэ, пора старику энергетический сеанс принимать.
Добро – порой тяжелое бремя. Быть Алтан Сэргэ – обязанность в тягость. Хоть ветер в голове у меня, я в себе на уме. И в 25 лет, запечатленных в портрете, подаренном Алтан Сэргэ, и сейчас в 45. Но я это я, а благотворительный фонд Алтан Сэргэ живет по другим законам. Каждому свое.