Збарсология и Татьянин День

Виталий Голышев
   У всех у нас - ностальгия по дням вчерашним, милому
сердцу студенчеству. И здесь особенно памятен всем
нам Татьянин День. "Свалена" трудная зимняя сессия и
ты свободен, как... слеза в полёте, а впереди, УРА,
долгожданные каникулы!..

   Вот и дочь моя, Збарская Ольга Витальевна, решила не
изменять традициям филолога и "выстрелила" собственным
диферамбом в адрес отечественному студенчеству.

   Оцените:

   "Мои студенческие годы пришлись на рубеж 80-90-х. Поступала в пед я в 1988-м как будто в одной стране, а выпустилась в 1993-м – в другой (по сути так оно и было). Как будто целая отдельная жизнь прошла за эти 5 лет!

   На филфак в хабаровском педе тогда набирали огромный поток – 150 человек. Конкурс был невеликий (если был вообще), но у меня по привычке перед экзаменами дрожали коленки. При этом я, девочка-отличница с медалью, могла сдать профилирующий экзамен на 5 - и всё.

   Так и произошло. На объединенном устном экзамене по русскому и литературе мне попались корни с чередованием в первом вопросе и «Разгром» Фадеева во втором. Что могло быть легче? Меня зачислили, и пока мои будущие однокурсницы пыхтели над сочинением и инглишем, я хорошо проводила лето: сделала на свои рыжие лохмы химку а-ля Анджела Дэвис, сшила себе джинсовую мини-юбку и гоняла на гала-концерты на стадионе, мода на которые только-только пошла.

   Потом мы поехали в колхоз. Колхоз был два года подряд: на абитуре и на втором курсе. Среди воспоминаний о мешках с картохой, которые мы собирали и утрясали, есть и вот какие. Дождливый день, мы освобождены от грядок, молодые, смешливые и энергичные, развлекаем себя тем, что троллим (тогда еще не было такого слова) докторов из медпункта. Ну как докторов? Это были молодые парни – наверное, старшекурсники из меда. Мы с девчонками объединялись парами: одна повыше, другая пониже, и делали заходы к этим «докторам» с разными жалобами. Одевались при этом одинаково, так что на третий заход у парней (которые тоже, надо думать, себя чем-то развлекали) возник справедливый вопрос:
- А вы же у нас уже сегодня были?

   Из-за дождливой и холодной погоды у меня разыгрался бронхит. В один из «негрядочных» дней мы пошли делегацией к нашему декану Петру Иванычу с просьбой отпустить нас в город. Он отпустил («но только тихонько, чтобы вас никто не застукал!»), и мы на каких-то попутках отправились домой. За полдня дома я отоспалась, отъелась и подлечилась, в том числе «Букетом Молдавии», который в то лето мы с родителями привезли из Кишинёва. Наутро была уже в колхозе, с тёплыми вещами и поздоровевшая, как огурчик.

   Конечно, ночами мы гадали и вызывали духов с помощью свечи и блюдца. Рассказы о том, как к кому-то приходил Пушкин и страшно матерился, не давали нам покоя. С Пушкиным особенно хотелось пообщаться, а еще с Есениным, мы же филологи. К нам никто не приходил, не матерился и стихов не читал, но было весело.

   В октябре началось!.. Стало понятно, что студенческая жизнь совсем не похожа на школьную. В первую очередь тем, что не надо каждый день делать уроки. Но и тем, что когда их все-таки надо делать – пласты материала приходится поднимать огромные. Поначалу я честно пыталась успеть все. Но потом забила (девочка-отличница!). На экзамен по древнерусской литературе и вовсе написала шпаргалку-гармошку, ибо невозможно было запомнить все эти многочисленные «жития». Профессор Красноштанов, всегда такой добродушный, на экзамене вдруг стал жутко строг. Но мы все сдали.

   На первом курсе было ощущение, что мы учим только историю КПСС. Семинары по этому предмету были ужасом. Мы пытались угадать настроение препода по цвету его рубашки: если он в голубой – жить можно. Но если в черной – туши свет, бросай гранату, сегодня всем достанется! К весне он как-то выделил меня и предложил написать доклад по теме «Молодежь и перестройка» к студенческой научной конференции. И я, дурочка, взвалила на себя труд таскаться во все залы периодики, какие были в Хабаровске, чтобы собрать материал. Собрала, написала, выступила. Получила плюс в карму от препода.

   Когда начались всяческие литературы (филфак!), стало ясно, что читать ВСЁ нереально. Мы делили между собой весь массив положенного чтения, добросовестно читали каждый свою пайку, а потом рассказывали друг другу. Так и выжили.

   На первом курсе все дружно влюбились в психологиню. На первом же занятии она сказала:
   - Учебники можете сдать в библиотеку. Учиться будем по первоисточникам.
Но это прибавило нам чтения. К тому же общая психология с ее теоретическими выкладками про психические процессы мало была похожа на то, что можно вот сейчас взять и применить к реальным живым людям. Мы все равно немного скучали. И с некоторым снобизмом выделяли для себя как основные – литературу и русский, все остальное было «обслуживающими» специальностями.

   Педагогику мне посчастливилось осваивать у Л.Н. Куликовой. Увы, только много позже я узнала, что Лидия Николаевна была величиной в науке! Если бы тогда мне было дано знать, как сложится мой профессиональный путь, я бы прицепилась к ней на все 5 лет вуза и дольше, просилась бы писать у нее курсачи доклады на конференции. Но на тот момент педагогика была для меня одной из обязательных для педа, но скучных наук, гораздо скучнее литературы. А Лидия Николаевна запомнилась как очень элегантная, стильная дама, у которой были даже красные сапоги – по тем временам немыслимый вызов! Однажды ЛН сделала комплимент моему платью. В моих глазах это вознесло его на небывалую высоту гламура.

   Стипендия в большинстве вузов тогда была 40 р. (при 120 р. зарплаты у инженера). В педе же базовая ставка стипендии была целых 50 р.! Закончил семестр без троек – 64 р. На одни пятерки – 72 р.!

   Нахлебавшись в школе общественной работы, в институте я сидела тише воды ниже травы. Но не хватало веселых студенческих вечеринок. Особенно мы страдали от отсутствия парней, филфак традиционно был девичьим факультетом. На первом курсе кому-то из группы пришла в голову идея устроить вечеринку и пригласить на нее группу курсантов школы милиции. Мы договорились с администрацией вуза, нам выделили холл, мы позвонили в школу милиции и пригласили к себе молодых людей в форме. Но на вечеринку к нам никто не пришел. Оказывается, к нашему приглашению там никто серьезно не отнесся.

   На третьем курсе у нас появился молодой преподаватель Леонид Ефимович, который здорово всколыхнул общественную жизнь факультета. Вместе с ним мы сочиняли веселые представления и песенки и устраивали то, что раньше в институтах называлось капустниками. Леонида Ефимовича за это все обожали.

   Сколько всего ещё содержала в себе студенческая жизнь! ФДПП – факультет дополнительных педагогических профессий: я хотела на журналистику, а попала в театральный; практика в школе, где мне сильно не давались уроки русского, пока учительница не села и не надиктовала мне план урока, зато литература шла у меня как по маслу; летняя практика в лагере, где, наконец, мы и пересеклись с курсантами школы милиции и многие мои подруги повыходили замуж после этой практики; 3-месячная стажировка в США; смерть Валентина Ивановича Калашникова – руководителя моей дипломной работы – буквально за неделю до моей защиты; суровые задания от нашей психологини – например, взять под опеку «трудного» ребенка из какой-нибудь школы и заняться им; балльно-рейтинговая система, которую одна «прогрессивная» преподавательница привезла из столиц; повальное увлечение Фаулзом – я хотела писать по нему курсовую, а преподаватель сказала, что у нее и так уже много работ по этому автору, давай что-нибудь другое…

   Драгоценные, такие яркие и такие сложные, такие беззаботные и такие важные студенческие годы!.. С прошедшим Татьяниным днем – дорогие однокурсницы, преподаватели и нынешние студенты!"
На фото: студентки Хабаровского педвуза на центральной площади. Справа - моя дочь Ольга.