Командир счастливой Щуки

Александр Щербаков 5
«Командир счастливой „Щуки“» — советский художественный фильм 1972 года. Героико-приключенческая картина о моряках-подводниках Северного флота во время Великой Отечественной войны. Вот что можно прочитать об этом фильме в Википедии.

В 1942 году, когда немецкие войска готовились к захвату Мурманска, советское командование решило активизировать деятельность Северного флота. Экипаж подводной лодки «Щ-721» выполняет задачу по уничтожению вражеского транспорта с солдатами и боеприпасами. Подлодка Алексея Строгова считается счастливой. Экипаж под его руководством творит чудеса и выпутывается из сложных ситуаций. Также Алексей Строгов разрабатывает тактику бесперископной торпедной атаки вопреки скептицизму коллег и руководства. В ходе выполнения боевой задачи на борт лодки пришлось принять эвакуированный экипаж другой советской подводной лодки. Гитлеровцы ведут на подлодку долгую охоту. В конце концов она оказывается в почти безвыходной ситуации — на дне и почти без кислорода. Командиру Алексею Строгову удаётся спасти лодку и экипаж, заплатив за это своей жизнью…

Сюжет фильма построен на основе реальных событий Великой Отечественной войны, которые произошли на Северном флоте и главной базе Полярном. Образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным.

В апреле 1942 года лодка «Щ-421» под командованием капитан-лейтенанта Фёдора Видяева, подорвавшись на мине вблизи вражеского берега, потеряла ход и способность погружаться. Подводники сделали импровизированный парус из брезентовых чехлов, натянули на перископ и почти сутки шли под парусом в надводном положении, пока экипаж не был спасён советской лодкой К-22 под командованием В. Н. Котельникова.

19 февраля 1942 года подводная лодка «Щ-403», под командованием капитан-лейтенанта Семёна Коваленко, участвовала в операции по высадке на вражеском берегу разведчиков. После высадки лодка в надводном положении уходила из Порсангер-фьорда и внезапно наткнулась на группу немецких боевых кораблей. Командир лодки оказался на мостике и был тяжело ранен. Штурман дал команду на погружение, при этом командир был оставлен на мостике и попал в плен.

А вот еще один материал и про этот фильм, и про другие, не очень красящие имидж героических советских моряков, факты. Правда, узнать, кто автор статьи невозможно, он не назвал себя.

«Командир счастливой «Щуки»: был ли подвиг?

Кто смотрел советский блокбастер — кинофильм «Командир счастливой «Щуки», очевидно, помнит кульминационный эпизод — подвиг этого самого командира в исполнении актера Петра Вельяминова. А именно когда в трудную минуту негодяй-матрос самовольно произвел всплытие субмарины вблизи немецких кораблей, командир вышел на палубу разобраться в ситуации. И, понимая, что ему не спастись, — расстреляют вражеские орудия, — приказал погружаться без него... Авторы фильма говорили, что в основу положен реальный геройский случай.

В действительности все было иначе. Но об этом было не принято тогда говорить, марать образ героев войны. А по сему сценаристу и режиссеру с подачи политорганов ВМФ и их консультантов удалось ловко перевернуть все с ног на голову и породить еще один миф. На войне, понятно, бывает всякое. Но именно такой факт, как показан в кино, нигде не значится. Было все иначе.

Подлодка всплыла, чтобы сдаться врагу
Беспрецедентное ЧП в летописи нашего ВМФ на борту подводной лодки Балтийского флота «Щ-303», которой командовал капитан 3-го ранга Иван Травкин, случилось днем 21 мая 1943 г. «Щука» лежала на грунте на 80-метровой глубине, не имея возможности всплыть и произвести зарядку аккумуляторной батареи, т.к. наверху ее, словно кот мышку, караулили вражеские корабли. Подводники в прочном корпусе, оглушенные глубинными бомбами, мучились от недостатка кислорода, теряя последние силы и сознание. Все шло до поры до времени примерно так, как мы и видели в фильме. Командир в это время спал в 6-м отсеке. Как свидетельствовали потом подводники, он всегда там спал, т.к. здесь было тепло. Вахтенный офицер тоже отлучился из центрального поста (еще та организация службы на корабле, да еще в боевой обстановке!). Этим и воспользовался старшина команды трюмных машинистов Борис Галкин, замыслив предательство.

Улучив момент, трюмный старшина Б. Галкин прошел в пустой центральный пост и, блокировав кормовые и носовые отсеки, продул среднюю группу балластных цистерн, после чего ПЛ всплыла. В кино, кто помнит, показан этот эпизод. Правда, несколько иначе: на волю рвется подышать воздухом плохой матрос, а его удерживает, цеплясь за ноги, другой матрос, хороший. А вот вся остальная правда остается «за кадром». Галкин предложил по переговорной трубе командиру и экипажу сдаваться и, отдраив верхний рубочный люк, выбрался на палубу, предварительно прихватив с собой в наволочке всю секретную документацию, хранившуюся на центральном посту. Водрузив белую простыню на стойку антенны, негодяй-старшина стал размахивать бушлатом над головой, привлекая к себе внимание супостата. В это время акустику удалось вскрыть двери в радиорубке, попасть в центральный пост и отдраить переборочные двери в отсеки.

Ничего не понимающий командир Иван Травкин выскочил на мостик в нижнем белье: дескать, что за дела? Увидев неподалеку немецкие корабли и приближающиеся к лодке вражеские катера, он метнулся назад, дав команду на срочное погружение (по фильму герой-командир, одетый строго по форме, стоя на палубе лодки, хладнокровно и неторопливо докуривает папиросу, давая субмарине возможность уйти под воду и спастись от врага). Растерявшиеся немцы на ситуацию среагировать не успели, и лодке удалось уйти на глубину и даже уцелеть после довольно жесткой бомбардировки глубинными бомбами. Трюмный же старшина Галкин благополучно перебежал на сторону врага. Это был уникальный случай в мировой истории подводных сил, когда в море, в боевой обстановке с борта субмарины(!) дезертировал к врагу член ее экипажа! Вот такое кино...

...А командир «Щуки» Иван Травкин был действительно счастливчик! Его за это беспрецедентное, позорное ЧП не только не поставили к стенке, но и оставили командиром. Правда, перевели на другую лодку. Более того, в 1945 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза. Считалось, что он потопил в годы войны 11 неприятельских кораблей и судов. Но и это оказалось байкой. Как выяснилось впоследствии, в реальности он потопил одно судно небольшого водоизмещения и два повредил. Все остальное, как установили историки, было заурядными приписками и очковтирательством. Но скандал замяли, дав возможность герою почивать на лаврах, а все разоблачительные исследования объявили вражескими происками и спрятали на десятилетия в спецхран.

Была в нашей истории и еще одна попытка захвата и угона субмарины к врагу в годы войны. Произошло это в августе 1942 г. опять-таки на Балтике. Подводный минный заградитель «Л-3», которым командовал капитан 3-го ранга Петр Грищенко,  отлеживался на грунте, попав под жестокую бомбежку немецких кораблей. Часть оборудования и механизмов на борту лодки вышли из строя. Ситуация сложилась критическая, и гибель казалась неизбежной. И тогда на лодке возник заговор, который возглавил комиссар, имя которого после этого случая было вымарано из истории флота. Его поддержали еще два офицера.

Замысел был таков: пристрелить командира и тех, кто вступится за него, а затем увести ПЛ в Швецию, где интернироваться. В этот план посвятили и писателя Зонина, находившегося в том походе на борту «Л-3», очевидно, надеясь, что он обижен на советскую власть за свой недавний незаконный арест (был репрессирован, но затем освобожден) и исключение из партии. Однако негодяи просчитались: Зонин рассказал о заговоре командиру. Подлецов взяли под стражу и изолировали.

Когда «Л-3» чудом вернулся в базу, заговорщики обернули дело так, будто это Грищенко хотел угнать и сдать минзаг за границу. После длительного разбирательства представление командования на П. Грищенко к званию Героя Советского Союза (за предыдущие победы) было уничтожено в связи со случившимся ЧП. Через некоторое время командира сняли с лодки, часть экипажа разбросали по другим кораблям, а комиссар и его «единомышленники» вообще исчезли с флота невесть куда...

На ТОФе тоже всякое случалось

На Тихоокеанском флоте за его историю тоже случалось всякое. Но Господь миловал не вляпаться в такую историю, как угон или хотя бы попытка угона субмарины за кордон, к супостату. Правда, когда в декабре 1952 г. у нас пропала без вести во время учений в Татарском проливе ПЛ «С-117» со всем экипажем, говорят, Сталин высказывал подозрение: а не угнали ли ее часом в Японию или в Америку? Но развития этот тезис не получил. Есть версии о гибели субмарины в результате нечаянного наезда на нее советского судна «Горнозаводск». Не исключается вариант и технической аварии.

Нечто похожее приходилось слышать и после таинственного исчезновения в марте 1968 г. в Тихом океане дизельной ракетной подлодки ТОФ «К-129», что также оказалось домыслами. По основной версии она погибла в результате столкновения с субмариной США. Тем более что летом 1974 г. американцы, зная точное место ее гибели, проводили тайную операцию по подъему «К-129». Однако извлечь с морского дна им удалось лишь носовую часть советской лодки.

Уже в горбачевскую перестройку, накануне распада СССР, одного из офицеров ТОФ — командира атомной подводной лодки, подозревали в черных замыслах угнать свой атомоход в Израиль. Однако в военном трибунале это подозрение не нашло документального подтверждения, и капитана 2-го ранга осудили совсем по иной статье — за изнасилование. По сути, с этого дело все и началось, а уже в ходе следствия, как говорили, всплыл «угон субмарины». Дескать, таким образом этот офицер сам пытался придать своему делу значимость, солидность...

Лодка погрузилась, про командира забыли...
Эта случилось 19 февраля 1942 г. у норвежских берегов. Подлодка Северного флота «Щ-403» под командованием капитан-лейтенанта Коваленко в ночное время при плохой видимости напоролась в надводном положении на отряд немецких кораблей, которые ошибочно приняла за союзные. Немцы открыли огонь, а их тральщик, обойдя субмарину с левого борта, нанес ей таранный удар. На мостик «Щуки» выскочил командир, чтобы прояснить ситуацию, однако тотчас получил тяжелое ранение в ноги и потерял сознание. На борту субмарины в суете не заметили отсутствия командира и, задраив рубочный люк, лодка пошла на погружение, уклонясь от повторного столкновения с противником. Немцы проявили расторопность и успели захватить истекающего кровью командира «Щ-403», перетащив его с палубы подлодки к себе на борт. Уже в плену Коваленко ампутировали ноги. Держался он достойно и работать на врага не согласился. Его мытарили по концлагерям и в 1944 г. под Парижем в конце концов расстреляли.

Попал в плен и Герой Советского Союза, командир подлодки Балтийского флота «С-7» капитан 3-го ранга Лисин. Правда, в результате боестолкновения после того как его «эску» торпедировала финская подлодка. Но ему и еще троим уцелевшим членам экипажа повезло. Они пережили плен и вернулись на Родину. Причем Лисин после разбирательств избежал репрессий и был лишь сослан служить на Тихоокеанский флот. До сих пор гуляют слухи, что Лисина специально возили в Берлин на встречу с Гитлером. Но обратить в свою веру русского героя-подводника гитлеровцам так и не удалось. Сам же Лисин никогда на эту тему не распространялся.

Случаев, когда лодка уходила на погружение, а командир оставался на мостике и погибал, было несколько. Так, к примеру, подлодка «Щ-405» Балтфлота 11 августа 1941 г., возвращаясь на базу, внезапно получила большой дифферент на нос при переходе из крейсерского положения в позиционное. Вахтенный офицер, спасая лодку от затопления, захлопнул рубочный люк. Субмарина провалилась под воду и легла на грунт на глубине 125 м., оставив на поверхности командира ПЛ капитан-лейтенанта Сидоренко, его помощника и двух матросов-сигнальщиков. Когда через 40 минут субмарине удалось всплыть, на поверхности моря уже никого не было...

...7 ноября 1941 г. в Аландском море во время шторма волной были смыты с мостика подлодки Балтийского флота «С-9» ее командир, капитан 3-го ранга Рогачевский, вахтенный офицер и матрос-сигнальщик, которые погибли.

Вот такие истории в действительности случались на отечественном подводном флоте, но о них в советскую эпоху у нас предпочитали не распространяться. Ставка делалась на легенды и мифы, хотя и без передергивания фактов и приукрашивания реальных ситуаций у нас было достаточно примеров поистине геройских дел наших воинов.

Прочитал я этот «опус» неизвестно автора, в котором «смещались в кучу – кони, люди», т.е. правда и вымысел.  Вот что написал про командира Л-3 не анонимный автор, а реальный – Антрющенко Олег, изучивший боевой путь субмарины (цитирую)

А между тем подвиги подводников ПЛ «Л-3», которой командовал П.Д. Грищенко, не менее, а, возможно, даже более значимы, чем подвиги экипажей других подводных лодок, командиры которых были удостоены звания Героя Советского Союза. Не собираюсь оценивать, кто из них, как теперь говорят, был «круче». Без преувеличения все они заслужили свою славу в суровых и смертельно опасных боевых походах.

За один поход, длившийся чуть больше месяца, подводная лодка потопила 7 судов и кораблей противника. После войны эти результаты получили подтверждение (по документам противника).  Почему П.Д. Грищенко, награжденный восемью боевыми орденами, не получил высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза ни при жизни, ни после смерти, несмотря на неоднократные ходатайства большого количества разного рода учреждений и общественных организаций, имеющих непосредственное отношение к ВМФ?

Всеми высшими командными инстанциями походу была дана высочайшая оценка. Кроме одной - политорганами. Как известно (это было всегда), что замполит командира корабля, как и командир, по возвращении из боевого похода представляет отчет в соответствующий политический орган. В конечном счете все важные сведения из этих отчетов ложатся на стол самому «высокому политрабочему» - начальнику Главного политического управления армии и ВМФ.

Несомненно, попал политический отчет к начальнику Главпура и о походе «Л-3». А в этом отчете черным по белому было напечатано: «...Результаты похода были бы еще более впечатляющими, если бы командир лодки не проявлял излишнюю осторожность...» И что-то упоминания о заговоре ни в особом отделе, ни в политорганах не упоминается.

Примечание – За годы Великой Отечественной войны личный состав «Л-3» был награждён 423 орденами и медалями. Рубка «Л-3» экспонируется в Парке Победы на Поклонной горе в Москве. Рубка изначально была установлена у штаба 22-й бригады подплава в г. Лиепае, после ухода российской армии из Прибалтики была эвакуирована, и в 1995 году установлена на Поклонной горе в Москве. Вроде уже и Советского Союза не было, к чему бы это? Просто подвиги остались в архивах и в памяти.

По количеству потопленных судов во время Великой Отечественной войны «Л-3» принадлежит 1-е место в советском ВМФ, хотя по суммарному тоннажу она уступает С-13 (командир капитан 3-го ранга А. И. Маринеско) с 44,1 тыс. брт.

Атака командира ПЛ С-13  Маринеско на «Вильгельм Густлофф» считается самой известной, однако по количеству жертв с ней могла бы поспорить другая атака советских подводников. Так в ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 потопила в Балтийском море немецкий транспортный корабль «Гойя». На борту данного судна погибло около 7 тысяч человек, что также выводит эту катастрофу в число самых крупных морских катастроф в мировой истории. В связи с царившим в Германии хаосом и начавшимся наступлением советских войск на Берлин, данная катастрофа прошла практически незамеченной, не вызвав никакого резонанса. При этом, как и в случае с советским теплоходом «Армения» и немецким лайнером «Вильгельм Густлофф», потопленным в январе 1945 года, точное количество жертв этих катастроф установить не представляется возможным.

По версии автора заметки, перевод Лисина, побывавшего в плену у немцев, на Тихоокеанский флот – ссылка.  Интересно рассуждает автор. Выходит, все служившие на Тихоокеанском флоте – ссыльные. Значит и я тоже, потому что служил на КТОФ. Странно, я этого не чувствовал. Видимо, автор дальше МКАД нигде не был, уж за Уралом – точно.

Видимо, автор первого материала лишь теоретически знал об условиях службы на подводных лодках в период Великой Отечественной войны, коль он написал про командира в нижнем белье.  Я служил на подводной лодке примерно такой же, дизель-электрической, не в годы войны, и знаю, что все спят в том же, в чем несут вахт, т.е. не раздеваясь.  Посмотрел хотя бы немецкий фильм «Подводная лодка» 1980 года выпуска, один из самых достоверных о подводниках.  Условия обитания, что в немецких, что в наших субмаринах,  ничем не отличались.

А вот еще одно свидетельство, в котором командир подводной лодки выглядит не так, как в предыдущем материале.

Где находится предел человеческих сил? Как сохранить разум, находясь в безвыходной ситуации? В мае 1943-го экипаж подводной лодки Щ-303 попал в подводный ад. Один подводник не выдержал.

Над нами тёмные воды

21 мая 1943 года экипаж Щ-303 цеплялся за жизнь из последних сил. Положение безвыходное: вокруг стерегущие лодку немецкие противолодочные корабли, а заряд батареи и запасы сжатого воздуха — на исходе.

Лодка находилась в подводном положении уже почти двое суток, и, несмотря на применение средств регенерации, соотношение кислорода и углекислого газа достигло критических значений. Большинство моряков, запертых в стальной трубе прочного корпуса, лежали в полубреду.
Кто-то бродил, натыкаясь на переборки, кто-то лихорадочно шептал.
Работоспособность сохранили единицы.

Командир корабля, капитан 3-го ранга Иван Травки (его фотография на заставке к материалу), понимал, что обязан сохранять волю к борьбе до последнего. Он поочерёдно обходил отсеки, стараясь приободрить моряков.

Около трёх часов дня Травкин решил дать себе небольшой отдых и задремал, оперевшись на электродвигатель в шестом отсеке.
Внезапно погас свет. А лодка, слегка качнувшись, начала всплывать. Командир бросился в центральный пост, но стальная переборка была задраена. И пока он колотил в неё кулаком, «Щука» продолжала подниматься на поверхность. Через глазок Травкин видел, как в тёмный отсек врывается столб солнечного света из распахнутого настежь рубочного люка…

В авангарде

В 1943 году Щ-303 доверили честь открывать подводную кампанию на Балтике. Командование Балтфлота ожидало очередного усиления противолодочных мер противника в Финском заливе, и лодку готовили к походу самым тщательным образом.

На субмарину установили брусья для отвода минрепов якорных мин, корпус обработали специальной мастикой и обрезинили (для предотвращения подрывов на антенных минах). Так как Финский залив в обоих направлениях предстояло форсировать в основном в подводном положении, средства регенерации взяли по максимуму: 1400 патронов — поглотителей углекислоты и 14 баллонов с кислородом. Поход предстоял долгий, возвращение планировалось уже после периода белых ночей, поэтому запасы провизии и питьевой воды подготовили на 78 суток.


Травкину предстояло разведать противолодочные рубежи противника, прорвать их, а затем действовать в устье Финского залива.
11 мая лодка вышла с острова Лавенсаари (самой западной базы Балтийского флота) и сразу оказалась во вражеских водах.

Насколько немцы усилили свою оборону по сравнению с осенью 42-го, Щ-303 почувствовала сразу. Лодка могла погибнуть уже в самом начале похода, когда по корпусу даже не минреп заскрежетал, а забилась несработавшая немецкая противолодочная мина, «прокатившаяся» вдоль всего борта лодки.

Четверо суток не удавалось зарядить батарею: при каждом ночном всплытии лодка обнаруживала корабельные патрули противника и снова уходила на глубину.

Вперёд продвигались черепашьими темпами. Лишь 19 мая лодка подошла к выходу в Балтику. И уткнулась в главный, пропущенный разведкой Балтфлота немецкий сюрприз: двойную противолодочную сеть, перекрывающую залив от берега до берега.

Акустик «Щуки» обнаружил её заранее по ритмичному от волнения моря скрежету металлических оттяжек. Все попытки преодолеть опасный участок провалились. Преследуемая противолодочными кораблями противника, Щ-303 легла на дно, где оставалась больше двух суток.

Дезертир

Главный старшина, старшина группы трюмных Борис Галкин — москвич, 1915 года рождения — считался одним из самых опытных и проверенных людей в экипаже. На флоте с осени 37-го, член партии, морально устойчивый, непьющий. В 42-м его наградили двумя орденами — боевого Красного Знамени и Красной Звезды. Представление на второй орден Красной Звезды подписали, когда лодка уже ушла в поход.

21 мая он, как один из последних сохранявших работоспособность, находился в центральном посту. В 15:35 акустик услышал шумы немецких кораблей, и вахтенный начальник ушёл сообщать об этом командиру. Воспользовавшись моментом, Галкин запер акустиков и радистов в их выгородке, задраил обе переборочные двери в отсек и подал сжатый воздух в цистерны, отчего лодка начала всплывать. А затем скрылся в верхнем рубочном люке.

К счастью, радистам удалось выбить дверь выгородки и впустить в отсек командира. Тот помчался вверх по трапу за старшиной и обнаружил его на мостике, размахивающим белой наволочкой в сторону находящихся неподалёку кораблей противника. Выскочивший на мостик Травкин спросил старшину: «Галкин, в чём дело? Где авария?». На что получил ответ: «А ну вас на@@й, надоело мне с вами плавать, не могу больше, всё равно погибнем».

Оружия при командире не было, не оставалось ничего другого, кроме как скомандовать погружение и оставить дезертира за бортом. Немцы сильно удивились внезапно всплывшей рядом с ними лодке. Щ-303 успела уйти на глубину и поднырнуть под вражеские корабли до того, как те открыли огонь, набрали скорость и начали бомбардировку. Противник устроил «Щуке» настоящую проверку на прочность, сбросив более ста глубинных бомб. Но кораблю посчастливилось уцелеть.

Вечером 22 мая Щ-303 отползла в сторону, где ещё десять дней, всплывая по ночам урывками из-за многочисленных патрулей противника, накапливала заряд для возвращения домой. Дальнейшие попытки прорыва были бесполезными: лодка получила повреждения, а подводники израсходовали почти все средства регенерации.

«Счастливая „Щука“»

Восьмого июня Щ-303 вернулась на Лавенсаари. Из 713 часов похода только 55 лодка провела на поверхности. Фантастические цифры! Экипаж «Щуки» стал единственным на Балтийском флоте, вернувшимся из боевых походов в 1943-м. Из пяти субмарин, вышедших в море в том году, четыре навсегда остались на дне Финского залива.

Старшину Галкина немцы из воды выловили. В архивах остались протоколы его допросов. Также летом 43-го ему устроили очную ставку с находившимся в плену бывшим командиром С-7, Героем Советского Союза Лисиным, которого немцы пытались завербовать. Галкин уговаривал Лисина перейти на сторону Германии. Дальнейшие его следы теряются.

Травкин, имевший несомненный повод внимательно следить за судьбой старшины, написал в своих мемуарах,  что тот «получил по заслугам». Однако, правда об этом скрыта, вероятно, в секретных архивах ФСБ.

Так кому же можно верить, тому, первому, кто написал, что наши подводники занимались очковтирательством, или второму, кто написал, как случилось так, что в центральном посту не оказалось ни одного офицера.  К сожалению,  авторы первой и второй публикации в Интернете, как обычно, не указаны.  А вот живой свидетель, член экипажа под командованием Травкина, в документальном фильме «Алтарь Победы», в 13 серии про подводников, показанном по каналу НТВ несколько лет назад, рассказывает, как это случилось на самом деле. И  по его рассказу, веры больше второму материалу.   Нет вины ни командира, на других офицеров, что в их экипаже оказался человек, не выдержавшего тяжелых условий на подводной лодке при длительном погружении и кислородном голодании.  Кстати, после войны Галкина нашли и после суда расстреляли.

И не знает автор первой статьи статистики  боевых потерь среди подводников. Из 218 имеющихся перед войной подводных лодок 170 приняли участие в боевых действиях, т.е. имели выходы в море, и 98 подводных лодок не вернулись с заданий, погибли 99 командиров подводных лодок.  Видимо все, кроме Коваленко с «Щ-403», погибли вместе с экипажами.  Правда, официальная статистика считает наши потери от 106 до 126 погибших советских подводных лодок, с учетом уничтоженных экипажами в 1941 году и недостроенными на верфях  в Севастополе и Николаеве.

Но это меньше, чем потери Германии – 1168 субмарин потери составили 990,  в том числе 223 затоплены экипажами после подписания капитуляции, 156 подводных лодок захвачены союзниками.  Из 40 тысяч подводников кригсмарине погибли 30 тысяч, т.е. 75 %. Ни один род войск не нес таких потерь.

На втором месте по числу потерь – Япония.  Из 192 субмарин погибли 130.  У Италии потери меньше – 104 лодки из 159 имевшихся. Так что сама  служба по подплаве в те годы была равна подвигу.