Моцартеум. Институт Карла Орфа

Алла Чурлина
(KARL ORFF-Institut fuer Elementare Musik- und Tanzpaedagogik - Mozarteum)

Сегодня, 10 июля, мы вспоминаем знаменитого немецкого композитора, дирижёра, музыковеда и музыкального педагога-экспериментатора Карла Орфа. Сегодня его 124 годовщина со дня рождения. Для Зальцбурга имя этого человека священно и, прежде всего, для молодых людей, которые решили посвятить свою жизнь детской музыкальной педагогике. Единственный Институт музыкального воспитания Карла Орфа существует в Зальцбурге с 1962 года. Здесь готовят педагогов музыки для детских садов и начальных классов школ для всего мира.

Сегодня это уникальное учебное заведение находится под «крышей» Моцартеума - Международной Академии музыки и сценических искусств имени В.А. Моцарта, сегодня это один из «факультетов» университета. Но я помню время, когда Орф-институт был самостоятельным образовательным центром и, по традиции, в него заранее (чем раньше, тем гарантированнее) записывали детей с 4-5-летнего возраста в классы занятий по системе его Шульверек. Существовало несколько возрастных групп 1-2-3 года «обучения». Это были своеобразные практические лаборатории для студентов института. Одно дело осваивать теорию методики и техники Орфа на семинарах и лекциях, самим будущим педагогам разыгрывать учебные спектакли, и совсем другое - применить свои знания по отношению к детям, к их психологии и ментальности.

Тогда, в далёком 1994 году, моя 5-летняя дочка стала ходить на эти занятия. Это было именно тем, что она уже раньше с 3-х лет начала осваивать в Москве при Доме культуры медработников и в студии «Петушок» - гармоничное развитие творческого потенциала ребёнка, синтез и взаимодействие средств выразительности в речи, в движении, в рисовании и в пении. Начав жить с 1992 года в немецкоязычной среде, ребёнок как губка впитывала образцы окружавшей её речевой действительности - детского сада с интернациональным составом детей, милых австрийских воспитательниц, которых не хватало на внимание ко всем индивидуально и, больше всего, чудных нянь-уборщиц из Сербии и Хорватии. Не прошло и трёх месяцев, как у моей девочки появились крикливые отрывистые штампованные фразы в немецком и детская «вульгарная» идиоматика. Дома я говорила с ней только по-русски, но льющаяся образная родная речь и её богатый словарь никоим образом не пересекался с новой иноязычной коммуникацией. Я была в отчаянии. Мне посоветовали записать её в детскую группу при Орф-институте.

И чудо произошло: даже одного 45-ти минутного занятия в неделю хватило для совершенно иного внимания ребёнка к выразительности и краскам немецкой речи. Она по несколько раз между занятиями проигрывала дома все задания и игры, которые были в группе, она вовлекала меня в эту игру и обучала правильности звучания ... голосов природы, вещей, живых существ. Она рассказывала с упоением, что они сегодня узнали и научились: слушать тишину, разговаривать с ветром, различать характер разных деревьев, понимать настроение погоды и разных периодов суток, сочинять истории по облакам, перевоплощаться в любой предмет и начать телом и голосом его оживлять. Но самое прекрасное из усвоенных двухлетних занятий было умение внимательно слушать мир вокруг себя и понимание его (мира природы, людей и предметов) ритма. Это как пульс для врача: ритмообразующая основа речи и мелодий. И девочка моя «задышала» на немецкий лад. Как же ей в будущем всё это пригодилось - и в школе, и в гимназии, и в университете, и в самостоятельном творчестве.

Вроде бы ничего нового: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Если с самого раннего возраста не наполнять детей красотой и смыслом языка и речи, не наблюдать с ними образов и разнообразия мира, мы лишаем маленького человека божественного начала, которое заложено в каждом из них от рождения. Я бесконечно благодарна Орф-институту и его студентам и педагогам в Зальцбурге за их деятельность по воспитанию и развитию в детях восприимчивости, за формирование душевного богатства и эмоционального воображения. Это приводит детей в мир музыки, театра и саморазвития. В моём детстве были в начальных классах уроки ритмики (и то только по настоятельному требованию двух родителей - они привели в наш класс двух волшебников, учителя танцев и аккордеониста со всем классическим репертуаром) - и нас (только наш класс!) научили рисовать под музыку, выражать настроение музыки движениями и азам бальных танцев. Потом была 5 лет музыкальная школа (фортепиано / сольфеджио / музлитература / хор), потом я открыла для себя эвритмию. И любовь к театру на всю жизнь.

Сегодня Орф-институт предлагает музыкально-танцевальные курсы для детей, юношества и взрослых. Здесь и занятия по раннему музыкально-танцевальному воспитанию, и по творческому детскому танцу, и просто танцевальные группы для взрослых. Как говорится, было бы желание ... Никогда не забуду первых «театральных» ролей моей дочки в детских спектаклях: дудочка из тростника; лошадка, которая умела смеяться и грустить; и - полный шедевр - старая ржавая стиральная машинка, которая лежала на дне реки.

С днём рождения, педагог счастья и творчества!