Армии в индии

Максим Оленев
Британское владычество в Индии продолжалось почти два столетия – официально со времен битвы при Плесси в 1757 году и по раздел страны на доминион Пакистан и Индийский Союз в 1947 году (Partition of India).
Однако две трети этого времени единой британской армии здесь не существовало – она возникла лишь в самом начале XX века и просуществовала менее 50-ти лет.
Какие же вооруженные силы существовали здесь в XVIII и XIX столетиях, и как происходила защита этих рубежей? Какое название носили эти британские колониальные войска и из кого они состояли?

****

Собственно, нужно различать несколько понятий.
Индийская армия (Indian Army) – это войска, непосредственно расположенные в Индии и состоявшие на 90% из индийцев (рядовой состав укомплектовывался только из местных уроженцев, а на офицерских должностях служили как британцы, так и индийцы). Это – сборный термин.
А Британская армия в Индии (British Army in India) – это части армии метрополии, направленные в колонию для выполнения каких-либо задач (после чего они могли вернуться обратно или быть переброшенными в другие части света).
До середины XIX века британские территории в Индии находились под управлением Британской Ост-Индской компании. Первые чисто индийские войска были фактически сторожами, нанятыми британцами в каждом из президентств Компании для защиты своих торговых складов. «Отцом» Индийской армии считают генерала Стрингера Лоуренса, командующего войсками Ост-Индской компании, под началом которого сражался одно время и Роберт Клайв, самый успешный Главнокомандующий британскими войсками в Индии.
После восстания сипаев 1858 года, часто называемого в британской истории мятежом, корона приняла от Компании прямое правление над Британской Индией. До этого момента подразделения-предшественники индийской армии контролировались Компанией и оплачивались за счет ее прибыли. Они действовали вместе с частями британской армии, финансируемыми правительством из Лондона.
С 1858 по 1895 гг. Индийская армия (Indian Army) была неофициальным коллективным термином для армий трех президентств – Бенгальской армии (в Калькутте), Мадрасской и Бомбейской армий. 26 октября 1894 года армейский департамент издал указ, согласно которому с 1 апреля 1895 года все три разрозненные части объединялись в единую Индийскую армию. Процесс реформирования и объединения растянулся на 8 лет, и был завершен реформами нового Главнокомандующего виконта Китченера, только что вернувшегося из Судана, где он наголову разгромил махдистов в сражении при Омдурмане.
Поначалу Индийская армия была разделена на четыре команды (Мадрас (включая Бирму), Пенджаб, Бенгалию и Бомбей), каждой из которых командовал лейтенант-губернатор. В 1903 году отдельно пронумерованные полки Мадрасской, Бомбейской и Бенгальской армий были объединены в единую организационную последовательность, и принадлежность к президентству исчезла.
Суть реформы Китченера сводилась к следующему. До этого армия была рассеяна по стране, группируясь отдельными полками или бригадами на военных базах, и, по сути, являя собой гарнизоны крупных городов. В соответствии с предложениями Китченера, боевые части Британской Индийской армии должны были размещаться на севере страны (большей частью на границе с Афганистаном). В основе этой рефомы лежали политические основания: в результате «Большой игры» (Greate (Grand) game) основная угроза «жемчужине Британской короны» в конце XIX века стала исходить от Российской империи, расширявшей свои среднеазиатские владения.
Все три армии были абсолютно различны, у каждой были свои полки и кадры европейских офицеров. Армии также содержали европейские полки, в которых офицеры и солдаты были европейцами, а также изрядное количество местных полков, в которых офицерские должности занимали англичане, а нижними чинами служили индийцы.
Во время Второй мировой войны англичане вынуждены были отступить от своих принципов набора в армию по расам, когда потребовалось призвать в ряды войск большое количество народа.
По некоторым сведениям, пакистанские военные свято верили в концепцию боевых рас и были твердо убеждены, что воинственные мусульманские воины легко победят «мягкотелых» индусов. Однако три послевоенных конфликта (индо-пакистанские войны 1947-49, 1965 и особенно 1971 гг.) ярко продемонстрировали, что военные Пакистана заблуждались в своем превосходстве.

****

Мадрасская армия первоначально являла собой неподготовленных охранников с небольшим запасом оружия. Неожиданная атака французов и захват ими Мадраса в 1746 году вынудили англичан собрать хорошо обученные части для проведения операций, завоевания близлежащих территорий и принуждения к покорности местных правителей. Настоящим боевым крещением этой армии стало сражение при Вандиваше в 1760 году – решающее сражение в Западной Бенгалии в рамках Семилетней войны. Французы подверглись нападению со стороны войск сэра Эйре Кута и были разбиты. Эта наземная битва между двумя европейскими державами является одной из первых, состоявшихся так далеко от Европы.
В первые годы своего существования офицеры Мадрасской армии  очень хорошо понимали местные обычаи солдат, кастовые ритуалы, одежду и социальную иерархию. Некоторые ведущие землевладельцы присоединились к армии Мадраса, один из которых известен как Муту Наяк из знати Мадуры. По мере расширения армии и прихода новых офицеров, в основном из источников компании, стиль руководства и забота о людях менялись в худшую сторону.
Сюда, в Мадрасскую армию, вместе с 33-м пехотным полком в феврале 1787 года прибыл служить Артур Уэлсли, будущий победитель Наполеона при Ватерлоо герцог Веллингтон. Наряду с герцогом Мальборо он считается самым великим британским военачальником, а также одним из самых худших премьер-министров страны. В мае 1799 года Уэлсли участвовал в знаменитой битве при Серингапатаме (Шрирангапатнаме), когда англичанами в результате штурма была взята столица мусульманского государства Майсур и убит ее правитель, раджа Типу Султан. Будущий герцог за эту победу был вознагражден чином генерал-майора.
В 1830-х годах армия Мадраса занималась внутренней безопасностью и поддержкой гражданской администрации. Это была многонациональная армия, в которой британских офицеров поощряли говорить на азиатских языках. В 1832–33 годах Превосходная дисциплина и подготовка позволили армии Мадраса подавить восстание в районе Висакхапатнам.
Армия президентства Мадраса осталась почти нетронутой индийским восстанием 1857 года. В отличие от более крупной, Бенгальской армии, где все, кроме двенадцати (из восьмидесяти четырех) пехотных и кавалерийских полков либо были мятежными, либо были расформированы, все пятьдесят два пехотных полка Мадраса остались без изменений и перешли в новую индийскую армию.

****

Самой крупной из всех президентских армий в Индии была Бенгальская армия – она возникла в 1756 году с созданием Европейского полка. В следующем году было сформировано первое местное подразделение бенгальских сипаев, завербованных из бхумихаров, бихари-раджпутов и пуштунов (патанов), ранее служивших в армии Бенгальского Наваба. Эти части отличились уже в битве при Плесси, и к 1764 году было сформировано еще 20 индийских батальонов.
О битве, состоявшейся 23 июня 1757 года при небольшой деревушке Плесси (точнее – Палаши), которая расположена в 200 километрах к северу от Калькутты, стоит сказать особо, поскольку в истории Британской Индии ей придается исключительный статус.
Роберт Клайв – чиновник Ост-Индской компании, никогда не обучавшийся военному делу – был провозглашен премьер-министром Уильямом Питом-старшим «генералом от Бога». Он представлял собой нечто гораздо большее, чем просто воин. Его подход к войне был неортодоксальным, основанным на неожиданных, стремительных маршах и смелых ударах там, где их меньше всего ожидали, часто при огромном неравенстве сил. Строгий порядок XVIII века (линии фронта и стандартные маневры) был ему в значительной степени чужд.
Клайв, которому было 32 года, имел в своем распоряжении всего 2 тысячи сипаев и тысячу европейцев при 8 орудиях, в то время как у 24-летнего Наваба Сирадж-уд-Даула была огромная армия (35 тысяч пехоты, 15 тысяч кавалерии и 50 орудий).
Победе Клайва сопутствовали, кроме того, два невоенных факторы, которыми он крайне умело распорядился.
Во-первых, еще до нападения Клайв подослал к главному генералу Наваба Ми-Джафару британского торговца Уильяма Уоттса с целью заключить секретное соглашение. Мир-Джафар, у которого были значительные силы, оказался готов предать своего хозяина и перейти на сторону англичан в сражении.
Во-вторых, во время сражения начался обильный восьмичасовой ливень, вымочивший всех до нитки. Однако британцы успели поспешно накрыть боеприпасы брезентом, в то время как нерасторопные бенгальские солдаты французов не сумели сделать то же самое и их боеприпасы полностью промокли.
После дождя, около полудня, люди наваба в своем лагере принялись обедать, побросав оружие. Этой минутой воспользовался Клайв, бросившись на неприятеля. Противник был застигнут врасплох, многие из офицеров наваба, пытавшиеся наладить порядок, в первые же минуты боя были выведены из строя. Это вызвало панику. Мир-Джафар и другие старшие командиры в бой так и не вступили, хотя имели возможность напасть на Клайва с фланга.
Наваб на верблюде с 2000 всадников покинул войска, а его люди бросились бежать. Клайв одержал блестящую победу, день которой считается началом английского господства в Индии. В результате бывший чиновник получил беспрецедентную власть для любого бритта в истории, до или после него – у его ног лежало королевство с населением в 40 миллионов человек, что в шесть раз превышало численность подданных британского монарха!
В 1824 году Бенгальская армия была реорганизована, и регулярная пехота была сгруппирована в 68 отдельных батальонных полков, пронумерованных в соответствии с датой их создания. Впоследствии было создано девять дополнительных пехотных полков.
Накануне первой афганской войны (1839-1842) в Бенгальской армии состояло 74 батальона пехоты, из них 52 – из Мадраса, 26 – из Бомбея и 24 британских.
Бенгальский сипай был в среднем на 3,7 см выше, чем южные индийцы, и потому высоко ценился военным ведомством, которое оценивало своих солдат в основном по внешнему виду. Основным источником вербовки были брахманы и раджпуты из Бихара и Ауда (Авадха), принадлежавшим высшим кастам, но восемь регулярных кавалерийских полков комплектовали в основном мусульмане совары. В течение 40-50-х годов в бенгальскую армию были набраны непальские гуркхи и сикхи из сословия джатов (Пенджаб). Правда, служили они в основном в отдельных частях.
В 1857 году, во время индийского восстания, в общей сложности восстали 64 бенгальских регулярных полка. Впоследствии их лояльность была признана сомнительной и большинство этих частей расформировано. Фактическое присутствие в Бенгальской армии бихарцев-индуистов и авадхи сокращено из-за их предполагаемой главной роли мятежников в восстании. Новая Бенгальская армия была в основном сформирована из мусульман-пенджабцев, сикхов, гуркхов, белуждей и патанов. Разбирая уроки восстания, англичане высказали предположение, что армия разного происхождения вряд ли могла объединиться в едином восстании. 

****

На ранних этапах присутствия в Индии Ост-Индской компании Бомбей расценивался как весьма нездоровый и убыточный регион. И, как результат, здесь был оставлен лишь небольшой гарнизон, в то время как основной упор делался на создание местного военно-морского флота для борьбы с пиратством (Bombay Marine). В 1742 году Бомбейская армия состояла всего из 8-ми рот европейских и евразийских гарнизонных рот, насчитывающих 1593 человека. Первые два регулярных батальонов сипаев были созданы в 1768 году, неиндийские (в основном британские, но включавшие также швейцарских и немецких наемников) части были организованы в единый Бомбейский европейский полк. К 1783 году численность Бомбейской армии выросла до 15 тысяч человек, однако эта сила была значительно меньше армий двух остальных президентств.
До середины XIX века Бомбейская армия играла значительную роль в военных кампаниях: карательной экспедиции султана Маската против племени Бани Бу Али (1820-21), в первой афганской войне 1838-1842, второй сикхской войне 1848-49 и персидской войне 1856-57 годов.
Восстание сипаев 1857 года почти не коснулось Бомбейской армии: из существовавших на тот момент 32 бомбейских пехотных полков, только 2 оказались мятежными. После некоторых колебаний, было сочтено возможным направить часть британских войск из Бомбея в Бенгалию. Бомбейские отряды сипаев и соваров удерживали южные районы Северо-Западной границы.
Тем не менее, переход управления Индией к британской короне, в 1861 году вызвал изменения и в Бомбейской армии: три полка местной пехоты были распущены, а в новый состав набраны представители народа белуджи. Первоначально созданные как нерегулярные отряды, три полка белуджи, отличительной особенностью которых были красные штаны, оставались заметной частью Бомбейской армии до самого конца ее существования.
Как и многие другие народы Юго-Западной Азии, белуджи, несмотря на относительную многочисленность, в настоящее время не имеют своей государственности. Во многом это следствие колониальной политики Британской империи, которая рассматривала Белуджистан, прежде всего, в контексте реализации своих геополитических планов в Азии.