В защиту искусства

Базарали Двесов
 
«Тебе ль, презренная толпа,
Понять сей замысел Творения?!».
   
     Роль искусства в жизни общества, несомненно, велика. Искусство веселит глаз и душу, помогает отвлечься от повседневной рутины или просто доставляет удовольствие. Оно не дает людям замкнуться в рамках их четырех основных животных потребностей - «спать, есть, добывать пищу и размножаться». Представьте себе на минуту мир без всего, что так или иначе относится к искусству, — песен, рисунков, украшений, прекрасного дизайна архитектурных сооружений и мир потеряет цвет. С этим мнением на сегодняшний день вроде согласны все. Куда нам без красоты, которая, в конце концов, просто обязана «спасти мир»! Но настолько ли все безоблачно в области искусства? О роли искусства в развитии человеческой цивилизации в любую эпоху было много споров и противоречивых мнений. Временами споры заканчивались очень плачевно для представителей творческих профессий.  Но все это «было когда-то давно и не у нас». Люди творческих профессий и их творения уже давно не горят «синим пламенем» на кострах «инквизиции», их не забивают камнями и не рубят им головы. Вроде уже не все так, как в былые дикие времена, но, все же, если приглядеться, то «воз и ныне там» - какие бы концепции не выдвигались современными искусствоведами в пользу искусства, уровень массовой художественной культуры населения, во всяком случае в нашем государстве, остается желать лучшего. Уроки искусства фактически изжиты из общего образования. В образовании безраздельно господствует принцип научности и, даже, само искусство рассматривается с точки зрения науки. Широко распространено представление, что эмоционально-образное мышление, которое миллионы лет назад помогло нашим предкам вырваться из своего животного состояния, является теперь чем-то, не вполне, человеческим. Существующее нежелание видеть реальность этой формы мышления, в конечном итоге, выливается в формирование у современного человека одностороннего интеллекта. Знакомство населения с искусством, в основном, ограничивается популяризацией средствами массовой информации дешевой «поп культуры». Для обывателя «крутая жизнь» эстрадных «звезд» становится куда важнее истинных ценностей искусства. А, ведь, именно они, истинные ценности искусства, и составляют основу отношения человека к миру, основу его поступков… Хотя…Стоп!!!…Кажется, чуть-чуть занесло… А, что, если кто-то «…летать не может», если, просто, «рожден» для другого? «Разве нельзя прожить без этих ваших заоблачных идей?», – может возразить тот же обыватель и будет абсолютно прав. Как выразился когда-то Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей: «У меня нет крыльев, но я чту уголовный кодекс». В конце концов, каждый из нас имеет право на выбор - каким взглядом смотреть на наш «грешный мир», главное не нарушать социальные нормы. Даааа… против такого «лома»... Ну, что же, тогда самое время закрыть эту проблему и задаться другим вопросом - насколько в обществе ценят и будут, в будущем, ценить людей творческих профессий? Ведь, как бы мы не относились к искусству, «художники» не перестанут плодиться. И будут писать не то и рисовать не так. Список «бедных художников», подвергавшиеся гонениям в разные времена удручающе долог. С пойманным с поличным не церемонились. Вот некоторые из, всем известных, фактов.
     За «крамольные» басни благонравные дельфийцы сбросили в пропасть Эзопа. Лопе де Вега до конца своих дней жил в страхе быть сожженным на костре инквизиции. По той же причине великий Данте подался в бега. Ужасно не повезло Бруно – его, все же, сожгли на костре. Были и такие, которых доводило до бедственного положения обычное неумение вовремя оценить их дар. Уже в наше время за несколько миллионов долларов был выставлен на аукцион автограф Бетховена — письмо другу, в котором великий композитор сетует на недостаток средств и на то, что не может отыскать адрес одного своего поклонника-стоматолога – великий музыкант хотел полечить у него зубы бесплатно. Кому-то из представителей искусства нужно было умереть, чтобы быть признанным.  Яркий этому пример судьба художника Модильяни. При жизни он бедствовал и умер в 36 лет от туберкулеза. А на следующий день на его похороны собрался весь цвет Парижа. Слова его невесты Жанны Эбютерн оказались пророческими: «Он должен умереть. Тогда все поймут, какой он гениальный». (На двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США. В мае 2018 года картину художника «Лежащая обнажённая (на левом боку)» выставят на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за рекордную стартовую цену в 150 миллионов долларов
(https://ru.wikipedia.org/wiki/). Иные вынуждены были искусно обводить людское невежество вокруг пальца. К примеру, Иеронима Босха, автора картины «Корабль дураков», считали на родине самым набожным художником. Но, окажись художник в Испании тех времен – не миновать бы ему костра инквизиции за свои картины. Повезло Вольтеру – умел, хитрец, выживать, а, точнее, жить. Правда, были и такие творцы, которые сами становились судьями невежественной толпы. Великий Леонардо один из трех художников, добившихся «свободу грезить, мыслить и творить». Человечество уже пятьсот лет бьется над разгадкой загадочной улыбкой его Джоконды, а не саркастический ли это смех самого художника над человеческой глупостью? «Коварство я избег, распутал все узлы…», - это уже строки из поэтического рубаи Авицены, который умудрился служить визирем при трех правителях.
   На просторах «Великой Степи» с творцами поступали не более гуманно – держали на привязи у собственной юрты или просто отсекали голову. Ну, а, если не могли достать самого «творца», то сжигали его творения – пепел безмолвен. Или же просто смотрели как на пустое место, что было страшнее смерти, иначе с какой радости плакал бы поэт Макатаев в плечо поэтессы Онгарсыновай: «Фариза, Фариза жан, Фариза кыз, Омирде акындардын бари жалгыз».
   Но не обошлось в этой области и без курьеза. Художника Михаила Шемякина, заподозрив больным шизофренией, поместили в психиатрическую клинику. То ли в «психушке» художнику как надо вправили мозги, то ли сам художник сумел взяться за ум, но, сбежав из лечебницы он вдруг стал всемирно известным художником, скульптором, режиссером-постановщиком, удостоился почетных докторских званий пяти всемирно известных учебных заведений, завоевал кучу Международных премий, в том числе и, как не парадоксально, Российской федерации…и так далее, и так далее… Если перечислять все регалии Михаила Шемякина, то информация может не уместиться и на двух страницах. Вот вам и псих!
   Вернемся-ка теперь к Босху. Кого же изобразил великий художник на своем полотне «Корабль дураков»? Кучку умалишенных, пустившихся в плавь по морю – океану? (В Европе в средние века действительно очень часто с умалишенными избавлялись подобным образом). Для гения это было бы слишком просто. Скорее всего это бесконечная человеческая Глупость бороздит по бесконечным просторам Вселенной. Правда, как раз по поводу бесконечности Вселенной, уж очень сомневался Альберт Эйнштейн. Великий физик тоже имел отношение к искусству - всем известно, что он великолепно играл на скрипке. Но, выбирая между музыкой и физикой, он, все же, предпочел физику - не как более рациональную форму человеческой деятельности, а, скорее всего, чтобы всерьез посмеяться над человеческой глупостью, иначе как объяснить его причастность к созданию атомной бомбы в самый разгар Второй мировой войны? Поговаривают, что Эйнштейн потом всю жизнь искренно раскаивался в содеянном, но, думается, не из сострадания к пострадавшим, а по причине того, что бомбы попали не совсем по адресу. Кстати, зачем или кому великий физик показывает свой огромный язык со своей фотографии?
     И все же умудряются Творцы как-то выживать на этой «грешной земле» и идут, «бедные», по миру, сгорбившись, под тяжестью своего «креста». Помнит каждый из них о своей Великой Миссии – быть Человеком с большой буквы и нести, как Данко, в темный мир человеческого невежества свет (не Божий, боже упаси!), а свет человеческого разума. “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в святочные дни в христианских церквях. Хочется верить, что и Библия, сама того не ведая, имеет в виду СВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА, который дает нам понимать нашу цель, наше предназначение и наше подлинное счастье.

Двесов Нурлан. 21.02.2019.

(Текст взят из интернет-журнала «Нур кисса» по ссылке – Искусство. Нур кисса. г. Астана или по ссылке nurkissa.kz).