Встаньте, пожалуйста!

Анжелика Кнорр
    Ранее, в двух своих статьях я писала о принципах германского воспитания. Сегодня я хочу рассказать вам о том, какими вырастают немецкие дети при таком воспитании.
    Возможно, некоторым я покажусь слишком консервативной, и где-то излишне резкой. Но у меня есть маленький внук, за будущее которого я переживаю.
    Да, дети Германии растут в свободной стране, на них не кричат, их не наказывают, им позволяют развиваться так, как они сами того хотят. Наблюдая за ними везде, где бы я ни была: на городских улицах и скверах, в аэропортах и в общественном транспорте, я вижу только одно – холодное и равнодушное поколение, совершенно не умеющее себя вести. Громкоголосое, шумное, с наушниками в ушах, жующее жвачки…Слова «сострадание» и уважение к окружающим здесь совершенно не котируются. В любом виде общественного транспорта есть места, помеченные знаком «Для инвалидов и больных людей» – их либо два, либо четыре. Предполагается, что на них может сидеть любой человек. В том случае, если среди пассажиров нет людей с ограниченными возможностями. Сейчас, ввиду состояния моего здоровья, я нуждаюсь как раз в таком месте. И каждый раз я захожу в автобус со страхом – уступят мне место или не уступят. В основном, приходится с боем его отвоевывать. Недавно «схлестнулась» с мальчиком лет двенадцати, который нагло и дерзко не хотел мне уступать. Пока его старший друг, которому стало неудобно (возможно, только из-за моей настойчивости – а я уже пошла на принцип), не попросил его встать. Такая же картина наблюдается, когда в общественный транспорт заходит старушка лет 70-75 или убелённый сединами дед на костылях или с палочкой. Молодые люди не делают вид, что они ничего не видят, кроме картины за окном и ничего не слышат, кроме музыки в своих наушниках (как, к сожалению, делают некоторые юноши и девушки у нас). Здесь все совершенно спокойно, не краснея, сидят и не реагируют на людей, в 3-4 раза старше их либо же больных. Возле положенных для них мест безнадежно стоят инвалиды и пенсионеры… Очень редко места уступают, в основном, кстати, беженцы, про которых здесь редко говорят хорошо. А уж беременным женщинам, по понятию многих, «молодым и здоровым», даже на последнем месяце беременности не стоит ждать милости от окружающих.
    Не было бы у меня в руках палочки, я бы, конечно, уступила свое место. Потому что меня так воспитали и потому что мне стыдно было бы сидеть, когда рядом стоит больной или старый человек, и потому, что каждый из нас когда-то будет таким.
    На своих интеграционных курсах я спросила у нашей учительницы, что нужно делать в данной ситуации. Она мне сказала, что можно обратиться к водителю и он должен заставить бессовестных пассажиров уступить место нуждающимся. Я подумала: не факт, что его послушают. В этом случае он должен сообщить родителям таких детей об этой ситуации (на проездных билетах у каждого школьника или студента стоят его фамилия и имя). Не знаю, делает ли так кто-нибудь здесь. Понимаю только, что каждодневного стресса в бою за место мне, и таким, как я, не избежать.
    Не спорю, у нас в стране тоже есть подобные факты. Но все же не в таком объеме, это однозначно. Места все-таки уступают, пусть даже делают это чаще всего люди среднего возраста и преимущественно, женщины. Я не знаю, откуда у нас появилось уже не первое по счету поколение, не реагирующее на подобные «внешние раздражители». Ведь воспитали и воспитываем мы...
    Где уж нам до «продвинутой» и развитой Европы…С ее тремя видами туалетов в любом учебном заведении (у нас на дверях в клозетах имеются, как известно, две буквы – «М» и «Ж», а тут еще и существует «Х» – для тех, кто не определился с полом(?!)); с пенсионерами далеко за восемьдесят в цепях, «туннелях» и пирсингах; с огромным процентом курящих женщин, расстающихся с сигаретами только в общественном транспорте; с геями и лесбиянками, целующимися на глазах у всех (каждый уважающий себя большой город считает своим долгом раз в год помпезно провести парад сексуальных меньшинств); с практически отсутствующими детскими домами и с великим множеством домов для престарелых…И каким, по вашему мнению, можно считать это европейское общество, не уважающее старость и не имеющее сострадания к окружающим?..
   Конечно, я отчетливо понимаю, в какое время я живу. Но…вот не могу и не хочу воспитывать своего внука равнодушным монстром. И я, и моя дочь учим его уважению к старости; к тому, что женщинам нужно дарить цветы; что нельзя обижать животных и что всегда надо помогать людям, нуждающимся в этом. По-другому мы просто не умеем… 
R.S. Готовя эту статью, я просмотрела материалы в интернете. Страшно даже не то, что данная проблема на сегодняшний день является общемировой. Стыдно читать материалы с подобными заголовками: «Почему не надо уступать место в автобусе?..», «Психологи советуют не обращать внимания на пожилых и больных людей в транспорте», «Звезда мирового спорта утверждает, что те, кто уступают места, никогда ничего не добьются в жизни и особенно в спорте»…Как хорошо и удобно писать такие вот статьи, прикрывая свою бесчеловечность и пофигизм!..И как здорово, что есть и другие истории. Например, про французского водителя, который после отказа пассажиров уступить место инвалиду на коляске, встал и сказал: «Всё, автобус дальше не пойдет. Выходим!» После чего он обратился к инвалиду со словами: «Поднимайтесь в автобус, а остальные будут ждать следующего!» И уехал по своему маршруту с одним-единственным пассажиром...