создатель громовержцев

Лэри Франгишвили
       9 сентября 1896 года в семье известного тбилисского юриста мирового судьи Михеила Картвелишвили родился сын. Родители назвали его Александрэ.

       В 1914 году Александрэ Картвелишвили окончил Первую дворянскую мужскую гимназию, она до сих пор находится на своём месте на проспекте Руставели в центре Тбилиси, только в 1924 году была названа 1-й средней школой.
    Профессия отца молодого Александра не привлекала, юристом становиться он не пожелал, и так как в том же году началась Первая Мировая война с участием Российской империи, в состав которой тогда входила Грузия, юноша поступил в Тбилисское (или как тогда принято было называть "Тифлисское") юнкерское училище. Во время обучения он активно занимался гимнастикой и интересуясь достижениями техники того времени вступил в кружок любителей авиации и аэронавтики.
    После окончания училища молодого офицера послали на Кавказский фронт, образованных офицеров в боевых частях не хватало, выпускники, в том числе 8 школ прапорщиков открытых в Грузии во время Первой Мировой войны для Российской императорской армии проходили всего лишь 4-месячную подготовку и назначались командирами пехотных взводов, знаний для службы в артиллерии и технических войсках они не имели, и А.Картвелишвили сразу назначили командиром артиллерийской батареи.
    Поблизости от позиций артиллеристов находился авиационный отряд капитана Михеила Мачавариани, Александрэ Картвелишвили, мечтающий о авиации, сдружился с лётчиками и всё свободное время проводил у аэропланов.
    Тяга к авиации породила у него желание создавать самолёты самому.
    На фронте Александрэ был ранен в ногу и получил отпуск для лечения.

       В феврале 1917 года в Петрограде, как был назван с начала войны Санкт-Петербург, начались беспорядки вызванные дороговизной и отсутствием хлеба и топлива, гиперинфляция достигла 1600%, введение в 1914г. "сухого закона" лишило российскую казну трети доходов, в империи процветала коррупция, была разруха, сельское хозяйство лишилось миллионов крестьян призванных в армию, уже в 1915-16г.г. начался продовольственный кризис в России, в самом конце 1916г. была введена продразвёрстка всех зерновых, карточки на хлеб и талоны на сахар, с июня по декабрь 1917г. поочередно введены талоны на крупы, мясо, коровье масло, яйца, растительное масло, кондитерские изделия и чай.
    Почти прекратилась добыча угля, необходимого для железнодорожного транспорта и промышленных предприятий, и без того уступавшая Европе возможностями производства промышленность России не справлялась с потребностями войны, к июню 1917 года остановились около 600 имевшихся российских заводов, фабрик и мастерских, Не помогала даже помощь союзников по Антанте - не успевали вывозить полученные вооружение и боеприпасы из северных портов и они накапливались огромными штабелями, начались беспорядки из-за проблем с продовольствием, продукты не поступали вовремя даже в армию из-за транспортного коллапса, митингов и забастовок.
     Войска Петроградского гарнизона начали мятеж, после больших потерь   российская императорская армия пополнялась запасниками старших возрастов, оставивших дома семьи и хозяйство и совсем не спешивших попасть на фронт, бунтовали многие тысячи женщин в очередях за хлебом, толпы людей под красными флагами ходили по городу и выпускали всех преступников из тюрем и громили полицейские участки.
     Обстановка в столице империи стала неуправляемой, и в высших сферах российских власти и армии решено было стабилизировать положение в голодной и бунтующей России сменой формы правления, в начале марта царя Николая II вынудили отречься от престола. Значительная часть населения, даже буржуазия и представители церкви, поддержала создание новой власти, было создано Временное правительство на переходный период до проведения всеобщих выборов.
     1 сентября 1917г. Российская империя была объявлена республикой.
     Рабочие, подстрекаемые социалистами-агитаторами, постоянно бастовали, заводы стали, по всей бывшей Российской империи начался массовый захват помещичьих земель.
     Лоскутная империя, названная республикой, обессилевшая от непосильной войны, начала разваливаться, чему активно способствовали радикальные левые партии - эсэры, большевики и анархисты, совместно имевшие всего 35-38% голосов избирателей даже в Петрограде, понимавшие что легально им в Всероссийском Учредительном собрании правящим большинством никак не стать и поэтому стремящиеся захватить власть силой, что они и сделали ночью с 7 на 8 ноября 1917 года, захватив помещение где заседали министры и устроив переворот, названный позже советской пропагандой "великой октябрьской социалистической революцией", и арестовав Временное правительство; многомиллионная российская армия, уставшая от долгой безуспешной войны и, прихватив оружие, массово покидающая фронт.

       Но война с Османской империей на Кавказском фронте продолжалась, более чем миллионная русская Кавказская армия самодемобилизовалась и начала разбегаться по домам, а турки желали получить южные регионы Грузии и мечтали о господстве над всем Кавказом. Не собирались отказываться от своих бывших колоний и сражавшиеся между собой за власть "белые" и "красные" в охваченной гражданской войной России, и грузинам необходимо было срочно создавать свои вооружённые силы для обороны страны от окружавших со всех сторон врагов.
    Одних лишь пехотинцев, артиллеристов и кавалеристов небольшой стране для защиты было недостаточно, требовались новые виды войск - авиация и бронетехника. Грузии достались от развалившейся российской царской армии пушки и винтовки, бронеавтомобили изготовления иностранных фирм Austin, Bullock-Lombard, Garford, и бронепоезда, а с авиацией было плохо - имевшиеся французские и британские аэропланы, полученные в своё время Россией от Антанты, были предельно изношены, самолёты и моторы постоянно приходилось ремонтировать, и было принято решение о закупке новых самолётов за рубежом. В Италии у фирмы Ansaldo для грузинской военной авиации были заказаны и в 1920 году получены новейшие истребители-бомбардировщики CVA.10, закупавшиеся тогда Польшей, Литвой и США.
    Пилотов в Грузии хватало, их готовили в Тбилисской авиашколе, но для новых самолётов нужны были квалифицированые механики и авиационные специалисты.
      
       В 1919 году правительство Демократической Республики Грузия в числе других образованных молодых офицеров грузинской армии отправило лейтенанта Александрэ Картвелишвили во Францию для обучения в Высшей школе авиации.
    Окончив это престижное авиационное училище А.Картвелишвили продолжил обучение в Париже и получил дипломы инженера авиации и инженера-электротехника.

       В Париже Александр узнал что Красная армия советской России нарушила мирный договор с Грузией и за период с 11 февраля по 19 марта 1921 года благодаря численному превосходству, не объявляя войны, вторглась с четёрех направлений и с боями захватила его родину.
    Пока защитники Грузии сражались с вторгшейся Красной армией РСФСР, турецкие войска, получавшие золото и оружие от союзных им кремлёвских большевиков, захватили Артаани, Ахалцихэ и Батуми, но грузинские отряды под командованием генерала Г.Мазниашвили разбили и изгнали турок, после чего в Батуми вступили красные войска.
    Страна была полностью оккупирована советскими войсками, законное правительство Грузии эмигрировало во Францию, вместо них российское Кавбюро ВКП(б) править назначило членов своих большевистских "ревкомов" кавказского происхождения, а территория Грузии была поделена между РСФСР и Турецкой республикой по советско-турецкому договору о дружбе и братстве 16 марта 1921 года, когда ещё шли бои в Грузии. В 1922 году при создании марионеточного государства ЗСФСР ещё два региона Грузии - Эрети-Саингило и Лоре решением московского Кавбюро безо всяких юридических формальностей были переданы ставшим советскими в 1920 году Азербайджану и Армении.

       Возвращаться было некуда, в родной стране начался красный террор, и стал Александр Картвелишвили эмигрантом, а так как власть в Грузии переменилась, то оплата обучения прекратилась, жить стало не на что, и он зарабатывал на жизнь обучением французских студентов-политехников за плату, подрабатывал он и гимнастом в цирке.
       Полученное образование и интерес к авиации привели Александра на работу к известному авиатору, конструктору и предпринимателю Луи Блерио, владельцу самолётостроительной фирмы Bleriot Aeronavtique, где Картвелишвили после окончания учёбы работал в 1922-1927г.г., участвуя в проектировании и создании гоночных самолётов Bernarde и Ferbois.
    Занимаясь проектами, расчётами и созданием самолётов Александр сам летал на опытных образцах создаваемых летательных аппаратов, но в результате аварии получил тяжёлую травму - повредил позвоночник, после чего самостоятельные полёты пришлось прекратить.
    Созданная при участии Александра Картвели (он сократил слишком уж непривычную и труднопроизносимую для иностранцев грузинскую фамилию, сохранив основу - Картвели, что значит "грузин") модификация цельнометаллического самолётов "Бернард" и "Фербуа" улучшенного типа V-2 в 1924 году установила мировой рекорд скорости - 453,78 км/час, засчитали среднюю скорость шести полётов 448,17 км/час, продержавшийся 8 лет. Чтобы представить что это было в то время: истребитель И-5, выпускавшийся в СССР с 1931 по 1934 год и состоявший на вооружении военно-воздушных сил СССР до 1942 года, имел скорость 250 км/час, а с новым британским мотором Бристоль "Юпитер" в лучшем случае мог развить максимальную скорость 278 километров в час.

       Совместно с французскими авиаинженерами А.Картвели работал над проектом гигантского 7-моторного пассажирского самолёта-моноплана на 50-60 пассажиров для эксплуатации на маршруте Париж - Нью-Йорк. Но проект этот слишком опередил время, строительство его потребовало новых технологий, и ни фирма Блерио, ни какая-либо другая не брались за столь необычное, сложное и дорогостоящее предприятие.
    Изобретатель и бизнесмен Джордж Кобб (эмигрант из Грузии, которого на родине звали Григол Кобахидзе, ставший в Америке миллионером специалист по изготовлению стекла для медицинских целей, первых стеклянных ёлочных игрушек и первых элетрических гирлянд для рождественской ёлки), посоветовал земляку отправиться в США, что Александр и сделал.

      В Америке он нашёл спонсора, миллионера Чарлза Ливайна, и спроектировал самолёт Uncle Sam ("Дядюшка Сэм") для трансатлантического перелёта, уменьшённый одномоторный прототип самолёта был построен, но экономии ради мистер Ливайн купил старый маломощный двигатель и самолёт в полёте не показал таких результатов, которые позволили бы осуществить беспосадочный перелёт через Атлантический океан и принесли бы выгоду и по невыясненным причинам сгорел.
    Александер Картвели в 1928 году начал работу в американском филиале нидерландской авиастроительной фирмы Антони Фоккера Fokker American Company.
      В 1931 году Картвели встретил своего земляка и тёзку, уроженца Тбилиси Александра Северского, президента созданной в США компании Seversky Aircraft Corporation, который предложил А.Картвели должность главного инженера.
    Заместителем главного инженера в 1932 году был назначен Майкл Грегор, эмигрировавший из Грузии после советской оккупации известный изобретатель Михеил Григорашвили, который вскоре покинул компанию из-за конфликта с Северским.

      Картвели в компании Северского создал несколько моделей самолётов, в том числе и истребители Р-35 (60 самолётов под названием J9 закупила Швеция), 2РА (два экземпляра для изучения закупил СССР в 1938 году), Р-43 Lancer для военной авиации, но в 1939 году по решению совета директоров А.Северски (энтузиаст  авиации, морской лётчик Первой Мировой войны, не был профессиональным авиаконструктором, не имел специального технического образования и теоретических знаний в авиастроении, компания несла большие финансовые убытки, и, что немаловажно, Северского обвинили в продаже 20 военных самолётов 2РА Японии, потенциальному противнику США) вынужден был уйти из корпорации, которая сменила название на Republic Aviacorporation, а Александер Картвели был назначен вице-президентом, главным конструктором и руководителем проектно-конструкторского бюро "Рипаблик".
    Разработав несколько новых улучшенных вариантов своих ранее изготавливавшихся фирмой Северского самолётов, А.Картвели создал оригинальный скоростной истребитель ХР-44 Warrior, использовав новый мощный авиадвигатель и техническую новинку - "потайную" клёпку фюзеляжа, но американские военные отчего-то решили что новый и необычный самолёт будет недостаточно надёжным и отказались принимать на вооружение.

       2 мая 1941 года в воздух поднялся прототип самолёта-истребителя, созданного А.Картвели, получившего название Thunderbolt (удар грома), принятого на вооружение военной авиации США как Republic Р-47.
    Этот одномоторный одноместный самолёт создавался для сопровождения армад американских дальних тяжёлых 4-моторных бомбардировщиков, с марта 1942 года до конца Второй Мировой войны было изготовлено 15660 "Тандерболтов" состоявших на вооружении военной авиации США, Англии, СССР, Франции, Бразилии, Италии, Китая, Мексики, всего 18 стран.
    Максимальная скорость достигала 750 км/час, у модификации Р-47М - 761 км/ч*, радиус полёта составлял 1900 км, пергоночная дальность с дополнительными баками - 3780км, высота полёта 13100 метров. Модификация XP-47j с двигателем R-2800(C) 2 августа 1944г. в горизонтальном полёте развила скорость 811 километров в час.
    Особенно больших успехов пилоты, летавшие на этих самолётах, добились используя Р(пи)-47 для штурмовок наземных целей, самолёт имел 8 пулемётов 50-го калибра, мог нести десять 127-миллиметровых ракет HVAR или три 454-килограммовых бомбы, больше чем многие двухмоторные бомбардировщики того времени, самый массовый советский бронированный самолёт-штурмовик Ил-2 в двухместном варианте больше 300 кг бомба не поднимал, имел скорость не более 400 км/час, из-за чего безвозвратно потеряно было во время войны 23,6 тысяч штурмовиков Ил-2 несмотря на то что бронирование его постоянно увеличивали.
      С марта 1943 по август 1945 года самолёты "Тандерболт" совершили 546 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага 119750 тонн бомб и применив более 60 тысяч реактивных снарядов, было уничтожено 9 тысяч вражеских локомотивов, 86 тысяч железнодорожных вагонов, 68 тысяч автотранспортных средств и 6 тысяч различных бронированых машин.
    В воздушных боях "Тандерболтами" сбито более 7000 немецких и японских самолётов, на каждый вышедший из строя "Тандерболт" приходится 4,6 сбитых вражеских самолётов. Самолёты Р-47 имея прочную конструкцию выдерживали, не разваливаясь, вынужденные посадки с невыпущенными шасси, множество попаданий от огня противника, например 13 июня 1943 года Р-47С пилота Роберта Джонсона в воздушном бою над Францией получил пробоины от 21 снарядов 20мм авиапушек и более 100 пулемётных пуль немецких истребителей FW.190 и после этого раненный лётчик долетел до Англии и благополучно посадил свой изрешечёный самолёт.
    Самолёты последней производственной серии военного периода F-47N, получившие после войны индекс F (fighter - истребитель), находились на вооружении американской военной авиации до 1952 года, после чего использовались в Национальной гвардии США.

      Из 203 "Тандерболтов", поставленных в СССР по ленд-лизу, семь самолётов первым делом распределили по советским КБ и НИИ, где с интересом начали изучать высотные компрессоры, мощные авиадвигатели и другие американские технические новинки, но тяжёлый истребитель сопровождения советским военно-воздушным силам не был нужен, советская авиация не имела тяжёлых дальних бомбардировщиков кроме нескольких десятков четырёхмоторных Пе-8, а на небольших высотах, на которых проходили воздушные бои над советско-германским фронтом, относительно тяжёлый Р-47 разогнавшись не мог резко маневрировать и гоняться за менее скоростными но юркими относительно небольшими немецкими истребителями "мессершмиттами" Bf.109.
      Зато в авиации советской противовоздушной обороны эти самолёты были незаменимы, ни один советский истребитель не мог подняться на такую высоту, на которой безнаказанно летали до 1944 года высотные немецкие самолёты-разведчики, а "Тандерболты" могли подняться выше чем на 13 км и догнать любой самолёт.
    На севере СССР самолёты "Тандерболт" находились на вооружении советской флотской авиации в протяжении полутора лет после окончания войны пока их не заменили новые послевоенные советские истребители.

       Для замены вполне удачного истребителя "Тандерболт" А.Картвели в 1943 году создал ХР-69, для которого предусматривался авиамотор мощностью 2350 л.с., затем в 1944г. ХР-72 с двигателем 3450 л.с., который, имея скорость 789  километров в час и вооружение из четырёх 37мм пушек мог бы стать самым лучшим и быстрым истребителем Второй Мировой войны, но война шла к концу, запускать производство нового винтового самолёта было бессмысленно и самолёты Р-72 Super Thunderbolt серийно не строились.
    В 1944 году Александер Картвели, понимая что война cкоро закончится, на основе двухместного SL-12С смешанной конструкции создал цельнометаллический четырёхместный гражданский самолёт RC-3 Seabee, с 4 марта по 1947 год было изготовлено 1060 этих пассажирских самолётов-амфибий, пользовавшихся большой популярностью там, где можно было взлетать и садиться на воду.
      Картвели спроектировал дальний четырёхмоторный стратегический самолёт-фоторазведчик XF-12 Rainbow, скорость которого достигала 740 км/час, а лететь он мог на расстояние 7 тысяч километров, но постройка и испытания затянулись до 1946 года, когда война уже закончилась, и хотя А.Картвели переработал этот самолёт для трансатлантических перелётов, заказчиков на него не нашлось, но интересные конструктивные новинки были использованы другими авиастроительными фирмами при проектировании послевоенных пассажирских авиалайнеров.

       Пришло время реактивной авиации.
       Александер Картвели спроектировал реактивный истребитель F-84 Thunderjet, самолёт взлетел в феврале 1946 года, был принят на вооружение ВВС США, изготовлен в 4500 экземплярах разных модификаций и применялся во время войны на Корейском полуострове, когда 175-тысячная армия коммунистического режима Ким Ир Сена при поддержке 4,5 миллионов китайских солдат названных "народными добровольцами" Мао Цзедуна (так же - "китайскими народными добровольцами" называли и 70 тысяч облачённых в китайскую униформу советских военнослужащих находившихся во время войны в КНДР), вооружённые советским оружием, артиллерией и танками при поддержке советской авиации, в составе которой помимо разных других самолётов было 26 авиаполков новейших МиГ-15, попытались захватить Республику Корею.
       Когда армия и флот США заинтересовались турбовинтовыми самолётами, А.Картвели создал в 1952 году два экспериментальных самолёта F-84H, развивших скорость 837 км/час., но винт этого самолёта, вращавшийся со сверхзвуковой скоростью, издавал страшный шум, слышимый на расстоянии 35 километров, который не могло вынести человеческое ухо даже в наушниках, и больше подобного не строили.
    После установки на модификации Thuderstreak стреловидных крыльев с углом 40 градусов, скорость истребителя возросла до 1150 км/час, он обгонял новейшие советские МиГ-15, было произведено 2713 истребителей и 715 фоторазведчиков. При необходимости этот истребитель мог нести 2,7 тонн бомб. В США эти самолёты после снятия с вооружения переданы были в Национальную гвардию и другим странам-членам НАТО, в Греции, например, они использовались до 1991 года.
    В августе 1962 года произошёл бой истребителя F-84F Thunderstreak ВВС Турции c самолётом советского производства, был сбит реактивный бомбардировщик Ил-28 иракской авиации, бомбивший турецкую приграничную деревню.

       Следующей и последней работой в качестве технического руководителя и конструктора А.Картвелишвили был самолёт-истребитель F-105 Thunderchief, разработку которого он начал в 1951 году.
    Этот одноместный истребитель имел максимальную скорость более 2200 км/ч., предназначен был для прорыва ПВО и использования ядерных бомб, которых мог нести аж целых три штуки, но, к счастью, так ни разу и не применил. В 1955-1964 годы изготовлено было 833 "громовержца", которые активно действовали во Вьетнамской войне.

       Александер Картвели был избран членом Национальной аэрокосмической ассоциации, Международного авиационного сообщества, других престижных научных организаций, получил степень почётного доктора наук. Им лично или при его участии был спроектировано 43 различных моделей самолётов.
    Уже будучи на пенсии, А.Картвели был приглашён в качестве консультанта при создании противотанкового бронированного самолёта-штурмовика А-10 Thunderbolt II, вооружённого семиствольной 30-миллиметровой автоматической авиапушкой GAU-8A, изготовлено 715 самолётов, предназначенных для уничтожения наземной бронетехники.
    Во время войны в Персидском заливе штурмовики А-10, получившие прозвище Warthog, было применено 144 этих самолёта, из них сбито 7, уничтожили более 1000 иракских танков, 2000 единиц другой военной техники, 1200 артиллерийских орудий и сбили два вертолёта армии диктатора Саддама Хуссейна.


       В 1974 году Александр Картвели умер от сердечного приступа в своём доме в пригороде Нью-Йорка, оставив вдову. Детей у них не было.
    На родине в Грузии помнят знаменитого земляка. Батумский международный аэропорт в 2015 году получил его имя.


    ________________________

    * - любителям истории авиации, наверное, интересно было бы узнать, что впервые скорость звука на винтовом, а не реактивном, самолёте была достигнута 15 ноября 1942 года, когда пилот военной авиации США на обычном строевом истребители Пи-47 Тандерболт намеренно пикируя с высоты 11 тысяч метров достиг скорости 1160 км/час и на высоте 7,6 тыс. метров перевёл самолёт в горизонтальный полёт. Это не был демонстрационый полёт, никем не регистрировался, скорость была зафиксирована по показаниям приборов и наземного радиолокатора, рекорд скорости, учитывая военное время, не афишировался и был известен лишь американским военным авиаспециалистам.