Православие и идентичность гагаузов

Арслан 2
Международная научная конференция  «Православие и идентичность гагаузов»
7-8 ноября 2008 года, Комрат - Чадыр-Лунга.

+++

Похожие статьи: http://proza.ru/2021/06/23/330, http://proza.ru/2021/10/15/1845, http://proza.ru/2020/08/29/453, http://proza.ru/2022/07/05/39, http://proza.ru/2021/09/07/475, http://proza.ru/2021/07/05/1589, http://proza.ru/2020/08/13/605, http://proza.ru/2021/02/01/712, http://proza.ru/2021/07/17/478, http://proza.ru/2021/01/03/14, http://proza.ru/2022/08/28/1748, http://proza.ru/2022/02/11/665, http://proza.ru/2020/06/09/1886, http://proza.ru/2020/01/27/116, http://proza.ru/2021/12/23/543, http://proza.ru/2021/07/22/1700

+++

Автор статьи - Л.Добров, член Оргкомитета по подготовке и проведению научной конференции, редактор газеты «Гагауз Йери».

Международная научная конференция  началась с… церковного скандала, однако далее  – все пошло по плану.
Организаторы конференции заранее спланировали, что 7 ноября в 8.00 часов, перед началом работы конференции,  все служители церквей Гагаузии проведут богослужение в комратском Кафедральном Соборе св.Ионна с обязательным участием епископа Комратско-Кагульской Епархии владыки Анатолия.

Однако, как утверждают очевидцы событий, владыке Анатолию не понравился тот факт, что настоятель Собора архимандрид Илиан не выставил Кафедру для высокого гостя и тот решил  второй раз отлучить отца Илиана от  нагрудного Креста  (запрет на богослужение).

Пять лет назад подобный случай произошел с этими же действующими лицами, но тогда примар Комрата К.Таушанжи, поддержанный многочисленными прихожанами комратского Собора, волевым методом  смог добиться того, чтобы владыка Анатолий вернул Крест о.Илиану.

В настоящее время на стороне настоятеля комратского Собора опять же сплотились большинство прихожан, поддерживаемые местными властями, но, по всему видать, «униженный и оскорбленный» долгим неповиновением о.Илиана, владыка Анатолий на сей раз попытается, что называется, «стоять до конца».

Этот конфликт никак нельзя назвать «национальным», ибо настоятель комратского Собора о.Илиан по национальности молдаванин, но служит в городе около 20 лет и пользуется у жителей огромным авторитетом. Более того, его личные стремления добиваться «большей независимости» от Кишиневской митрополии всегда вызывало уважения также и у местной политической элиты. Одним словом, молдаванин  о.Илиан неожиданно для Кишинева стал «гагаузским сепаратистом». Многие помнят, когда в  день провозглашения Гагаузской республики, 19 августа 1990, года о.Илиан, выступая перед депутатами всех уровней, БЛАГОСЛАВИЛ весь гагаузский народ на САМОПРОВОЗГЛАШЕНИЕ, напомнив тогда всем присутствующим, что этот день 19 августа является большим церковным праздником у православных христиан – день Преображения Господня.

«Особое поведение» о.Илиана редко поддерживалось священнослужителями гагаузских приходов, и, как правило, почти  все они (то ли из-за ревности, то ли по другой причине)  были на стороне владыки Анатолия, беспрекословно подчиняясь церковной суббординации и молчаливо осуждая поведения  «комратского  бунтаря», который, не являясь гагаузом по национальности, в то же время имеет смелость числиться авторитетом у жителей столицы Гагаузии.
Всем  в автономии  (и не только!) известно, что  с  КОМРАТСКИМИ   РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ - хоть с политическими, хоть с экономическими, хоть с духовными, - ЛУЧШЕ  НЕ  ШУТИТЬ, поэтому до сих пор никто из гагаузских церковнослужителей  открыто не осмеливался  «катить бочку» на о.Илиана.

Однако теперь все может резко измениться.

Вероятно теперь на очередной  церковной   «сходке» будет сделана попытка СИЛОЙ сместить о.Илиана,  и выдворить его с революционного Комрата, чтобы  затем поставить на его место какого-нибудь ОЧЕНЬ ПОСЛУШНОГО, вероятно – УМНОГО, но совершенно БЕЗВОЛЬНОГО проповедника, с тем дальним прицелом, чтобы по приказу из политического Кишинева ПРОДОЛЖАТЬ  УНИЧТОЖАТЬ  НЕЗАВИСИМОЕ  МЫШЛЕНИЕ  КОМРАТЧАН, как это делалось всеми  без исключения политическими лидерами Молдовы и Румынии на протяжении последних 70-90 лет.

Но парадоксы всех революций заключаются именно в том, что очень часто по велению Всевышнего, «последняя капля ДАВЛЕНИЯ  или  НАГЛОСТИ»   переполняла  ту  ЧАШУ ВСЕОБЩЕГО  ТЕРПЕНИЯ, после которого начиналась Великая Французская революция 1789-94 гг., декабрьская 1989 года революция в Румынии, когда был смещен диктатор Н.Чаушеску, а также другие всеочищающие революции в мире.

Надо полагать, что если в Комрате властям до сих пор не удалось добиться  от руководства Молдовы выполнения всех статей Закона «Об особом правовом статусе Гагауз Йери», до сих пор у нас нет своих квот в парламенте Молдовы, представительства  во  всех структурах исполнительной власти Молдовы, наличие своих политических партий, наличие собственной Гагаузской Епархии, а не Кагульско-Комратской, что имеем сейчас,  передача Комратского университета в ведение властей автономии, введение гагаузских национальных  школ в автономии и многое другое, то именно теперь, после «небольшой революции»  вокруг НЕУГОДНОГО властям Кишинева о.Илиана, появляется  огромная возможность, накануне парламентских  выборов в Молдове,  поставить вопрос  РЕБРОМ:  ИЛИ так..,  ИЛИ вот так…

Другого выхода у народа и властей Гагаузии нет.
Другой выход – это продолжение бардака, продолжение диктатуры Кишинева, безпредельшина  в политике,  в экономике, в национальной культуре  и, как выяснилось в день открытия Международной научной конференции в Комрате, также и в церковной жизни.
…Однако далее  – все пошло по плану.

Каких бы движений не совершали политики и церковники Кишинева по отношению к Гагаузии, тем не менее  7-8 ноября 2008 года в Гагаузии  (Комрат и Чадыр-Лунга) прошла научная конференция по вопросу поиска истоков православия у гагаузов.

Идея проведения подобной конференции по православию гагаузов принадлежит большому патриоту своего народа и любителю истории Дмитрию Гаргалык, по профессии инженер-электрик, проживает с семьей в Кишиневе, но родом из села Авдарма.
Открыл конференцию Башкан Гагаузии М.Формузал, у которого в этот день было день рождение (исполнилось 48 лет) и гагаузские священнослужители хором пропели в честь именинника православную ЗДРАВНИЦУ "на многая лета".
От имени Комратского университета с приветственным словом выступила проректор по учебной работе, доктор И.Банкова.

Присутствовали гости из России, Украины и Греции (греческая делегация была самая многочисленная - около 25 человек)

О поднимаемых проблемах на конференции  достаточно убедительно можно было узнать из розданной всем участникам конференции ПРОГРАММЫ, где были указаны темы и авторы  докладов:
 
    -Преподобный Феофил Мироточивый, гагаузский святой из исторического города Зихни Восточной Македонии. Архимандрит Хрисостомос, благочин Иериссийской, Святогорской и Ардамерийской Митрополии, Греция.
    -Генетические исследования популяции гагаузов (к проблеме этногенеза народа). Варзарь A.M., д-р биол. наук., научи, сотр. Центра репродукт. здоровья и медицинской Генетики.
    -Основные этапы принятия гагаузами христианства. Шабашов А. В., проф. (Одесса).
    -Раннее и позднее распространение христианства на Малоазиатском и      Балканском полуостровах. Нихоритас Константинос Георгиос, д-р богослов, и ист. н., Салоник. университет.
    -Православие как важнейший фактор становления мировоззрения гагаузского народа. Кириогло В.Г. Глав, ред телекомпании «Ени Ай», поэт, писатель, чл. Союза писателей Гагаузии.
    -Длительный греко-православный путь гагаузов в истории. Протоиерей Антониос (Чобанидис Антониос Ставрос), проповедник-катихизатор Митрополии Дидимотикской, Суфлийской и Орестиадской, выпускник Салоникской Высшей церковной Академии.
    -Гагаузы на рубеже веков: происхождение, интеграция их в христианскую среду Балкан, истоки тюркоязычия, миграции в Восточную Фракию и Грецию. Козаридис Христос Стояние, доктор,исследователь энтузиаст, автор книг по истории и культуре гагаузов.
    -Монастыри территории компактного расселения гагаузов и их роль в духовном Возрождении народа. Протоиерей Д. Киорогло, г. Чадыр-Лунга.
    -Отражение процессов христианизации тюркских племен Юго-Восточной Европы в русских летописях и описаниях путешественников. КолосовВ. А., канд. ист. н., зав. отделом научных исследований Центра «Вектор - ЮГ», г. Ростов-на-Дону, Россия.
    -Принятие народами Юго-Восточной Европы христианства(ортодоксии) и своеобразие «гагаузского религиозного феномена». Курогло С. С, доц., д-р. ист.,предс. гаг..секции СП РМ.
    -Гагаузы Греции: суждения о происхождении, тюркоязычии, истоках православия и идентичности. Видение перспектив связей с гагаузами Молдовы. Пападопулос Янис Анастасиос, д-р микробиол., научн. сотр. Фракийского Университета, Председатель гагаузских Культурных Обществ г.Орестиада.
    -Регион Добруджи как миссионерское поле Апостола Андрея и ее последующая церковная история. Тритос Михаил Георгиос, д-р богослов, и ист. наук, проф. Салоник универс.
    -Просветительская деятельность протоиерея Михаила Чакир в контексте православной истории гагаузов. Булгар С. С, историк, писатель, редактор .журнала «Sabaa yildlZI».
    -Православная культура гагаузов в СМИ автономии. Попозогло Д. И., гл. ред. газеты «Единая Гагаузия», журналист.
    -История и духовность гагаузов. Узун Д. Я., аграрник, энтузиаст-исследователь.
    -Исторические аспекты принятия православия гагаузами и их предками. Каранастас-Радова О. К., доктор исторических наук, снс. Института истории, государства и права АН РМ.
    -Тысячелетие принятия «христианского православия» гагаузами: аргументы, факты, сказания. Гаргалык Д. Д., инженер,  энтузиаст-исследователь.
    -Духовное песнопение у гагаузов. Д. Гагауз, композитор, музыковед.
    -Этногенез и христианство гагаузов как исторический процесс. Руссее Н. Д., д.хаб. ист. н., Высшая Антропологическая школа, г. Кишинев.
    -Религиозно-магический синкретизм в гагаузских заговорных текстах Квилинкова Е. И., д.хаб. ист. н.. Институт культурного наследия АН РМ.
    -Элементы народного православия в гагаузской календарной  обрядности.
Сорочану Е. С, д. филолог, п., сне. Институт культурного наследия АН РМ.
    -Роль православия в истории гагаузского этноса. Казмалы И.М., управляющий издательского дома «Дело», г. Тирасполь.
    -Отражение православных духовных ценностей в гагаузской литературе. Баурчулу Л. К., литературовед, научный сотрудник.
    -Роль общественных организаций Гагаузии в духовном развитии народа. Сырф К. Д. , председатель национапъно-кулыпурной Accоцuaцuu гагаузов «Кардашлык».
    -К вопросу о христианских и дохристианских личных именах гагаузов. Худайбердиева О.А. (г.Одесса).
    -Православные храмы Комрата: история и религиозно-просветительская деятельность. Маринов В.А. Директор Комратского регион, ист.-краевед, музея.
    -Роль православия в развитии духовной культуры гагаузского народа. Папцова А. К. Ст. преп. кафедры общественных дисциплин KDU.
    -Страницы истории церкви с.Червоноармейское (Кубей). Бошков В. М, писатель, журналист (г. Одесса).
    -Балканские истоки гагаузской народной песни. С. Курудимов, артист оперного театра.
    -Православие гагаузов: поиск истины. Добров Л.Ф., автор нескольких книг о гагаузах, энтузиаст-исследователь.
    -Институт православия и проблемы консолидации этноса. Захария С.К., доц. д-р ист. (КГУ)
    -К истории Александровского монастыря. Георгиев М. Г.

Прочитанные в эти два дня доклады изобиловали многими новыми фактами,  до сих пор неизвестные гагаузскому научному миру. Особо удивили своими речами гости из Греции. Один из них, завершая свой доклад, пришел к выводу, что:
-  Гагаузы приняли христианство еще в апостольские времена  (то есть, во времена И.Христа и после него)
- Гагаузы до сих пор остались арамеями (из Библии известно, что родным языком И.Христа был  арамейский).

Другой докладчик из Греции доказывал, что большой род гагаузов в древние времена проживал вокруг греческого города Эллады, а происхождение слова БАЛКАН также можно отнести к гагаузскому, что в переводе означает:  (бал кан)  «мед  кровь», то есть – «медовая  кровь».
Грузинский грек, родившийся в Грузии в советские времена, но ныне проживающий в Греции Сократис Ангелидис, историк-востоковед, говорил о том, что христианское православие состоит из трех компонентов – ВЕРА, ИДЕОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА.  Из этих трех направлений, идеологию можно назвать патриотизмом. У гагаузов патриотизм очень сильно укоренен, и вероятно, тянется от православия.
В греческом городе Солоники создано и работает Общество изучения гагаузов, куда в большинстве своем входят лица с гагаузским происхождением. В Греции сегодня очень много населенных пунктов, где исторически проживали гагаузы. Молодое поколение языка родного уже не знает, но старшее поколение очень гордятся своими гагаузскими корнями.

Из  постсоветских тюркологов и специалистов на конференции  выступили А.Шабашов, В.Колосов, Н.Русев, священник о.Дмитрий (Киорогло), Д.Узун, Д.Гагауз, В.Килиогло, П.Шорников и другие.

На следующий день конференция продолжила свою работу в Чадыр-Лунге, где также были прочитаны доклады и сообщения по поднимаемым вопросам.
По итогам конференции была принята Резолюция, которая  должна была зафиксировать УСРЕДНЕННОЕ  МНЕНИЕ всех выступающих и которая на данный период развития истории о происхождении гагаузского народа и влияния православия на его формирование может считаться  ПЕРЕХОДНОЙ.
После конференции почти все участники пришли к мнению, что начатую очень серьезную работу  следует продолжить с тем, чтобы на весну-лето следующего года провести  Вторую подобную конференцию с более конкретными итогами и выводами. Тем более, что летом следующего года намечается проведение Второго всемирного конгресса гагаузов и результаты Международной научной конференции по православию могли бы дать ответы на очень многие вопросы происхождения гагаузского народа

+++

Р Е З О Л Ю Ц И Я
(первоначальный  вариант)
Международной научной конференции
«ПРАВОСЛАВИЕ  И  ИДЕНТИЧНОСТЬ  ГАГАУЗОВ»

7 ноября 2008 года   Комрат, Гагаузия, Молдова

На конференции в ходе обсуждения заявленных докладов были рассмотрены вопросы этногенеза гагаузского народа, процессы христианизации и современного положения гагаузов, в результате чего участники конференции пришли к  следующим выводам:
1.  В процесс  этногенеза гагаузов  были включены многие народы Балканского полуострова, Передней и Центральной Азии, при этом их ядром стали тюркоязычные кочевые народы причерноморских степей.
2.  Было выявлено, что процесс христианизации гагаузского народа  был длительным процессом, охватывающим несколько веков и способствовавший этногенезу гагаузского народа.
3.  Участники конференции пришли к выводу, что история гагаузского народа, и в частности принятие гагаузами православия  изучена недостаточно и требует дальнейшего научного исследования. Конференция рекомендует продолжить дальнейшие исследования в данном направлении.
4. Участники конференции ходатайствуют перед Исполкомом Гагаузии об открытии расчетного счета в коммерческом банке для перечисления добровольных пожертвований на восстановление в Комрате памятника гагаузской культуры – разрушенной церкви Успения Божьей Матери (Кючюк клися) и колокольни.

Председательствующий  Президиума конференции   С.М.Топал
Члены Президиума:   
 С.С.Курогло, д.и.н , Гагаузия, Молдова
  Сократис Ангелидис, Греция

   +++               

Р Е З О Л Ю Ц И Я   Международной научной конференции
  "ПРАВОСЛАВИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ГАГАУЗОВ"
(окончательная  редакция)

                Комрат , 7 ноября 2008 года

1. Гагаузская этничность неотделима от православия. Исследователи многих стран издавна отмечают преданность гагаузов своей православной вере.
2, Современная этнокультурная идентичность гагаузов сформировалась в лоне христианства.
3. В формировании гагаузского этноса принимали участие отдельные местные (балканские) этнические группы, а также тюркские элементы раннего средневековья.
4. Утверждение христианства в среде предков гагаузов происходило в течение длительного времени, как и у соседних народов, начиная с апостольских времен (1 век н.э.). Документы по истории гагаузов, данные этнографии, этнолингвистики, вспомогательных исторических дисциплин, результаты генетических исследований подтверждают данный тезис.
5. Религиозная терминология гагаузов включает греческие, болгарские, русские и другие взаимствования.
6. Таким образом можно утверждать, что православие гагаузов сформировалось и упрочилось во взаимодействии с культурами соседних христианских народов.
7. Период развития гагаузского народа в составе суверенной Молдовы отмечен возрождением православной духовности, способствующей этнокультурной консолидации гагаузского этноса.
8. История христианства у гагаузов, роль православия в консолидации гагаузского этноса заслуживают специального и систематического исследования.
9. Исходя из интересов укрепления православия и его роли в духовной жизни гагаузского общества, участники конференции считают необходимым восстановление храмов, разрушенных в двадцатом веке.

Редакционная коллегия:
С.М.Топал, С.С.Курогло, Л.Ф.Добров, К.Д.Сырф, Д.Я.Узун, С.С.Булгар, Н.П.Терзи, С.С.Димогло

+++

ПРЕДИСТОРИЯ.
Докуметальные материалы о том, как зарождалась, готовилась и запускалась вышеуказанная Международная конференция.

 +++
 
2008 ГОД
МОЖЕТ СТАТЬ ГОДОМ   ПРАЗДНОВАНИЯ  1000-ЛЕТИЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО  ПРИНЯТИЯ  ГАГАУЗАМИ  ПРАВОСЛАВИЯ.
 
Предистория  данного, очень существенного исторического открытия мирового масштаба (можно так сказать и не стесняться),  надвигающегося в Гагаузии,  1000-летия принятия гагаузами Православия, следующая.

Два года назад Комрат часто посещал Дмитрий Даниилович Гаргалык, который живет и работает в Кишиневе, но родом он из села Авдарма.  Везде в разговорах он обращал внимание слушателей-историков, что у него имеются доказательства того, что в 2008 году исполняется 1000 лет с тех пор,  как гагаузы стали православными христианами. Спустя некоторое время вокруг такой идеи собралось некоторое количество заинтересованных лиц гагаузской национальности, проживающие как в Комрате, так и в Кишиневе. Пол года назад представительная группа историков и общественных деятелей были приняты Башканом Гагаузии М.Формузалом, который поддержал данную инициативу и предложил  подготовить ему на утверждение список членов Комиссии, а также план работы такой комиссии. При этом было указано, чтобы в состав будущей Комиссии обязательно были включены лица, как со стороны общественности, так и со стороны церковнослужителей.

Разумеется, среди профессиональных историков нашлись и скептики, которые не очень-то охотно включались в это мероприятие, так как их, мягко выражаясь, «жаба давила».  Дмитрий Гаргалык по профессии инженер-электрик, а историей он занимается в силу своих внутренних побуждений.  Поэтому, не являясь  профессиональным историком, тем не менее он очень профессионально и довольно мужественно стал отстаивать предложенную им идею празднования 1000-летия принятия гагаузами православия в 2008 году, которая, как минимум, может потянуть на историческую сенсацию.

Были и другие любители истории, которые говорили, что гагаузский народ принимал христианство за долго до принятия христианством Руси, так как они в те времена проживали на Балканах, которая территориально является ближе к Византии.
Но самыми интересными были «изыскания» тех активных гагаузов, которые доказывали, что часть гагаузского народа во времена Иисуса Христа проживала в Престольном городе Сузы  (в Библии часто упоминается этот город) и, находясь рядом с И.Христом, помогали тому проповедовать Новый завет, а следовательно, гагаузы являются первыми христианами.
 
По этим и другим вопросам  комиссия несколько раз заседала в Комрате и в Кишиневе,  где велись разговоры  и рассуждения относительно того, как быть с исторической истиной, которую пока никто точно не знает, поэтому было принято решение обратиться с письменными запросами в разные авторитетные инстанции для получения хоть каких-то подтверждений  принятия православного христианства гагаузами в 1008 году.
 
Все события, происходившие  потом, лучше всего преподнести читателям в том виде (в виде документов), которые открывались поэтапно, с течением времени.
 
В сентябре с.г. Исполкомом Гагаузии был получен ответ (№46.898 от 13.09.2007) из Секретного Архива Ватикана  за подписью доктора Марко Грилли, секретаря префектуры, где говорилось:
 
«Уважаемый господин!  Его преосвященство Кардинал  Жеан Лоис Тауран, бывший архивариус и библиотекарь Н.R.С., который направил в секретариат Ваше письмо исх.№756 от 23 июля, в котором Вы просите узнать, не содержит ли Секретный Архив Ватикана какую-либо информацию - сведения о миссионерской деятельности Бруно по евангелизации кочевых народов восточной Европы летом 1005 года. По этому случаю, с сожалением должен сообщить Вам, что документация, которая хранится в Архивах Понтифика, датируется (за некоторым исключением) от Понтифика Инносентиуса 111 (1198) и, следовательно, ничего, касающегося темы Вашей просьбы здесь не содержится».
 
Чуть позже  из Библиотеки Ватикана было получено новое письмо (prot.2007/3332/B985  08.11.07), где ответ уже кое-что содержал конкретное, в частности там говорилось:
 
«Мы сожалеем, что наш ответ приходит так поздно, но у нас возникли затруднения в поиске каких-либо сведений относительно Гагаузии в Библиотеке Ватикана. Как только мы пришли к выводу, что Бруно, который крестил язычников в 1008 г. в той области, мог быть Брунус (Бонифатиус) Куерфуртенсис, т.е. Бруно-епископ Куерфурта (974-1009).
У нас есть следующие книги о Бруно:
 
Vita dei cingue fratelli e lettera a re Enrico, Arezzo, 1951
Storia di cingue compagni, Magnano  1984
О нем и его миссии в 1008 г. на вашей земле Вы можете просмотреть на
Htttp: //www.heiligenlexikon.de/Biographien B/Brun_Bruno_von_Guerfurt.htm.
 
Для нас до сих пор неясно,  как Бруно фон Куерфурт предположительно обращал печенегов в католичество. Так гагаузы стали в итоге католиками или православными?
 
Искренне Ваш  д-р Массимо Череза,
 отв. Уполномоченный библиотекарь
 Библиотеки Ватикана»
 
Далее  от имени Башкана Гагаузии М.Формузала 26.11.07 г. было направлено письмо епископу Комратскому и Кагульскому молдавской метрополии русской православной церкви владыке Анатолию.
 В документе, в частности говорится:
 
«В последние годы гагаузы, проживающие в Молдове и за рубежом, выражают обеспокоенность недостаточной работой по изучению и раскрытию исторических корней гагаузского народа, его культуры, языка и традиций.
Как и любой народ, гагаузы имеют право знать свою историю, кто они, откуда их исторические корни, когда и где они приняли православие.

Гагаузы один из немногих народов древне-тюркской эпохи  V-Х вв. кыпчакско-огузской группы, которые в большинстве проживают ныне на территории единой Молдовы, имеют свою государственность АТО Гагаузия (Гагауз Ери). О православии гагаузов ведутся разные научные споры, дебаты.

 На эту тему появились, на наш взгляд интересные работы ряда авторов, которые на базе изученных ими исторических материалов, сделанных обобщений говорит о том, что гагаузы начали принимать христианство одновременно с Киевской Русью в конце 10 начале 11 веков, то есть 1000 лет назад.

Для осуществления данной проблемы башканат АТО Гагаузия (Гагауз Ери) решил создать комиссию представителей общественности, чтобы более глубоко вникнуть в данную проблему, првести ряд конференций, привести в надлежащий порядок существующие кладбища, построить и достроить православные церкви, приходы, памятники наших выдающихся просветителей, издать литературу об истории религии и культуры гагаузского народа.

Поэтому  мы, от имени Исполкома Гагаузии, любезно просим Вас дать согласие на участие в работе данной комиссии в качестве ее сопредседателя, а также предложить в состав комиссии представителей Молдавской Метрополии, которые могли бы вместе с нами плодотворно работать на благо нашей православной религии».
 
Резолюция владыки Анатолия была весьма оптимистична:
 
 «Согласен на все СТО… Предлагаю в состав комиссии:
 1.Протоиерей Петр Келеш, благочинный цеквей АТО Гагаузия;
 2. Протоиерей Дмитрий Киорогло.
Господи, благослави!»
 
Все дальнейшие события в этом направлении читатели и другие любители гагаузской истории узнают в СМИ чуть позже.
   
Автор статьи
Леонид ДОБРОВ,
2007 г.
 
+++

КОМИТЕТ  СПАСЕНИЯ  ГАГАУЗИИ  И  ВСЕГО  БУДЖАКА
п е р е д а е т
пламенный привет  Траяну Бэсеску
 
Уважаемый президент Румынии !

Нам абсолютно импонирует Ваша жесткая позиция по вопросу  «естественного воссоединения»  Южной части Исторической Бессарабии, преимущественно заселенная гагаузами и болгарами.   Спасибо Вам огромное за то что Вы, сами того не сознавая, реализовываете НАШУ ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЛИНИЮ по воссоединению гагаузского  и болгарского народов, искусственно разделенные И.Сталиным молдо-украинской границей.

Однако позвольте Вам напомнить, что данный вопрос  ОТЧАСТИ  находится не только в компетенции властей Румынии, Молдовы, Украины или Евросоюза с Россией, но также -  И ЭТО ОЧЕНЬ  СУЩЕСТВЕННО ! – этот вопрос находится в компетенции всех народов, ныне проживающие на этой территории, включая и нас, гагаузов.
Ваши умные президентские рассуждения  (как человека постороннего, не имеющего никакого отношения к Исторической Бессарабии) о том, что КТО-ТО  КОМУ-ТО  в Бессарабии ДОЛЖЕН уступить часть земель  МИРНЫМ  ПУТЕМ , напоминает нам «Пакт о ненападении» между СССР и Германией  1939 года.  Вроде тогда эти слова  и  предложения также смотрелись МИРНЫМИ, а завершилось все это Мировой Бойней.
Ведь всем известно, что на свете  СЛУЧАЙНОСТЕЙ  НЕ  БЫВАЕТ.  И Ваше  героическое имя  ТРАЯН  совершенно не случайно начало светиться на небосклоне бессарабской и общеевропейской политики.

Разумеется, мы, народ Гагаузии, совместно с болгарами Тараклийского района когда-нибудь все равно добъемся  исторического объединения  со своими соплеменниками, гагаузами и болгарами Украины, и создания собственного объединенного НЕЗАВИСИМОГО   ГОСУДАРСТВА  - Республики  Гагауз-Булгар Йери    (не болгар, а булгар, предки нынешних болгар, которые в 7 веке н.э во главе с ханом Аспарух  поселились на землях нынешнего Буджака, а затем захватили территорию Болгарии, где проживают по настоящее время)

Однако с Вашей кипучей энергией и с Вашей помощью такое ОБЪЕДИНЕНИЕ  ГАГАУЗОВ  И  БОЛГАР  можно будет ускорить

Точно также, как вооруженный  ПОХОД  молдавских волонтеров во главе с М.Друк, направленный  против гагаузских населенных пунктов самопровозглашенной Гагаузской республики  в октябре 1990 года,  РЕЗКО УСИЛИЛ  дозревание каждого жителя Гагаузии  до  КРИТИЧЕСКОЙ  ТОЧКИ.   Сегодня с уверенностью можно сказать, что именно этот ПОХОД  ПОДНЯЛ  ВСЕХ  БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ  ГАГАУЗОВ  С  КОЛЕН в многолетней нашей борьбе за свое самоопределение.
 
Другой, самый  главный  вопрос:  сможет ли Траян Румынский - отныне будем Вас так величать, так как этим словом более емко можно будет передавать нашему южнобессарабскому населению Ваши политические эмоции и стремления,  - сможете ли Вы  с такой политикой удержать от развала саму Румынию ?
 
Не станет ли Траян Румынский  для самой Румынии  ТРАЯНСКИМ  КОНЕМ  РАСПАДА   И  ПОРАЖЕНИЯ  ?

22.04.2008 г.
 
Комитет Спасения Гагаузии и всего Буджака
от насильственной румынизации

+++


Перепечатка с Интернета на эту же тему
 
Молдавская газета:  Бэсеску хочет зажать Молдавию между двумя странами НАТО, чтобы затем присоединить к Румынии

Заявления президента Румынии Траяна Бэсеску о нежелании подписывать договор о границе с Молдавией, а также о возвращении Украиной Южной Бессарабии в обмен на Приднестровье, носят предвыборный и популистский характер. Об этом пишет 18 апреля 2008 года кишиневское издание Moldova Suverana.

"Однако из спекуляций о возможном присоединении Приднестровья к Украине, а также о том, что в таком случае Украине следовало бы уступить Южную Бессарабию, следует, что Бэсеску мечтает, пускай и в преддверии выборов, о присоединении Молдавии к Румынии", - отмечает издание.
По мнению газеты, говоря о том, что присоединение Украины к НАТО "соответствует интересам безопасности Румынии", Бэсеску стремится к тому, чтобы Молдавия была зажата между двумя странами НАТО. "В этом случае, по мнению румынского президента, у Республики Молдова не останется другого выбора, кроме объединения с Румынией. Вот почему Бэсеску против подписания двух договоров с Республикой Молдова. Отсюда же постоянные утверждения румынской прессы о том, что Молдавия якобы не является жизнеспособным государством", подводит итог Moldova Suverana.

+++


ОРГКОМИТЕТ  ПО  ПОДГОТОВКЕ  ПРАЗДНОВАНИЯ  1000-ЛЕТИЯ  ПРИНЯТИЯ  ГАГАУЗАМИ  ПРАВОСЛАВИЯ.
 
ОТЧЕТ  О  ПРОДЕЛАННОЙ  РАБОТЕ
 
Гагаузы хотят знать себя, свою историю, свои обычаи, - и именно с этой целью год назад несколько энтузиастов из Комрата и Кишинева пришли к необходимости начать поиск архивных и научных документов, подтверждающие, что гагаузы стали православными христианами 1000 лет назад.
 
Фамилия и имя этих энтузиастов:
 
КОМРАТ – С.М.Топал, Первый Президент Гагаузской Республики
Л.Ф.Добров, первый Башкан Комрата
Ф.Ф.Добров, предприниматель
К.П.Таушанжи, декан экономического факультета КГУ
 
КИШИНЕВ -  Д.Д.Гаргалык, инженер-электрик, автор идеи празднования 1000-летия принятия  христианства гагаузами
Д.Я.Узун, бывший депутат Парламента Молдовы
К.Д..Сырф, руководитель гагаузского культурного общества «Кардашлык»
               
За прошедший период  Оргкомитет заседал два раза в Кишиневе и три раза в Комрате. Один раз на заседании присутствовали представители православной Церкви и ни разу на заседании не присутствовали представители Украинской диаспоры гагаузов, центральный офис которых находится в г.Одесса (руководители – Волков и Каракаш)
Оргкомитет по поднятой проблеме один раз был принят Башканом Гагаузии М.М.Формузал и один раз его заместителем – В.Ф.Яниогло. В этих беседах в основном речь шла о начале финансирования Проекта 1000-летия празднования православия гагаузами, но до сих пор этот вопрос никак не решен.

Все члены Оргкомитета всю работу проводят за свой счет.
 
В декабре 2007 года во многих сайтах  Интернета появилась статья Л.Доброва под названием:
«2008 год может стать годом празднования 1000-летия официального принятия гагаузами православия»

В этой статье автор, пользуясь документальными материалами, полученные Исполкомом Гагаузии из Секретного Архива Ватикана, убедительно доказывает, что именно в 1008 году известный христианский просветитель Бруно  крестил  язычников, обитающие на тот момент в местах проживания нынешних  гагаузов.
 
В конце того же, 2007 года, в газете «Единая Гагаузия» было напечатано поздравительное послание гагаузскому народу от имени «Оргкомитета 1000-летия».  По Гагаузском телевидении был показан репортаж  с Д.Гаргалыком по поднимаемой проблеме. Интернетовская газета «Гагауз Йери» регулярно информирует своих читателей о последних событиях в Гагаузии, об уникальности гагаузского народа, о его древнейшей истории и его происхождении, а также печатаются статьи, относящиеся к будущему празднованию 1000-летия принятия гагаузами христианства
 
В других средствах массовой информации Гагаузии эта тема не поднималась, хотя редактор газеты «Вести Гагаузии»  Д.Маринов много раз обещал опубликовать статью на эту тему и даже показывал готовый материал, который надо было лишь запустить в печать
Газета «Столица Комрат» ни разу к этой теме не обращалась.
 
Данная тема вызвала огромный прилив энергии у одного из активнейших членов Оргкомитета   Д.Узун, который написал уникальную по силе своего духа и патриотизма статью
«Через века с именем своим. Некоторые раздумья о прошлом и настоящем гагаузского народа»
Эта статья начала печататься во многих номерах газеты «Единая Гагаузия» и среди патриотически настроенных граждан Гагаузии поступают весьма высокие оценки написанного очерка  Д.Узун.

Удивляет всех то обстоятельство, что подобные статьи народ должен был получать не от любителей и энтузиастов-патриотов, а от профессиональных гагаузских историков, лингвистов и научных сотрудников, которые имеют соответствующее образование, титула и статус научных деятелей. Однако до сих пор никто из гагаузских  профессиональных ученных, ныне работающие в Академии Наук Молдовы, ни разу не откликнулись на подобные разговоры и не предложили свою помощь нашему Оргкомитету в деле воспитания у народа любви к своей древнейшей истории
 
Огромную работу проводит в Форумах Интернета Д.Гаргалык, который «на полную катушку» загружает  форумы Интернета информацией о древности гагаузов, их связях с остальными тюркскими народами, о перспективах  нашей истории.
 Надо еще раз сказать, что Д.Гаргалык, Д.Узун  и Л.Добров не являются профессиональными историками, но их ИСТОРИЧЕСКАЯ  ЭНЕРГИЯ  и  ПУБЛИКАЦИИ  возвращают миру новую, давно искусственно забытую  теорию о том, что  КАЖДЫЙ  НАРОД  - В ТОМ  ЧИСЛЕ  И  ГАГАУЗЫ – ИСКРА  БОЖЬЯ, и что любой народ имеет право гордиться своей историей, а не стыдиться ее, как нам до сих пор внушали все без исключения политические системы и Научные Институты.
 
Здесь невольно вспоминается очень мудрое изречение о том, что
«История настолько серьезная область человеческих взаимоотношений, что ее ни в коем случае нельзя доверять писать профессиональным ИСТОРИКАМ»
 
Последнее подтверждение только что сказанному.
В декабре минувшего года на очередном заседании Оргкомитета было принято решение о проведении 27 апреля с.г. научной конференции по 1000-летию принятия гагаузами христианства и, самое главное, было поручено ее проведение профессиональному историку С.Курогло.
До сих пор конференция не проведена.
 
Другой профессиональный историк С.Булгар, который присутствовал на одном из заседаний Оргкомитета во время встречи с Башканом Гагаузии, и который  числится самым талантливым  «историческим коммунистом»  (в своих книгах он часто писал о гагаузах-большевиках и ни разу не писал о гагаузах-меньшевиках), на сегодня полностью отошел от этой проблемы.
До сих пор никто из  сотрудников  Академии Наук Молдовы, гагаузов по национальности, не предлагали свои услуги по поднимаемой тематике.  И делается, вероятно, все это потому, что никто им не обещает оплачивать их «научные изыскания». А делать подобные работы на  «голом патриотизме»  они не привыкли.
 
Очень странно себя ведут  церковнослужители, которые были включены в состав Оргкомитета. Они присутствовали лишь на одном заседании Оргкомитета, когда их принимал Башкан Гагаузии.
А ведь именно Церковь, казалось,  должна  была быть заинтересована больше всех в подготовке и проведении подобного грандиозного мероприятия, каким может явиться празднование 1000-летия принятия христианства гагаузами.
 
Подводя итоги сказанному,
Оргкомитет  приходит к следующим выводам:
 
1. Сама идея принятия гагаузами христианства 1000 лет назад воспринята гагаузским сообществом   ( включая гагаузские официальные власти, научных работников и церковнослужителей)  как  «ОСТОРОЖНАЯ,  НЕПОНЯТНАЯ»  и  пока  что в умах  народа – «НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ»,   несмотря на убедительные доказательства, полученные из Секретного Архива Ватикана, о том, что язычников  (гагаузов)  крестил Бруно в 1008 году
2.Несмотря на  «осторожность и непонятность» идеи, тем не менее Оргкомитет не должен останавливаться на достигнутом, приложив все усилия, чтобы убедить Башкана Гагаузии о необходимости более активно влиять на СМИ и научных работников в деле активизации рекламы подобной проблемы.
3.Обратиться к Башкану Гагаузии рассмотреть вопрос о выделении определенных финансовые средства Оргкомитету  для создания условий более углубленной  и профессиональной деятельности в его работе.
4.Признать, что именно 2008 год является годом 1000-летия принятия гагаузами христианства и просить Исполком Гагаузии назначить дату проведения такого празднования, приурочив его к 19 августа 2008 года, совпадающий с церковным праздником  ПРЕОБРАЖЕНИЯ  ГОСПОДНЯ .
 
 Отчет подготовил Л.Добров
 по просьбе С.М.Топал
 
Копии Отчета розданы всем присутствующим
на заседании Оргкомитета 2 мая 2008 г
 
+++
 
ОЧЕРЕДНОЕ  ЗАСЕДАНИЕ  ОРГКОМИТЕТА  1000-летия
г.Комрат, 2 мая 2008 г
 
Присутствовали:

М.Формузал, Башкан Гагаузии
С.Топал – председательствующий заседания
С.Димогло – секретарь
Члены Оргкомитета:
Д.Гаргалык, автор идеи проведения празднования 1000-летия принятия гагаузами православного  христианства (Кишинев).
К.Сырф,  руководитель гагаузского культурного общества «Кардашлык» (Кишинев)
С.Курогло, доктор исторических наук (Кишинев)
С.Курудимов, гагаузский оперный певец (Кишинев)
Л.Добров, учредитель и редактор газеты и интернет-газеты «Гагауз Йери» (Комрат)
К.Таушанжи, декан эконмического ф-та КГУ  (Комрат)
Д.Попазогло, редактор газеты «Единая Гагаузия (Комрат)

Свяшеннослужители, члены Оргкомитета:
Отец Петр Келеш (Чадыр-Лунга), отец Илья (Гайдары), отец Дмитрий Киорогло (Чадыр-Лунга)
 
В ходе обсуждения вопроса о предстоящем праздновании 1000-летия принятия гагаузами православного христианства, мнения, как и в прошлые разы, разделились.
 
Д.Гаргалык, С.Топал, Л.Добров, С.Курудимов, высказались за проведение празднования 1000-летия в этом году и согласились с датой 19 августа 2008 г, в православный день Преображения Господня.

К.Сырф предложил оттянуть празднование на год и сообщил присутствующим, что у него также имеются кое-какие исторические документы по поднимаемой здесь проблеме, но он их предоставит Оргкомитету тогда, когда начнется финансирование Оргкомитета

С.Курогло опять  высказал свое опасение по вопросу 1000-летия и предложил заменить это очень броское название («чтобы  нас не засмеяли») на следующее:

    ПРАЗДНИК  МНОГОВЕКОВОГО ИСПОВЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ  ГАГАУЗАМИ

Отец Дмитрий Киорогло отчасти согласился с предложением С.Курогло и  в категоричной форме высказался против самой сути празднования 1000-летия, так как по его мнению до сих пор никто из ученых не привел конкретные исторические факты, подтверждающие, что Бруно действительно крестил в 1008 году предков именно гагаузов, а не исчезнувший народ половцев, к примеру. Он привел цитаты из трех  книг, где было написано, что Бруно в 1008 году крестил всего лишь 30 половцев, в то время, как в ответе из Секретного Архива Ватикана нигде не указано о половцах, а везде говорится  ОБ  ЯЗЫЧНИКАХ.

В то же время Д.Киорогло поддержал идею назначения праздника для православных гагаузов и приурочения такого праздника к 19 августа, дню преображения Господа, который будет олицетворять ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГАГАУЗОВ.

В ответ на сказанное отцом Киорогло, Л.Добров подверг критике позицию священнослужителей, которые, по его подозрению, никак не могут быть свободными в своих рассуждениях по этой очень щепетильной теме и что, скорее всего, им в Кишиневе их церковные руководители  «не дают хода»  для смелых  умозаключений по одной очень простой, но политической причине:  Признав 1000-летие гагаузского православия, Кишинев может случайно «ущемить»  собственное молдавское православие.  Л.Добров поддержал идею празднования 1000-летия именно в этом году и именно 19 августа, в день провозглашения Гагаузской республики, совпадающий с православным праздником Преображения Господня.

Отец Петр Келеш сказал, что сама дата 1000-летия «очень смущает» и что он поддерживает позицию С.Курогло «о многовековом исповедовании».  Он так же отверг обвинения Л.Доброва в том, что Кишинев, якобы, ставит «палки в колеса» в подготовке проведения грандиозного праздника.

Отец Илья поддержал своего коллегу по церковной службе.  Также он высказался против проведения такого праздника 19 августа, в день Преображения Господня, так как в этот день он будет находиться на своей службе и не хочет, чтобы в этот праздничный день происходили бы еще какие-то церковно-светские торжества.

С.Курудимов сказал, что если мы  «что-то православное»  хотим справлять и если мы его назовем так как предложил С.Курогло (праздник многовекового исповедования…), тогда  вообще нам нечего тратить время и деньги на его празднование. Чем наше гагаузское православие будет отличаться от русского, украинского и иных православий? Такой праздник у православных русских уже был в 1988 году, когда Россия праздновала 1000-летие своего христианского Крещения.  Поэтому, если мы что-то намерены справлять, то мы точно должны определить дату и год рождения гагаузского православия. Тогда нас весь мир будет уважать, что мы не плетемся у кого-то в телеге «пятым колесом», а имеем собственные суждения.

М.Формузал сообщил, что его позиция годичной давности не изменилась, что гагаузы должны найти дату, от которого нам следует ОТТОЛКНУТЬСЯ.   Поэтому сегодня, прежде всего, надо назначить дату проведения научной конференции по этому вопросу, а там,  на конференции,  все разногласия могут либо проясниться, либо усилиться. В любом случае нам такая конференция нужна.
 
По обсуждаемым вопросам было принято  следующее решение:
 
1.Назначить проведение научной конференции по поднятой проблеме принятия гагаузами православного христианства на 17 июля 2008 года.
2. Пригласить на конференцию ученных Молдовы, Украины, Румынии, Болгарии и других  стран, а также пригласить священнослужителей и заинтересованную общественность.
3. Обратиться к Башкану Гагаузии М.Формузал рассмотреть вопрос о выделении определенных финансовых средств для продолжения работы Оргкомитета и проведения научной конференции 17 июля 2008 г.
4. По итогам проводимой 17 июля с.г. конференции, опубликовать отдельной брошюрой все представленные доклады, а также принять решение о назначении даты  годовщины празднования принятия православия гагаузами.
 
Комрат,   2.05.2008 г

+++

Чуть позже Оргкомитет вновь перенес дату проведения Конференции и назначил ее на 7-8 ноября 2008 года в Комрате и Чадыр-Лунге.

Полный текст проведенной Конференции смотрите в начале страницы.

+++