История с географией в темно-синем переплете

Михаил Палецкий
История с географией, и с формулой Ляпунова, в темно-синем переплете
(студенческие воспоминания Пелецкого и не только)

Профессор Заставный Федор Дмитриевич

Михаил Сокол
Прекрасный преподаватель - экономгеография, если не ошибаюсь.
Да, вспоминаю его: преподавал у нас. Читал лекции, принимал экзамены, положительный, покладистый, незлобивый, с уважением к студентам.

Пелецкий
С улыбкой прочел комментарий – истинно так! Замечу, однако, преподаватель подобен «счётной машине» и если он не услышит в ответах студента то, что он должен правильно ответить, слышанное им сотни и более раз, отличной оценки не получишь.
История связана с географией и два экзамена на первом курсе по экономической истории (ЭИ) и экономической географии СССР (ЭГ) были особенно трудными своими датами, цифрами и разрозненными, зачастую не связанными между собой фактами.
По окончанию первого семестра после Нового года был экзамен по ЭИ проф. П. В. Свежинскому. Если, кто-то появлялся на экзамен без конспекта его лекций, сразу получал «неуд» и должен был, потом хлопотать о пересдаче. Вопросы он задавал по утвержденной учебной программке (три вопроса). Студентам-юношам он почему-то обычно задавал ещё дополнительные два вопроса: «Командные высоты  в экономике» и «Континентальная блокада Наполеона».   
У меня к сдаче экзаменов был свой «шахматный подход» с заготовленными вариантами (преподаватель - условный противник, будто в шахматной игре).  На его экзамен появился с двумя конспектами, своим и аккуратно переписанным у кого-то. Профессор взял конспект, полистал, произнес «Пелецкий» и положил на стол возле себя. Сидя за столом наискосок прямо перед ним раскрыл свой оставшийся конспект и подготовил ответы на его вопросы, в том числе и по ожидаемым «высотам Наполеона», получив отметку в зачетной книжке «отлично». Ажиотаж перед входной дверью к экзаменатору стоял огромнейший. Говорили, что с одной студенткой непосредственно возле двери случился эпилептический припадок и этим экзамен по ЭИ, а, возможно, и учеба на стационаре в институте для нее закончились.

После экзамена по экономической (всемирной) истории экзамен по экономической географии СССР во втором семестре первого курса перед летними каникулами был уже морально легче и привычнее. Кто-то раздобыл с кафедры списки-перечни (отпечатанных на машинке 30-40 страниц): названия месторождений полезных ископаемых (руд, угля, нефти, газа, бокситов, золота…), ведущих предприятий черной и цветной металлургии, легкой и пищевой промышленности и других, особенно важных данных. Это было ценное подспорье для сдачи экзамена. Из всей нашей группы проф. Ф. Д. Заставный отличную оценку проставил только Ольге Крыськив (золотой медалистке из средней школы в Стрые), у меня в зачетке – «хорошо». Мандраж перед экзаменом и на экзамене примерно был тот же, что и на экзамене по ЭИ. Говорили, что когда-то проф. Ф. Д. Заставный попросил экзаменующуюся студентку указать на карте реку Днепр, и она возле широко развернутой гео. физ. карты СССР с указкой в руке свалилась в обмороке. После того, когда она пришла в себя. Плеснули в лицо водой или нет,– институтская легенда или быль умалчивает, он ей проставил отметку в зачетке «хорошо».

Вспоминается и экзамен на втором курсе по «Теории вероятностей». После столь удачного случая с конспектом у проф. П. В. Свежинского на каждый экзамен появлялся с конспектом лекций и всегда садился за столик в непосредственной близости от экзаменатора, тем самым демонстрируя полный отказ от пользования шпаргалкой. Старший преподаватель М. Г. Винниченко вышел из комнаты. Поскольку по одной из предложенных к решению задач у меня возник вопрос, раскрыл конспект. В тот же момент экзаменатор вошел, заметив: «Пользуетесь конспектом». Проверил решения пяти задач, обнаружив ошибку в одной из них, и держа зачетную книжку произнес: «Ну, что ж «хорошо». У меня вырвалось: «Я знаю на «отлично». Зачетная экзаменационная книжка чуть ли не полетела мне в лицо и проскользив по столу остановилась: «Будете сдавать на кафедре!» Возразил: «Ну что вы, Михаил Григорьевич! Пусть будет «хорошо»». В свою очередь возразил и он: «Нет. Завтра первым,– подчеркнув слово интонацией,– будете сдавать с другой группой». На следующий день зашел на экзамен первым, будучи подготовленным и ожидая новый полный экзамен. Он, однако, дал к решению только одну задачу по нахождению наибольшей вероятности минимального вскрытия ящиков для нахождения одного  с некачественным товаром из их большого количества, которую легко решил (вроде бы по формуле Ляпунова, точно не помню) и получил отметку в зачетке «отлично».

Ольга Крымобой (Судакова)
На первом курсе писала курсовую работу по экономической географии. У меня Заставный был руководителем. С особой гордостью помню слова из его рецензии: Считаю эту работу лучшей работой на курсе. Помню это не потому, что я была такая уж умная, а потому, что такой замечательный и талантливый человек обратил внимание на мою работу.

Михаил Сокол
М.Г.Винниченко отлично помню - сдавал ему экзамен на 3-м курсе. Он же читал лекции. Своеобразный, интересный, нормальный и даже ...добрый. Посмотрел на меня внимательно и говорит: "Знаешь, чтоб ты не  страдал  и не ходил долго за мной - поставлю-ка я тебе "уд ". За что я был ему бесконечно благодарен, т.к. ничего не учил и надеялся только на счастливый случай. Это у меня единственная "тройка"  в дипломе. Но память осталась  о нем положительная с восклицательным знаком!

Пелецкий
По-моему со стороны Михаила Григорьевича был выверенный математико-психологический расчет. И в конечном итоге, на диплом с отличием вы, наверное, потом не претендовали и эта государственная, в прямом и переносном смыслах, оценка роли никакой не играет. А если бы он поставил "неуд." оставался ещё шанс пересдачи экзамена и, наверное, ходатайство тренера. А вот Петру Лаврусенко и Марии Гриневич, получившим по ЭИ у проф. П.В. Свежинского "уд.",и имевшим по окончанию ин-та по остальным предметам "отл." и "хор." с преимущественным "отл." деканат ЭФ потом предлагал пересдачу  предмета "Экономическая История", которое ими с удовлетворением было принято.

Пелецкий ответил Ольге
Обычно темой курсовой работы была "характеристика" и их названия начинались со  слов: "Сравнительная экономико-географическая характеристика... ". Полного названия своей курсовой работы по ЭГ не помните?

Ольга Крымобой (Судакова)
Черная металлургия

Пелецкий ответил Ольге
Дорогая Оля! Если "Черная металлургия" - полное название курсовой работы, то исходя, только из её названия уже можно утверждать о не раскрытии темы в студ. работе, настолько тема обширна и всеохватна!

Елена Малыщицкая-Музычкина ответила михаилу
А я помню, что когда готовились к экзамену по ЭИ, то старшекурсники говорили, что Свежинский П.И.не  любит отличников. А вот Гершгорна, преподавателя  математики мы любили, и это было взаимно. Он всегда обращался к нам со словами "деточка". Очень доброжелательный человек.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила михаилу
Ха! Ну, конечно же, полностью тема называлась не так, я просто обозначила основное направление.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Елене
Да, Лена, я Гершгорна всегда вспоминаю, как педагога с большой буквы. Он учил понимать. Помнишь, нас всегда удивляли его лекции без единой бумажки, и при этом задачи и формулы на всю доску.

Пелецкий ответил Ольге
Браво, Ольга. Ваши дипломатичные ответы говорят, что вы достойная ученица Федора Дмитриевича. Он и в 78 с половиной лет выглядит дипломатом. И даже один мой знакомый, впервые увидевший его фото и никогда о нём не слышавший, заметил: "Хорошо выглядит для такого возраста. Очень похож на Громыко" (А.А.Громыко - глава МИДа СССР).

Пелецкий ответил Елене
Экзамен по ЭИ (проф.П.В.Свежинский) у нашей группы был первым в начале учебы и отличники ещё не сформировались. Так что в этом вопросе мнения не имею. Зав. кафедрой ВМ, доц. А Г.Гершгорн (научное достижение – монография "Транспортная задача", изданная также и за рубежом в Канаде), у меня принимал вступительный экзамен и лекций  у нас не читал и не вёл практических занятий. О нём говорили, что одна студентка из-за больших для неё трудностей освоения высшей математики покончила с собой, оставив собственноручную записку с двумя словами: "Виноват Гершгорн" и хотя ничем это для него не закончилось, однако, после расследования этого случая он приобрел ишемичную болезнь сердца.

Лекции по предметам высшей математики: нахождение производных (потенцирование), интегрирование, аналитическая геометрия, теория вероятностей и математическая статистика у нас вёл старший преподаватель М.Г.Винниченко. Практические занятия на первом семестре вела ассистент кафедры ВМ с интересной "полтавской" фамилией Солоха, красивая молодая женщина, одинокая и с ребёнком. Однако, будучи сборщиком партийных взносов она растратила партийную кассу и ей был объявлен выговор с занесением в учетную парт. карточку и начиная со второго семестра её заменил новый сотрудник кафедры Петр Мойсак, молодой выпускник мехмата Львовского университета.

Елена Малыщицкая-Музычкина ответила михаилу
Я, может быть, чего-то и не помню, но мне кажется, что предмет П.И. Свежинского назывался "История экономических учений". И под "отличниками" понималось, что студент идёт на экзамен П.И .Свежинского с зачёткой, где уже есть "отлично" по другим предметам, сданным ранее. Хотя на мне, это не отразилось. Вообще, отношение к нам, студентам, было нормальное, непредвзятое. С теплом и благодарностью вспоминаю преподавателя. по статистике Пасиченко (если это правильно), Шевченко (бух. учёт), препод. по товароведению, женщина, фамилии не помню, очень было интересно на её лекциях, препод. по организации и технологии торговли (фамилии не помню). А вот препод. с кафедры "Финансы", который хромал, запомнила, что на экзаменах  всё ответила по билету, а он  сказал, что не верит, что я ответила сама и побежал искать под партой шпаргалку, ничего не нашёл и всё равно "отл" не поставил. Было непонятно и обидно. А ещё столкнулась можно сказать, с несправедливостью при распределении. С красным дипломом я шла 17-й, а передо мной прошли некоторые выпускники, которые учились на "удовл". На что  мой папа сказал: привыкай, это – жизнь. Вот написала, потому что нахлынули воспоминания.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Елене
Это Чуб Николай Григорьевич (запомнила на всю жизнь). Я помню, как он на лекции спрыгивал, не пользуясь ступеньками, со своей больной ногой, и бежал в конец аудитории, проверял конспекты. Конспекты у него были обязательны, он их проверял на экзамене и расписывался на каждой странице, уже не передашь.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила михаилу
Да, присмотревшись, вижу, что он действительно очень похож на Андрея Андреевича Громыко.

Пелецкий ответил Ольге
Н.Г.Чуб имел вместо ступней ног протезы (последствие участия в В.О.в), ему было тяжело передвигаться, и он ходил, шаркая ногами и раскачиваясь в стороны. Помню когда-то стоял возле аудитории на втором этаже и наблюдал такую сценку. Навстречу друг другу шли преподаватель кафедры Иванов, полковник в отставке, и Чуб (рядовой). Высокий полковник Иванов уступил ему дорогу и вытянувшись по стойке смирно с улыбкой спросил: "Выжил?!"  "Выжил, выжил", - скороговоркой "причирикал" Ник. Григ, и покатился дальше "колобком".

Ольга Крымобой (Судакова) ответила михаилу
Я знаю, что он был участником войны, но он реально передвигался очень быстро, хоть и хромал

Пелецкий ответил Ольге
Думаю, кто не знал о его протезах, ничего особенного не мог подумать и только отметить несколько странную походку. В институте было много бывших фронтовиков и бывших кадровых военных, которых называли "молодые пенсионеры", поскольку они отслужив 25 лет в полном расцвете сил (45-50 лет) уже были на пенсии. Особенно запомнилось награждение в актовом зале ин-та бывших фронтовиков 9 мая 1974 года. Полная обратно-пропорциональная зависимость воинских чинов и рангов в противопоставлении с учёными степенями и званиями, рангами в ин-те! Вызывались для награждения по воинскому званию: полковник Иванов (всего лишь преподаватель политической экономии, без учёной степени); два подполковника (фамилий не помню, без учёной степени); майор Смолинчук (бывший летчик, доцент, зав. кафедрой истории КПСС);капитан Гершгорн (бывший артиллерист, доцент, зав кафедрой высшей математики); несколько других преподавателей, фамилий которых не помню, и замыкающие... рядовой Чуб (доцент, проректор по научной работе), рядовой Дайновский (профессор, зав. кафедрой финансов и кредита).

Пелецкий ответил Елене
Лена! А может быть при сдаче экзамена по дисциплине "Финансы..." вы всё-таки пользовались шпаргалкой? Хорошо помню всех преподавателей, с которыми приходилось быть в контактах во время учебы и могу утверждать следующее: в душе они все были юмористами и актерами, дипломатами, у некоторых из них дети учились в этом же ин-те, и они были более-менее объективными и покладистыми к студентам на экзамене. Хорошо также помню те маленькие аудитории в которых проводились занятия по финансовым дисциплинам и приемка экзаменов. Комнатки были оборудованы небольшими пластиковыми столиками для двоих и удобными стульчиками с  углубленным сидением для большей комфортности. Возможно, преподаватель наблюдал за вашей тайной "чертогов Вельзевула" и не вмешивался, однако спохватился, упустив момент: куда девалась шпаргалка, потому так  и поступил.

Елена Малыщицкая-Музычкина ответила Михаилу
Нет, шпаргалки точно не было, я это хорошо помню. Да и какая шпаргалка? Это ведь не формулы, что глянул и вычислил.  Здесь  же нужен был текст и время, чтобы его прочесть. Это я бы долго сидела с опущенной головой и читала? Учеба мне давалась легко и училась я с удовольствием. Потому что год перед институтом я работала "учеником" планового отдела райпотребсюза, тогда была такая должность. И я на практике узнала статистику, бухучёт, финансы. Но после этого экзамена, рвение к учёбе угасло... и появилось какое-то безразличие.

Пелецкий ответил Елене
Отлично, Елена. Почему-то вспомнилась книга «Похождения бравого солдата Швейка» и фрагмент из неё, содержание которого: полковой священник, фельдкурат Отто Кац попросил своего приятеля, следователя Берниса выпустить Швейка из гарнизонной тюрьмы, поскольку ему нужен новый деньщик. Бернис пообещал посмотреть по его делу. Однако, дело в канцелярии не нашлось, и следователь решил допросить Швейка, и если ни в чем не признается, выпустить. Признался ли, Швейк?!

Ну, а если по «Вашему делу…»... Богдан Федорович Усач, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» учебной дисциплины «Ревизия и контроль» пятибальную систему оценки знаний изученного предмета квалифицировал следующим образом: «Студент знает на тройку, преподаватель на четверку, а на пятерку знает только Бог».

И всё-таки, Лена, непонятно почему такая легкая и более всего практичная учебная дисциплина о финансах и деньгах  вызвала отчуждение к учёбе?! "Финансы поют романсы!"  Нас, например, учили, что для понимания финансовых дисциплин и функционирования денег необходимо ознакомиться и с художественной литературой, в частности: Ильф и Петров «Двенадцать стульев. Золотой теленок», Теодор Драйзер «Финансист», «Титан», «Стоик». О книге Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» не говорили, однако при посещении кинотеатра для просмотра,  вышедшего в те времена  на экран фильма  «Приваловские миллионы» случайно встретился в фойе кинотеатра с будущим зав. кафедрой финансов и кредита Анатолием Болеславовичем Дайновским с супругой.
 «Важна не копейка, а принцип»,– провозглашал с экрана главный бухгалтер предприятий  владельца Привалова – Ляховский.

А мы, Елена, при полном молчаливом согласии преподавателя одной из финансовых дисциплин пользовались шпаргалками. Хорошо помню этот экзамен. Стол преподавателя заставлен вазами с цветами: чтобы не подглядывал. И такой стриптиз! Справа, впереди на один ряд от меня, Оля К. заголила свою юбчонку и из под резинки жёлтых т. вытягивает шпаргалку. Слева, впереди на один ряд от меня, Женя К., обнажив прелестную ножку, из-под зажима  чёрного пояса,  также медленно вытаскивает шпаргалку. Ну, а я не мелочился: вытащил из-под ремня учебник в тёмно-синем переплёте под редакцией профессора Злобина. Оля и Женя получили пятёрки, а у меня в зачетной книжке «хорошо»... и правильно, поленился составить шпаргалку.