Самозапись к узкому специалисту

Ольга Новикова 2
Я много раз слышала от пациентов претензии по этому поводу. Ну, действительно, почему человек должен сначала попасть на приём к терапевту, если ему нужен, например, уролог?
Дорогие мои пациенты, всё просто, как таблетка «от головы». Терапевтов относительно много, притом каждый из них окончил в своё время мединститут, где, помимо терапии, его ознакомили с основами инфекционных, неврологических, хирургических заболеваний, заболеваний глаза, носа, прямой кишки и молочных желёз.
А теперь скажите, кого-то из вас с ними ознакомили? Кто-то может, положа руку на сердце, заявить, что знает пропедевтику, дифференциальную диагностику или может набросать план лабораторного и инструментального обследования при том или ином синдроме. Ну, или хотя бы выделить этот синдром – вы, кстати, знаете, что такое синдром?
Я волею так сложившихся звёзд врач-эндокринолог. Сфера моей деятельности – железы внутренней секреции. Вы, дорогие мои пациенты, в курсе, что такое железы внутренней секреции? Можете их хотя бы перечислить?
Самые эрудированные скажут: это железы, не имеющие протоков во внешнюю среду, к каковой в организме мы относим также желудочно-кишечный тракт, дыхательную и мочевыделительную систему, а выделяющие свой секрет в кровь, по которой он доносится до органов-мишеней.
Господа, вы молодцы. Это знания довольно высокого уровня для немедика. Дело за малым: выучить, что происходит в организме, когда каждого из этих таинственных секретов слишком много или недостаточно. Ну и заодно, что ещё может приключиться с такими странными секретными железами, что потребовало бы медицинского вмешательства.
Кто-нибудь это выучил? Нет? А тогда, простите моё непонимание, откуда вы знаете, что вам следует с вашим недомоганием обратиться именно к эндокринологу, а не к проктологу, андрологу, гинекологу, оториноларингологу, невропатологу, гастроэнтерологу или вообще, упаси Бог, психиатру?
А вот терапевт, если, конечно, он грамотный терапевт, сможет расспросить вас так, чтобы составить для себя план диагностического поиска, и если в этом плане будет числиться каким-нибудь пунктом эндокринолог, он направит вас к эндокринологу, да ещё и сопроводит это записью в карте: «Эндокринолог, слушай, я увидел вот такие симптомы и поэтому подозреваю, что у пациента слишком много норадреналина (или слишком мало тестостерона). Взгляни, друг, это по твоей части».
Да, это займёт у вас какое-то время. Но в целом это займёт меньше времени, чем ожидание талона к узкому специалисту, который девяносто процентов времени будет заниматься не своим делом. А ведь в обучение узкого специалиста вложены дополнительные средства, и узкий – он на то и узкий, что не широкий. То, что у вас нет эндокринного (неврологического, урологического и т.п.) заболевания, он вам ещё после осмотра и расспроса скажет, а вот о том, что вам делать дальше и куда идти, он имеет куда более смутное представление, чем ваш участковый врач.
То есть в самом неудачном случае вы, прикинув по своим симптомам, более-менее подходящего доктор, двинетесь в кругосветное путешествие покабинетам узких специалистов ,каждый из которых будет после осмотра озвучивать короткий незамысловатый вердикт: «не моё». Понятно, на каком-нибудь очередном кабинете вы сорвётесь и вступите в скандал с вечной, как мир, претензией: «Почему меня пинают из кабинета в кабинет?!» И вам и невдомёк при этом будет, что пинаете себя вы сами, наугад пытаясь поставить себе диагноз и попасть к врачу, который, как вы полагаете, именно эту болезнь и должен лечить.
В нашей поликлинике, увы, самозапись введена и процветает. Я как-то подсчитала, сколько из первичных больных в день попадает ко мне не по профилю, то есть совершенно напрасно. Так вот, больше половины.
Приходят «просто проверить щитовидную железу», хотя этим занимается доврачебный кабинет. Приходит по поводу повышения температуры, хотя этим занимается участковый терапевт. Приходят из-за зуда кожи, хотя на это есть дерматолог. Приходят с панкреатитом вместо обращения к гастроэнтерологу. Приходят с гипертонией и сердцебиением вместо посещения терапевта и кардиолога. Приходят с болью в шее, причина которой остеохондроз. Приходят с депрессией или нервозностью, отказываясь посещать психиатра. Приходят с гинекологическими проблемами, минуя, собственно гинеколога. Приходят с отёками, не сдав элементарный анализ мочи и не показав хирургу вены.
Нет, я совсем не против принять всех этих людей, осмотреть и опросить, направить их к нужному специалисту, разъяснив ошибку. Но в который раз я слышу жалобы больных на то, что ко мне трудно попасть, приходится долго ждать свободного времени приёма, назначаю дополнительные минуты, которые складываются в часы, и администрация вынуждена оплачивать мне переработку.
А я, хоть и перерабатываю вроде бы, ничего полезного в это время, как узкий специалист, не делаю, а выполняю работу врача широкого профиля, занимаясь по сути ,не своим делом. А врач широкого профиля в это время занимается моей работой, стараясь как-то дотянуть реально эндокринных больных до времени, когда у меня освободятся часы приёма.
Увы, подобное наблюдается и у других специалистов. Так практически недосягаем кардиолог из-за хроников с гипертонией, к лечению которых он имеет самое поверхностное отношение, онколог, осматривающий бородавки вместо дерматолога, невропатолог, к которому обращаются вместо психиатра. А терапевты, отучившись своё в медвузе, выполняют работу патронажных сестёр и курьеров, приглашая на прививки и флюорографию, регистраторов, выверяя списки диспансеризации и тому подобные бессмысленные функции.
На мой взгляд, это просто расточительство кадров.
Вот почему я против самозаписи к узким специалистам и приветствую разделение профилей в поликлинике.