В. Глава 35

Андрей Романович Матвеев
35


     Конечно, мне не нужно было приходить. Я поступила глупо, но развернуться и уйти уже бы не смогла. Просто потому, что некуда было идти. Дом казался мне пустым и бездушным – да-да, именно бездушным. Я просто физически не могла там находиться. Хотелось воздуха, пространства, человеческого общения… особенно общения. И я решила пойти к Вите. Это было как по вдохновению – или по воле случая, что одно и то же. Витя понимал меня гораздо лучше, чем кто-либо другой. Особенно сейчас, после этого процесса и… всего остального. Я старалась не думать, что тут может быть что-то ещё. Меня тянуло в эту маленькую уютную квартиру с котом и всегда ароматным чаем. Во времена своего замужества мне нечасто приходилось там бывать. Как-то всё повода не случалось. Но с тех пор, как мы с Володей разъехались, я всё чаще заходила к Вите. Мне было здесь спокойно, беззаботно. И я знала, что он всегда мне рад.
     Я совсем не подумала, что у него может кто-то быть. Это ведь Витя, гости у него случаются лишь по большим праздникам. Обычно субботу он проводит в обществе своего кота Мишки и книг по юриспруденции. Изредка выбирается из дому – пройтись по парку или выехать на природу. Поэтому мне и в голову не пришло, что он может быть не один. И когда Витя открыл мне дверь и, виновато улыбнувшись, сказал, что не ожидал моего визита, я была неприятно удивлена. Не то чтобы обиделась, нет. Нужно было, конечно, сперва позвонить. Но меня кольнуло, что Витя был словно недоволен моим появлением. У него было такое лицо… оно как будто говорило: “У меня сейчас есть дела поважнее”. Мужчины всегда так, даже лучшие из них. Дело непременно ставят на первое место.
     – Я не вовремя? – задала я вопрос в лоб.
     – Нет… что ты, нет, конечно, – заторопился он, пытаясь скрыть смущение. – Просто мы совсем не ожидали… гостей.
     – Мы?
     – Да, то есть, не ожидал я, просто… у меня гость. Старый университетский товарищ. 
     – Вот как! Значит, я действительно не вовремя.
     Я повернулась и действительно собралась уходить. Чистая правда, это не было уловкой. Не люблю мешаться и встревать в чужие разговоры. Но Витя взял меня за плечо и буквально силой остановил. Я совсем не ожидала от него такой решительности.
     – Нет, Вера, не уходи! Уж если ты пришла… это было бы странно. Проходи, проходи. Вот, познакомьтесь, Вера, моя давняя… подруга. Это Женя, большой человек в столице. Помнишь, я как-то рассказывал тебе о нём?
     Евгений оказался высоким импозантным мужчиной со слегка седеющими тёмными волосами. Трудно было поверить, что они с Витей одного возраста. Хотя и тот, и другой выглядели на свои сорок пять, они были настолько разными, что никак не получалось представить их, например, на одном курсе. В общем, лучше я не могу объяснить.
     – Мне очень приятно, – галантно поклонился Евгений и пожал мне руку.
     Однако по его лицу нетрудно было понять, что он также не слишком рад моему появлению. Видимо, они вели какой-то очень важный разговор. Или считали его очень важным, как обычно бывает.
     – И мне, – ответила я с улыбкой.
     Этот Евгений оказался настоящим франтом. Щеголеватая рубашка навыпуск, поверх неё – коротенькая жилетка с накладными карманами. На руках – явно дорогущие часы. Лицо холёное, ухоженное. И пахло от него приятно, изысканным парфюмом. Я и не думала, что у Вити есть такие старые друзья.
     – Пожалуй, нам стоит переместиться в гостиную, – засуетился Витя. – Втроём мы на кухне точно не поместимся.
     Бедный Мишка, напуганный всеми этими телодвижениями, забился на шкаф и смотрел на нас оттуда огромными зелёными глазами.
     – Давай я тебе помогу, – предложил Евгений и взял в руки большое блюдо с мантами.
     Это значило, что Витя снова упражнялся в кулинарных изысках. А делал он это редко и только по особенно важным поводам.
     Мы перешли в комнату и разместились вокруг круглого стола, который специально ради этого был выдвинут на середину. Витя дал мне тарелку с обильно политыми чесночным соусом мантами и чашку чая с чабрецом. Он бывал очень мил, когда начинал хозяйничать. Но сегодня его явно заботило что-то очень серьёзное. Разговор у нас не слишком клеился. Я начала было рассказывать одну забавную историю, приключившуюся у нас в школе, однако на самом интересном месте вдруг поймала на себе пристальный и не очень одобряющий взгляд Евгения и – сбилась, смутилась, замолчала. Витя попытался прийти мне на помощь, но из этого ничего не вышло. Потом он попросил своего столичного гостя высказать мнение по поводу произошедших в городе изменений. Евгений заговорил и произнёс несколько оригинальных суждений, в которых, тем не менее, чувствовалась известная снисходительность к нашим провинциальным взглядам. В общем, я чувствовала, что моё общество их обоих серьёзно стесняет. В конце концов Евгений начал прощаться. Он оправдывался тем, что ему ещё нужно заехать в пару мест, повидать кое-каких людей. Но было видно, что Витя ему не слишком поверил. Хотя кто его знает, может, то была и правда. Мужчины иногда умеют так виртуозно лгать, что совсем не разберёшь.
     Так или иначе, Евгений ушёл, и мы остались одни, если не считать Мишки, который по-прежнему взирал на нас из своего надёжного убежища на шкафу. Витя сидел, опустив голову, и вяло ковырял вилкой недоеденный мант. Он о чём-то глубоко задумался и как будто совсем забыл о моём присутствии. Так прошло несколько минут. Затем Витя вздохнул, нахмурился и, посмотрев на меня, пожал плечами.
     – Я ожидал большего от нашей с ним встречи, – сказал он без обиняков. – Но, видимо, прошло слишком много времени.
     Мне польстила такая откровенность. Значит, Витя по-прежнему мне доверяет и готов делиться даже очень личными проблемами. Конечно, он очень своеобразно понимает личное… Ну да человека не изменишь. И он нравился мне именно таким.
     – Сколько вы с ним не виделись? – спросила я.
     – Около пятнадцати лет.   
     – Он выглядит очень… холёным, – не без труда подобрала я слово. И, кажется, неудачно.
     Однако Витя не обиделся и вполне со мной согласился.
     – Да, живёт он неплохо. Тем удивительнее, что помнит о своих старых знакомых. Знаешь, он ведь приехал сюда по моей просьбе.
     – Вот как? И зачем же ты его позвал?
     Витя слегка покраснел и вдруг взял меня за руку. Рука его была красной и тёплой.   
     – Понимаешь, Вера, я не могу всего тебе сказать… Это связано с Вовой, и… лучше не разглашать некоторые обстоятельства.
     – Связано с Володей? – нет, я не отняла руку. Мне было приятно, что он её держит. Так было и раньше, но в этот раз тут появился какой-то новый смысл.
     – Да, видишь ли… я беспокоюсь за него. Вы оба – мои старые друзья, и мне тяжело наблюдать, как вы… переживаете этот процесс. Особенно потому, что я сам… ему поспособствовал.
     – Это твоя работа, – тихо возразила я. Мне было неприятно говорить о разводе. Но если Вите необходимо выговориться – что ж, можно и потерпеть.
     – Вот именно! – с неожиданным жаром воскликнул он и едва не вскочил на ноги, однако вовремя вспомнил, что держит меня за руку – и удержался. – В том-то и дело, что это моя работа! Я не мог отказаться, когда вы… оба меня попросили. А потом много раз жалел, что не отказался. Знаешь, Вера, я ведь не привык принимать в расчёт чувства, эмоции, все эти факторы. Может, это неправильно, но так уж я устроен… В этом же деле их оказалось слишком много – моих чувств прежде всего. Всё слишком запуталось и усложнилось. И до сих пор не определилось, хотя формально процесс закончился. Ты ведь понимаешь, о чём я говорю?
     – Конечно понимаю, Витя. Ты мог бы об этом и не говорить. Я видела, как тебе было нелегко, и благодарна, что ты всё-таки взял на себя всю ответственность. Но теперь всё действительно позади.
     – Не всё, – упрямо помотал он головой. Очки его запотели, он снял их левой рукой и отложил в сторону. – Меня беспокоит Володя, и потом… ваша дочь.
     – Что с ней? – резко спросила я. Надо же было ему в такой момент упомянуть об этой… ведьме! Почему она всё время встаёт у меня на пути?
     Витя, конечно, не мог не почувствовать перемену в моём настроении. Но ведь он прекрасно знал, к чему может привести упоминание её имени.
     – Она… – протянул он, явно подбирая выражения, – она вела себя странно в последнее время.
     – Это не новость, – усмехнулась я.
     – Нет, я о другом. Марго позволила себе странные инсинуации, в которые… трудно было поверить. У меня не выходит из головы мысль, зачем она это делала.
     – Ты серьёзно? Да не стоит она того, чтобы из-за неё переживать! Мало ли что ей вздумается – я за много лет чего только не насмотрелась! Мой тебе совет: просто забудь.
     Витя хмурился, мои слова его явно не убедили.
     – Я не могу просто забыть, – сказал он. – Мне кажется, она тоже беспокоится из-за Володи…
     Мне снова захотелось съязвить, но пришлось сдержаться. Тут с Витей трудно было поспорить. Чего не отнимешь у нашего приёмыша, так это заботы об отце. Пожалуй, она порой даже бывала искренна в этой заботе.
     – Мы все о нём беспокоимся, – отделалась я общей фразой.
     – Да, разумеется, – тут Витя отпустил, наконец, мою руку, и мне было жаль, что он это сделал. – Однако тут есть что-то особенное… Рита вела себя очень странно, как будто ей известно нечто важное. По крайней мере, я бы расценил её поведение именно так. Словно она делала намёк и надеялась, что я окажусь достаточно проницательным… Не знаю, это всё как-то очень смутно. Никак не могу разобраться. Мне кажется, нужно поговорить с Володей, как следует поговорить.
     – О чём поговорить? – я начала терять нить рассуждений.
     – В том-то и дело, что мне самому толком непонятно. Нужно нащупать верное направление, но как это сделать? Впрочем, ты могла бы тут помочь.
     Мне это предложение не слишком понравилось.
     – Как бы это я смогла помочь?
     – Не беспокойся, всего лишь вспомнив что-нибудь… что может иметь значение. За последние пять лет, с тех пор как с Володей произошло… несчастье, не было ли каких-либо тем, которых он избегал? Которые вызывали его особенное раздражение? Может быть, сможешь припомнить?
     В этот момент я даже растерялась. Меньше всего мне хотелось думать о пяти последних годах, которые с таким же успехом можно было просто вычеркнуть из жизни. Неужели Витя всерьёз хочет заставить меня снова пройти через это? Неужели он не понимает, насколько мне тяжело вспоминать? Да нет, не может он не понимать. Неужели это действительно настолько важно?
     – Не знаю… – протянула я с как можно большей неохотой. – Володя… был раздражён практически всё время. Его жизнь разрушилась в один момент. Что же тут удивительного?
     – Да, само собой. Однако, возможно, было что-то специфическое? Не обязательно думать об этом сейчас, Вера. Просто это может очень помочь. Видишь ли, у меня есть ощущение чего-то недосказанного, но очень важного. Лучше не могу объяснить.
     Я поглядела на него с удивлением. Кажется, Витя впервые употребил слово “ощущение”, говоря о чём-то серьёзном. Похоже, тут и правда что-то было…
     – Могу только вот что сказать, – внезапно вспомнилось мне. – Володя очень резко реагировал на упоминание имени Войнова. Я однажды назвала его совершенно случайно, к слову пришлось. Он тогда совершенно взбеленился. Кричал, махал руками… Чуть было не опрокинулся в кресле. Это было… да, пожалуй, довольно странно.
     Витя поднялся, прошёлся несколько раз по комнате. Мишка жалобно мяукнул со шкафа, но хозяин не обратил на него никакого внимания.
     – Значит, взбеленился? – задумчиво повторил Витя, остановившись возле стола и побарабанив пальцами по крышке. – Ты права, тут есть странность. Конечно, они с Войновым давно соперничали. И тут могла быть замешана профессиональная ревность, ведь теперь противнику досталось всё. Но всё равно… уж очень бурная реакция. Н-да…
     – Твой Евгений приехал из-за этого? – напрямик спросила я.
     Витя хмыкнул.
     – Нет, не вполне, – ответил он через паузу. – Но я не исключаю, что он заинтересуется Володей. У Жени профессиональный нюх на очень высоком уровне. Если тут что-то есть… он непременно докопается. Правда, он приехал лишь на несколько дней. Однако с его возможностями…
     Я чувствовала себя нехорошо. Создавалось впечатление, что мы организуем какой-то заговор против моего бывшего мужа. А мне больше всего на свете хотелось сейчас забыть и о бывшем муже, и о “дочери”, и обо всём, что было связано с «Дельфином» и пятью последними годами моей жизни.
     – Может, выпьем чаю? – едва ли не с мольбой попросила я Витю. – В прошлый раз мне очень понравился тот, с чабрецом.