Пара подсказок для интеллигентной беседы. О Мане

Алексей Ермолин
Эдуард Мане, один из отцов импрессионизма, так и не дождавшийся заслуженной славы.

Стоит отметить, что этот человек не был родственником Клода Моне. Хотя оба были знакомы друг с другом.

1. Родился в 1832 г. в приличной, обеспеченной парижской семье дипломатов и юристов. С 1839 по 1848 г. учился в пансионатах и коллеже. Успеха в учебе не имел, но активно интересовался искусством. После учебы провалил поступление в  мореходную школу, но смог поучаствовать в учебном плавании до Бразилии. Путешествие утвердило его решение стать художником.

2. В 1850 г. начинает шестилетнее обучение у академиста Тома Кутюра. Постепенно приобретает отторжение к классической академической живописи. За этот период Мане объездил почти всю Европу и изучил работы старых мастеров, отдавая предпочтение стилям эпохи Возрождения. Считается, что особо на него повлиял художник Диего Веласкес, некоторые источники указывают еще Ватто и Шардена. Ученики Тома хвалили работы Мане. 

3. За 50-е года Эдуард приобретает некоторые связи, в частности, знакомится с Бодлером. Стремится к успеху и активно копирует полотна старых мастеров, много работает над техникой. Все делает в своем стиле.

4. В 1859 г. пытался блеснуть в Парижском салоне картиной «Любитель абсента», но картину жюри не оценило. Стиль новый и фривольный, отсутствует ряд типичных художественных техник. Следующие картины «Портрет родителей» и «Испанский гитарист» получились лучше, и в 1861 г. прошли на выставку в салон. В этом же году появляется «Музыка в Тюильри», картина, ставшей классическим примером, что полотна художника нужно рассматривать с определенного расстояния. Перспектива за пределами рисунка, детали не проработаны. Художник компенсировал строгость тонами, или, проще говоря, разными цветами в разных местах.

5. Обывателям работы Мане не нравились, их называли карикатурами. Масла в огонь добавила «Завтрак на траве» из-за необычной «обнаженки». До 1865 г. работы художника в типичные салоны не пускались. К этому времени он блистал только в «салоне отверженных». Там выставлялись работы живописцев, забракованные на официальных выставках.

6. В 1865 г. будоражит всех своей революционной «Олимпией». Картину признали непристойной и скандальной. Начинается травля. До 1870 г. все картины Мане откровенно презирались. В этот период знакомится и сближается с Моне, Сезанном, Дега, Базилем, Легро, Сислеем и др. Образуется «Батиньольская группа» - противоположность классическому изобразительному искусству. Хорошо дружит с Золя, который всячески его поддерживает. Начинаются знаменитые посиделки художников и их друзей в Парижских кафе.   

7. Термин - импрессионизм - возник благодаря сатире критика Леруа на группу художников и картины Мане «Впечатление. Восходящее солнце». В 1877 г. от первого слова в названии картины термин вошел в обиход. Однако, иронично подразумевалось – «небрежность», а не «впечатление».

8. В 1874 г. первая крупная выставка группы импрессионистов успеха не имела. При этом сам Мане, являясь авторитетом среди них, упорно стремился к признательности именно официальных салонов. В этом же году, официальным жюри отвергается «Железная дорога», которая вызвала обычное недоумение, а так же – «Бал-маскарад в опере». В 1876 отвергаются все картины. В 1877 г. – принимается одна из двух. Причем, к этому времени критики положительно говорят о его работах. Многим понравилась картина «За кружкой пива», написанная в 1873 г. Но обыватели, большинство современников и ряд художников ни как не интересуются его произведениями.

9. Даже, тот же Клод Моне уже вышел в известность, а Мане все только оскорбляют. Но Эдуард не сдается и работает над собой. В результате в 1879 г. его официально признают по картинам «В оранжерее» и «В лодке». Он получает право выставляться без отбора и зарабатывает награды. 

10. В 1883 г. художник умирает. До 90-х годов девятнадцатого века он так и не признается основной публикой. Затем, постепенно полотна набирают вес и начинают активно скупаться. Уезжают за границу, выставляются в музеях. 
 
11. В наши дни картины «Улица Монье, украшенная флагами» и «Скачки в Буа де Болонь» оценены в 26 миллионов долларов каждая. Всего было написано свыше двухсот двадцати картин.