Гл. 6. Век воли не видать или

Арон Атабек 2
 ВСКРЫВАЮТСЯ" ОСУЖДЁННЫЕ В КОЛОНИЯХ КАЗАХСТАНА

 "ШАНЫРАК" - ВОССТАНИЕ БЕЗДОМНЫХ


     Во всем цивилизованном мире – лагеря и тюрьмы есть средство изоляции осужденных и подследственных от общества. Вместе с тем общество (государство) несет ответственность за судьбы этих людей. Хотя бы потому, что эти люди – люди! И они не улетят на Луну – они вернутся в общество. От того, насколько хорошо или плохо обращались с ними в «местах не столь отдаленных» – зависит, каких людей получит общество: озверевших беспредельщиков (если с ними обращались беспредельно жестоко) или вставших на путь исправления (если обращение было достаточно гуманным).

     По всеобщему мнению, пенитенциарная система не должна носить репрессивный и карательный характер. Это положение закреплено во многих международных документах, в том числе подписанных и Республикой Казахстан. Это – «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (принята ООН в 1984г., ратифицирована РК в 1998г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1966-2005 гг.) и др.
     Основным Принципом (Законом!) для работы учреждений пенитенциарной системы является статья Международного «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка ООН» от 17 декабря 1979 года: «Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или новое другое чрезвычайное положение – для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
     К сожалению, положение дел в тюрьмах и лагерях Казахстана противоречит и этому Кодексу, и многим другим международным документам, которые подписаны Республикой Казахстан и которые она обязана выполнять.

     15 апреля весь Казахстан облетела шокирующая новость: в лагере № 71, п. Заречный близ Алматы в учреждении ЛА 155/8 – свыше 70 человек совершили публичное «харакири», вскрыв себе животы и порезав вены (на руках, шее и др.местах). Позже эта же акция была повторена в лагерях Аркалыка и Петропавловска.
     Официальные власти поспешили обвинить в случившемся самих заключенных – дескать, нарушение режима. Около 100 осужденных доставлены из Заречного в Алматинский централ, где активисты заключены в карцер, а остальные разбросаны по разным камерам, в которых (как и по всей тюрьме) нет самого необходимого, где спят по очереди из-за нехватки шконок и т.д.
     Более того, им всем грозят новые сроки сразу по двум статьям:
     1) Статья 321 – «Применение насилия в отношении представителя власти» – от 5 до 10 лет;
     2) Статья 361 – «Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» – от 7 до 10 лет.
     Кроме того, в рекордно короткие сроки в статью 361 внесены поправки, и появился пункт № 1: «Совершение акта членовредительства группой лиц, содержащихся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества» – от 1 до 2 лет.
     Таким образом, наперекор политике гуманизации пенитенциарной системы, официально заявленной Правительством РК – Министерство юстиции и МВД усиливают практику репрессий в отношении осужденных и подследственных.
     Что такое «членовредительство группой лиц»? Как его отличить от попытки «группового суицида»? А если нет ясных юридически регламентированных отличительных признаков между этими двумя действиями – то как можно судить этих людей? Или в УК РК уже есть статья за «попытку суицида», т.е. «самоубийства». Зато в УК РК есть другая статья – 102-я, или «Доведение до самоубийства», срок – до 5 лет!
     Существующая практика в тюрьмах и лагерях Казахстана заведомо предопределяет «включенность» статьи 102-й – ибо чрезвычайная жестокость и «беспредел» действий администрации закономерно ведут (и приводят) к попыткам суицида, как индивидуально, так и в групповой форме.
     Соотношением гуманности и жестокости определяется главное в человеке – Человечность! Не случайно в УК РК есть статья 276 – «Жестокое обращение с животными», срок – до 2 лет!
     Может быть, стоит в УК РК ввести еще одну статью: «Жестокое обращение с заключенными»? И наказывать инквизиторов в погонах в соответствии именно с этой статьей?
     Ибо на другие, имеющие более «широкое действие» положения и Конституции РК, и УК РК – казахстанское правосудие, увы, не обращает внимания!
     К примеру, статья 17 Конституции РК гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
     В УК РК существует статья 107 – «Истязание», которое принимается как «причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями» – срок от 3 до 5 лет.
Недавно, под давлением правозащитников, УК РК был дополнен статьей 347-1 – «Пытки», в которой был, наконец, определен субъект пыток, т.е. «палач» – «умышленное причинение физических и психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным должностным лицом» (выделено мной – А.А.) – срок от 5 до 10 лет.
     После публикации моей «Книги тюрьмы» («Свобода слова», март – апрель 2007г.) ко мне стали поступать малявы со всего Алматинского централа и даже из далеких лагерей. В них люди, испытавшие на себе все ужасы казахстанских ИТУ («исправительно-трудовых колоний») и СИЗО («следственных изоляторов), рассказывают в деталях, с именами, временем и местом действия – о нарушениях Закона именно служителями Закона!
     Увесистую пачку этих писем, жалоб и заявлений, с моими комментариями, я уже разослал и в компетентные органы, и в правозащитные организации, и в СМИ. Я думаю, как тьма боится света – так и палачи в погонах, узурпировавшие право пытать и истязать людей, боятся гласности и общественного суда.
Режим Назарбаева дал карательным органам власть и полномочия, которых они не имели даже в годы сталинских чисток!
     Одновременно тот же Режим пытается ввести в заблуждение мировую общественность, бодро рапортуя о «дальнейших мерах по гуманизации пенитенциарной системы Казахстана». Так, в официальном отчете Правительства РК Комитету против пыток ООН, под названием «Дополнительный доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления положений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания», сообщается: «В рамках гуманизации уголовной политики были сняты необоснованные ограничения и запреты на переписку, ношение часов, спортивной формы одежды в свободное время. Окна в камерах расширены, с них сняты металлические жалюзи с целью доступа дневного света и свежего воздуха, настелены деревянные полы. Улучшилось питание осужденных».
     Как практический зэк, со всей ответственностью свидетельствую, что все это абсолютная ложь и очковтирательство. Две решетки и сплошные железные жалюзи, а также кирпичная кладка во все окно и высотой в три этажа – по-прежнему закрывают мое окно в камере 08 транзит! Начальник СИЗО-1 полковник Жунусов Б., в присутствии членов Международной комиссии А.Жанабиловой и Д.Канафина, а также замначальника КУИС по г.Алматы и области И.Якубовой – клятвенно обещал все привести в соответствие с Законом, но, увы, «обещанного три года ждут»!
     Репрессивно-карательный стиль работы характерен не только для работников КУИС, но и прокуратуры, и судов и даже Конституционного Совета Казахстана! Чего стоит только один факт отказа шаныраковцам в их праве на рассмотрение дела судом присяжных! Этот беспредел заставил даже меня -–старого, интеллигентного и абсолютно мирного человека – уподобиться зэкам-рецидивистам и произвести «вскрытие» в зале суда! Полагаю, что за это «членовредительство» наш казахстанский «гуманный суд» добавит еще пару лет к моему и без того немалому сроку по статье 96-2!

     В упомянутом Докладе приведены и такие цифры: «К уголовной ответственности привлечены по статье 347-1 УК РК: в 2003 г. – 1 сотрудник полиции; в 2004 г. – 3; в 2005г. – 2 сотрудника полиции».
     Напомню, что речь идет о пытках заключенных!
     Думаю, что эти цифры возрастут 100-кратно, если соответствующие органы проведут объективное расследование событий в Заречном, Аркалыке, Петропавловске и др. местах заключения.
     Об этом красноречиво свидетельствуют показания заключенных из лагеря № 71, отрывки из которых я привожу ниже (перевод с казахского мой – А.А.):
     1) Осужденный Ибраимов Шынгыс, 1985 г.р., срок 6 лет строгого режима, 03.05.2006г. – 03.08.2012г. «Нас привезли на строгий режим, здесь сотрудники (менты) и «активисты» («козы») всех избили, при этом снимая на видеокамеру; раздев догола и собрав гомосексуалистов, пытались нас изнасиловать; все они были в масках. Я не понимаю, кто разрешает им эти противоправные действия? До сих пор все это снится мне. Я вас прошу – остановите эти действия, которые противоречат и Закону, и Конституции! Ведь мы – тоже люди, и граждане Казахстана!»

     2) Осужденный Бердибеков Мурат, 1981 г.р., начало срока – 27.01.2006г., конец срока – 27.07.2020 г., срок 14 лет 6 месяцев: «Едва мы спрыгнули с автозака – нас начали избивать, требуя, чтобы мы надели красные повязки и стали мыть полы. Опер Дамир, активист СПП (Совет Правопорядка) Ара, Шах, Леха, Арсен, а также контролер Айдар, раздев меня догола, гоняли из кабинета в кабинет, избивая и угрожая изнасиловать. Я был в карантине 11 дней – они показались мне 11 годами! …Администрация учреждения ЛА 155/8 издевается над зэками как хочет. Наконец, 15 апреля 2007 года мое терпение кончилось, ни письменно, ни устно мои жалобы не доходят – и я вскрыл себе живот! Я сделал это, чтобы донести до Вас правду – своей кровью! Теперь меня за это же хотят судить и прибавить срок. Как иначе донести до Вас правду? Или надо было сразу повеситься? Я не боюсь смерти. Но если она случится – в моей смерти будут повинны Жетимеков М.А., Оразбаев М.М., Жумабеков Б., Шарипеков Б., а также СПП-ки Ара, Арсен, Шах, Леха, Айдар, Горох. Это заявление написано в 2-х экземплярах».

     3) Осужденный Касымов М.М., 1974 г.р., статья 253-2, срок 4 года: «Ехавший со мной в автозаке осужденный Ким Игорь вскрыл себе горло. Медицинская помощь ему не была оказана. Опер Дамир пристегнул меня наручниками и стал избивать за то, что я не остановил Игоря Кима. Начал кричать, что «опустит» (изнасилует) меня. Трое в масках били дубинками, требуя, чтобы я нацепил красную повязку и мыл полы голым. Через осужденного Васильева я брал наркотики, а он брал их у опера… 15.04.07г. мне пришлось вскрыть себе живот, потому что знаю – жалобу они не отправят, а меня изобьют и закроют в изолятор. Прошу Вас разобраться и принять меры».

     4) Осужденный Тотебай Ардак, 1982 г.р., статья 179-2, срок – 8 лет: «В карантинном отделении первое, что от меня потребовали, раздеться догола, одеть на левую руку красную повязку и, взяв тряпку, мыть унитаз. И все это требовали, применяя физическое и моральное давление. Они вновь и вновь избивали меня и пришли к последнему (средству), угрожая мужеложством (ст.121 УК РК). От безысходности приходилось выполнять их требования, и все это записывалось на видео. В середине ноября я шел в мечеть, в пятницу, – но майор Жумабеков Б. избил меня за то, что я ходил в мечеть… После этого я решил пойти на последний (шаг) и совершить самоубийство. Потому что все мои жалобы были игнорированы начальником учреждения Жетмековым М.А.

     5) Осужденный Жумашбаев Санат, 1988 г.р., начало срока – 01.12.2006г., конец срока – 01.12.2014 г., срок – 8 лет: «Едва сошли с автозака – нас стали бить и так гнали до карантина… Мне показалось, что я являюсь фашистским заложником. Раздев нас догола, избивали в длинном коридоре. Мне сказали: «Ты будешь нашим шнырем, бери тряпку и мой унитаз». Это были «козы» в масках. Они угрожали изнасиловать меня. Опер Дамир сказал, чтобы я стал его стукачом. Я отказался. Дамир, с ним СПП-ки Руслан, Ормен, Полосатый – трое, меня избивали в течение часа. Дамир бил меня головой об стол. Я потерял сознание. Затем опер Рашит заставлял меня подписаться в стукачи. Опять те трое из СПП били меня и хотели изнасиловать… В лагере многие хотят кончить жизнь самоубийством, и многие так и делают. Многие – «вскрылись». Но ничего не помогает. Мне всего 19 лет, я только начал жить. Сделайте же что-нибудь! Если я умру – виновны опер Дамир, Рашит, режимник Баха».

     Май 2007 г.

     P.S. Обе последние главы опубликованы в газете «Свобода Слова» под общим названием «Жизнь в тюрьме, как она есть»
(7 июня 2007 года).

     P.P.S. Заявления зэков из лагеря №71, с моими комментариями, были отправлены по следующим адресам:
     1) Комитет ООН против пыток;
     2) Мажилис РК;
     3) Уполномоченному по правам человека (омбудсмену) при Президенте РК;
     4) Генпрокуратуру
     Ответы из двух последних инстанций привожу ниже:

     Национальный центр по правам человека
010000, Республика Казахстан, г.Астана, ул. Бейбитшилик, 2
Тел. (3172) 15-29-70, факс 32-17-67
Web-site: www.ombudsman-kz.org

     г.Алматы, ул.Богенбай батыра д.156 а,
     Едигееву А.А.

      Уважаемый Арон Атабекович!
     Ваше обращение, направленное в адрес уполномоченного по правам человека, принято к производству.
     В настоящее время по обстоятельствам, изложенным в Вашем обращении, ведется работа, о результатах которой вам будет сообщено дополнительно.

     И.о. руководителя Т.Тикибаева
     Прокуратура Республики Казахстан
     Прокуратура Алматинской Области

040000, г.Талдыкорган, ул. Абылайхана 160/164, Тел.27-10-33, 24-48-55

 

 

  Алматинскому спецпрокурору По надзору за законностью
  Исполнения наказания в ИУ
  Советнику юстиции Ибраеву А.С.

      Едегееву А.
     Ул. Богенбай батыра 156 а

     Для рассмотрения и принятия мер направляю обращение Едигеева А. с жалобами осужденных на неправомерные действия администрации учреждения ЛА-155/8 УК УИС по г.Алматы и Алматинской области.
     О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить заявителю.
Второму адресату для сведения.

     Приложения в 11 листах в первый адрес.

     Первый заместитель, прокурора области, старший советник юстиции С.Б.Турсунов