Глава 14. Ветеринарно-санитарное благополучие

Нелли Фурс
       
 
  11 декабря 1939 года было принято постановление Барановичского областного исполнительного комитета «О мерах борьбы с ящуром».
 Постановлением предписывалось немедленное наложение карантина по ящуру при установлении этого заболевания  и проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в строгом соответствии с инструкцией Наркомзема СССР по борьбе с ящуром. Во всех карантинированных по ящуру населённых пунктах установливались круглосуточные дежурства «проверенных людей» на всех въездных и выездных дорогах с обеспечением их дезинфицирующими растворами (едкая щёлочь, формалин и другие  дезсредства) для дезинфекции проезжающих автомашин и обуви проходящих людей. На дорогах неблагополучного по ящуру населённого пункта выставлялись карантинные знаки и  оборудовались дезинфектирующие подушки на всю ширину дороги, а также  дезподушки при входе во дворы и скотные сараи.
 
 На время карантина были запрещены:
-  выезд, въезд, ввод, прогон сельскохозяйственных животных
- перегруппировка скота внутри карантинного пункта и в угрожаемой пятикилометровой полосе 
- продажа сельскохозяйственных животных (лошадей, коров, овец, свиней, коз, птиц) из карантинных пунктов и из хозяйств, расположенных в радиусе 5 километров
- вывоз мяса, молочных продуктов, зерна, сена, соломы и других видов фуража
- потребление в сыром виде молока и молочных продуктов в пищу людям и в корм животным; употребление разрешалось только после кипячения молока в течение 10-15 минут
- прирезку сельскохозяйственных животных без разрешения ветеринарного персонала
- вывод всех видов сельскохозяйственных животных на пастбища; все животные переводились на стойловое содержание
- заготовка продуктов животного происхождения: кож, шерсти, рогов, копыт, волоса и т.д.
- перегон гуртов скота и отдельных голов без ветеринарных свидетельств на право перегона.

 Были организованы скотомогильники  при всех населённых пунктах; места под скотомогильники отводили крестьянские комитеты вместе с ветеринарными врачами. В волостных центрах была налажена работа  утиль-установок, которые использовались  для уничтожения трупов животных,  в  том числе и незаразных.  Были тщательно очищены от мусора и навоза дворы и скотные помещения; проведен ремонт колодцев. Налажен медицинский санитарный и ветеринарный надзор за санитарным состоянием мясных лавок, боень, убойных пунктов, ларьков по заготовке кожсырья, шерсти, волоса и т.д. Были уничтожены бродячие собаки. Карантинированные пункты обеспечивались  необходимой продукцией: соль, спички, керосин, махорка.
 
  Ветеринарным работникам были поставлены  галоши  и халаты. Медицинские работники в  карантинированных пунктах проводили санитарно-просветительную  работу среди населения и дезинфекцию одежды граждан, ухаживающих за больными животными.

 В декабре 1939 года и в январе 1940 года неоднократно выносились решения Барановичского областного исполкома о наложении карантина на неблагополучные по ящуру животных населённые пункты.

 В Столбцовском уездном исполкоме к ним были отнесены деревни Малое Обрино и Березовичи Турецкой волости и деревня Песочное Мирской волости.

 По Новогрудскому уездному исполкому карантин был наложен: на местечко  Острухово Щорсовской волости; деревни Чернявичи, Своротва и Пханка Почаповской волости; местечко Любчи и деревню Бор Любчинской волости; деревни Охотново и Бацкевичи Дятловской волости; имение Воронча Циринской волости; деревню Рута Новогрудской волости; деревню Заболотье Корельской волости.
 
 В феврале 1940 года карантин по ящуру сельскохозяйственных животных был объявлен в городе Барановичи; бывшем имении Поречье Дятловской волости; деревне Шестилы Орленской волости;  бывшем имении Дикушки и деревне Ольговицы Желудокской волости Щучинского района.

 Карантинные мероприятия по  ящуру в феврале-марте 1940 года были проведены в населённых пунктах: Бараново-Николаево, Латёвки и Николаево Воложинского района;  бывшем имении Пешковцы Даревской волости Барановичского района, бывшем имении Вошковцы Ляховичского района; местечке Вселюб и деревне Рута-Горная  Рутадольского сельсовета Новогрудского района.
 
 В феврале-марте 1940 года была зарегистрирована чума свиней на хуторе Мецавило и бывшем имении Молево Несвижского района, деревне Шулута Ивьевского района,  бывшем имении Шепово Валевского района.
 
 Принятые  в дальнейшем постановления облисполкома о снятии карантина в населённых пунктах после нормализации эпидемиологической обстановки в очагах – главный результат проведенных ветеринарно-санитарных мероприятий.