За чистое небо над Родиной

Виктор Мангустов
«И как эти люди красивы!
                И в небе землёю сильны.
                Военно – воздушные силы –
                Особая гордость страны!»
                Феликс Чуев.

Очень быстротечно время. Стремительно мелькают события, меняется окружающая действительность… Но какие бы изменения не происходили вокруг, в памяти всегда живо то дорогое, что было когда-то. И кажется, что все эти события происходили недавно.
Я и мои ровесники служили в то время, когда очень высоко ценились такие понятия, как воинский долг, защита Отечества, Родина! Это были не простые слова. Воспитанные на героических примерах отцов и дедов, мы старались быть похожими на них, не опозориться перед предками. Служба в армии была, действительно, почётной обязанностью! Моряки, ракетчики, танкисты, не жалея времени и сил, ратным трудом обеспечивали мирную жизнь своим согражданам, зорко стояли на страже своего государства.
Много лет мне довелось посвятить службе в войсках, которые являлись любимым детищем советского народа – в Военно Воздушных Силах СССР. Причём, служба сложилась так, что проходил я её в разных родах авиации – в дальней бомбардировочной, в штурмовой и в истребительной. И с деятельностью в каждом из родов ВВС связаны очень тёплые и трепетные воспоминания!
По окончании авиационного училища, в качестве молодого офицера, я прибыл в дивизию Дальней бомбардировочной авиации, которая располагалась в Казахстане, рядом с Семипалатинским испытательным полигоном. На вооружении воинской части находились стратегические бомбардировщики Ту-95. Эти уникальные лайнеры, являющиеся очень грозным оружием, и сейчас стоят на вооружении России!
Самолёт, длиной сорок пять метров, с размахом крыла пятьдесят метров, может нести бомбовую нагрузку свыше двадцати тонн и пролетать, без дозаправки топливом, пятнадцать тысяч километров! Такие лётно-технические характеристики этих гигантов оказались возможными потому, что на них установлены самые мощные в мире турбовинтовые двигатели. Четыре силовых установки, каждая мощностью пятнадцать тысяч лошадиных сил, позволяют более чем двухсот тонному бомбардировщику – ракетоносцу лететь со скоростью более девятисот километров в час.
Стратегические ракетоносцы оснащены радиоуправляемыми ракетами (самолётами-снарядами), которые с расстояния до двух тысяч километров от цели могут управляться экипажем самолёта, находящимся на безопасной дистанции от противника, или самостоятельно наводиться на объект.
Задачи, которые стояли перед лётчиками дальней авиации, были необыкновенно интересны.
Все члены экипажей обязаны были освоить полёты над Северным полюсом. Над полюсами Земли магнитные компаса не работают, затруднено действие навигационного оборудования, а лётчики, в случае необходимости, должны были уметь долететь кратчайшим путём в другое полушарие. Побывавшим над северной «шапкой» нашей планеты лётчикам, штурманам, инженерам – всем членам экипажей, по возвращении вручались грамоты «За освоение Северного полюса».
Не менее экстремальным и необычным было задание под кодовым названием «Чайка». Несколько самолётов долетало до Владивостока. Дальше, над нейтральными водами, мимо Японии, островов Океании «дальники» следовали в Индийский океан. Там они обнаруживали атомные авианосцы Соединённых Штатов, производили их фотографирование, обследование и возвращались обратно. Полёт, с четырьмя – пятью дозаправками топливом в воздухе, продолжался около тридцати часов и был сопряжён с массой всевозможных трудностей.
Натовские военные с уважением и робостью относились к советским соколам. В их классификационных таблицах зарубежной техники Ту-95-е получили наименование – «Медведи».
Во времена, когда между Советским Союзом и Китаем сохранялись напряжённые отношения, «медведи» совершали полёты вдоль всей границы этих сверхдержав, проводя радиотехническую разведку сопредельного государства. В составе каждого экипажа находился офицер РЭБ (радиоэлектронной борьбы), в задачи которого входило: постановка помех локационным средствам противника и радиоразведка.
Множество тренировочных заданий приходилось выполнять авиаторам для того, чтобы поддерживать своё мастерство на высоком уровне.
 Летая на Дальний Восток, они отрабатывали посадку в условиях низкой облачности. Весной с океана облака шли на материк над самой землёй и самолёты много раз заходили на ВПП в сплошном «молоке», вслепую.
Отрабатывались «полёты под шторкой», - когда кабина экипажа зашторивалась и вести крылатую машину приходилось без визуального обзора, по приборам.
Выполнялись полёты в разных климатических условиях – на Чукотке и в Средней Азии, в Сибири и Заполярье.
Стратегические бомбардировщики кроме обычного вооружения снаряжались ядерными боеприпасами. В 1961 году Ту-95В сбросил в заполярье самую мощную в мире термоядерную бомбу, мощностью в тротиловом эквиваленте – 50 мегатонн! В эпоху ядерного противостояния это был очень веский довод в сдерживании применения атомного оружия.
Служба в стратегической авиации всегда была непростой и очень ответственной. Каждый самолёт, в виду важности решаемых задач, постоянно находился под неусыпным контролем Министерства обороны. Мне запомнился случай, когда зимой, на одном из бомбардировщиков лопнул трубопровод подвода воздуха к штанге дозаправки самолёта топливом в полёте. Из Москвы поступил приказ: «В кратчайшие сроки крылатая машина должна быть боеготова!». Температура наружного воздуха в Северо - восточном Казахстане тогда держалась – минус сорок три градуса. Устранять неисправность техникам пришлось голыми руками так, как в рукавицах, просовывать руки в технологические лючки и демонтировать неисправные детали было невозможно. На завтрак, обед и ужин авиаторов поочерёдно отвозили в столовую. Инженерно-технический состав эскадрильи двое суток не уходил с аэродрома. И приказ высшего командования был выполнен.
Во фронтовой авиации одним из самых значимых достижений отечественной конструкторской мысли являлось создание штурмовика Су-25. Правительства очень многих государств просили руководство Страны советов продать им эти современные боевые машины. Но Советский Союз лишь несколько самолётов предоставил Ираку во время Ирано–иракского конфликта. Особенно проявили себя лётчики штурмовой авиации СССР, воюя на этих самолётах в Афганистане в 1985 – 1986 годах. Тогда в ДРА, в составе ограниченного контингента советских войск, действовал отдельный штурмовой авиационный полк, прибывший из Одесского военного округа. Лётчики, инженерно-технический состав авиационных частей Тирасполя, Лиманского, Маркулешт и других гарнизонов ОдВО прошли переучивание и усиленную подготовку на этих самолётах перед отправкой их в пылающий регион. В течении года, по пять лётных дней в неделю, штурмовики работали на полигоне: бросали бомбы, мины, пускали ракеты, реактивные снаряды. Обычно, в мирное время, во время боевой подготовки самолёты работают на полигоне с периодичностью – не более одного раза в квартал.
          Командовать полком был назначен один из лучших ассов СССР – Александр Владимирович Руцкой. И полк оказался самым результативным, из авиационных частей, за весь период войны в Афганистане. Мужество и мастерство лётчиков, инженеров и техников этой части привело к тому, что душманы, какими бы силами они не вели боевые действия, завидя даже один штурмовик в небе, старались укрыться где либо, как можно быстрее.
Конструкция Су-25 впитала в себя новейшие достижения научных и конструкторских идей. Самолёт обладал невероятной живучестью, основные агрегаты и детали его были надёжно защищены бронеплитами, системы управления и двигателя – многократно дублированы. И, что очень важно, - этот летательный аппарат оснащён очень точным прицелом с лазерным дальномером. Если штурмовик заходил на цель, она была обязательно поражена.
Весь личный состав полка был награждён правительственными наградами. Но самыми дорогими наградами были благодарные взгляды и слова военнослужащих, которым «Грачи» (позывные Су-25) приходили вовремя на помощь и спасали их жизни.
Перед истребительной авиацией стояли и стоят особые задачи. Основная из них – ведение воздушного боя и уничтожение летательных аппаратов противника. Не только во время боевых действий, но и в мирное время лётчики - истребители несут боевое дежурство. Дежурное звено в каждой части круглосуточно находится в повышенной боевой готовности. При подъёме дежурного звена, техники мгновенно готовят самолёты к взлёту, и перехватчики взмывают в воздух не позже, чем через четыре минуты после поступившей команды.
В истребительных полках мне довелось служить в воинских частях, расположенных на территории Монгольской народной республики и в гарнизоне посёлка Лиманское Одесского военного округа. Во времена противостояния стран - участников Варшавского договора и Североатлантического блока НАТО, Одесский военный округ находился в непосредственной близости с аэродромами, военными базами вероятного противника. Напряжённость противостояния двух систем, в то время, ощущалась военнослужащими, проходившими службу в этом регионе, очень остро. Достаточно сказать, например, что с натовских баз запускались десятки, сотни воздушных разведывательных зондов на территорию Советского Союза. Эти зонды могли запускаться не только с разведывательными целями. Они были снабжены системами реагирования, защиты от приближающихся объектов. Сбить их было непростой задачей. При мне заместитель командира истребительного полка был награждён боевым орденом за то, что сбил такого нарушителя в воздушном пространстве над Молдавской ГРЭС. Он несколько раз заходил для атаки, но автоматика защиты «диверсанта» срабатывала вовремя и, лишь сблизившись на критическое расстояние, в упор, подполковник уничтожил зонд оставшимися боеприпасами из авиационной пушки.
Современные истребители не являются только перехватчиками воздушных целей. Они также могут бомбами, ракетами, снарядами уничтожать наземные объекты. В их боевую подготовку входит регулярная тренировка на наземных полигонах. Все самолёты истребительной авиации являются истребителями – бомбардировщиками.
В послеперестроечный период произошло резкое сокращение вооружения на постсоветском пространстве. Значительно снизилось ядерное противостояние на мировой арене. Над Тирасполем, другими населёнными пунктами нашего края не слышны звуки реактивных двигателей военных самолётов. Они не тревожат, по ночам сон мирных жителей. Но и сейчас, как и много лет назад, люди в погонах стоят на страже своего государства, своих родных и близких!